<<
>>

§ I. Понятие коммунистической морали

Мораль или нравственность есть та форма общественного сознания, в которой отражаются нормы поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу,

Мораль — явление социальное, подчиняющейся законам общественной жизни.

Маркс и Энгельс показали, что мораль, представления людей о добродетелях и пороках, о хорошем и дурном определяются» в последнем счёте, условиями материальной жизни общества.

Существованием своим мораль обязана не отдельному человеку, а обществу; не в пр-ироде человека, не в свойствах наших чувств следует искать источник нашего нравственного сознания, а в общественно-исторических условиях жизни человека.

История показывает, что нравственные воззрения людей изменяются в зависимости от перемен в общественной жизни, что «вечных», неизменных норм нравственности нет и что в развитии моральных воззрений отражается развитие борьбы классов в классовом обществе.

Буржуазные моралисты пытаются, например, доказать обще-человеческий характер справедливости. Но уже Маркс и Энгельс показали, что «справедливость всегда представляет собою лишь идеологизированное, вознесённое в небеса выражение существую-щих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны. Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство: справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, ибо он несправедлив»

Идеи свободы, равенства и братства выдаются буржуазией за «вечные*, «нейзмеиныер идеи человечества, но история классовой борьбы показывает, что в условиях капиталистического общества эти идеи освещают право «свободы» эксщюатации человека человеком, «свободу* владения «священной» частной собственностью, рабство, нищету и угнетение. В статье «Фальшивые речи о свободе» Ленин раскрывает лицемерные лозунги буржуазии о равенстве и свободе.

«Пока не уничтожены классы, всякие разговоры о свободе в равенстве вообще являются самообманом или обманом рабочих, а также всех трудящихся и эксплоатируемых капиталом, являются, во всяком случае, защитой интересов буржуазии.

Пока не уничтожены классы, при всяком рассуждении о свободе и равенстве должен быть поставлен вопрос: свобода для какого класса? и для какого именно употребления? равенство какого класса с каким? и в каком именно отношении?»

Ленин говорит, что в классовом обществе существует лицемерное равенство собственника тг нищего, сытого и голодного, эксплоататора и эксилоатируемого.

Известный писатель Онорэ де Бальзак с большой художественной силой создал образ буржуазного человека со всеми пороками и недостатками капиталистического общества. Каторжник Вотрэн поучает молодого человека Эжена Растиньяка, вступающего п жизнь. «Знаете ли, что нужно, чтобы проложить себе дорогу? Нужно быть или гением, или бессовестным пройдохой. Надо врезаться в массу людей подобно пушечному ядру или проскользнуть в неё, как зараза. Честность ни к чему не ведёт. л Вот жизнь как она и есть. Это та же кухня: такая же вонь и так же приходится марать руки, если хочешь вкусно покушать. Умейте только хорошо зымыться потом, — в этом мораль пашей эпохи... Не держитесь крепко ни своих убеждений, ни своих слов. Когда потребуется—продавайте их». Такова мораль человека капиталистического общества. Капиталистическое общество ста-рается воспитывать молодое поколений по образу своему и по-добию.

Энгельс устанавливает, что в буржуазных странах прошлое, настоящее и будущее представлено одновременно тремя группами моральных теорий: феодально-христианской нравствен-ностью, современной буржуазной этикой и пролетарски^ моралью; іш одна из них не истинна в смысле абсолютной окончательности, но наиболее объективной истиной является мораль пролетариата, так как она соединяет в себе наибольшее количество элементов, представляющих в настоящем будущее.

1 Маркс я Энгельс, Соч., т. XV, стр. 71. * Л ей и к, Соч., т. XXV, изд. 3-е, стр. 409—470.

С победой буржуазного строя мораль феодального общества уступает место буржуазной морали; «.„всё дело сводится к смене двух форм общественной организации: система присвоения прибавочного труда прикреплённых к земле крепостных крестьян создала нравственность крепостническую; система «свободного труда», работающего «за чужой счёт», на владельца денег, — создала взамен её нравственность буржуазную»

Свои моральные взгляды люди черпают из практических условий своего классового положения, из экономических отношений производства и обмена.

«Что касается «диких» чувств и взглядов людей, — писал товарищ Сталин, — то они не так уж вечны, как это некоторые предполагают: было время, время первобытного коммунизма, когда человек не признавал частной собственности; наступило время, время индивидуалистического производства, когда частная собственность овладела чувствами и разумом людей; насту-пает новое время, время социалистического производства, — и что же удивительного, если чувства и разум людей проникнутся социалистическими стремлениями. Разве бытие не определяет собой «чувства» и взгляды людей?» 2

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России привела к торжеству новой морали — морали коммунистической.

«В основе коммунистической нравственности, — учит Ленин, — лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма»3. Это значит, что с точки зрения коммунистической морали нравственно лишь то, что способствует уничтожению старого мира угнетения и нищеты, что укрепляет новый, социалистический строй. Коммунистическая нравственность регулирует поведение людей в интересах борьбы за укрепление советского строя, за построение коммунизма. Коммунистическая мораль выражается в совокупности норм, требований, правил, выработанных советским социалистическим обществом, регулирующих поступки, поведение людей. Следование нормам коммунистической морали содействует славе, могуществу нашей родины, успешному строительству коммунистического общества. Коммунистическая мораль требует оценки — одобрения или осуждения поведения людей, даваемой с точки зрения перспектив развития советского общества, с точки зрения интересов всего советского народа. Коммунистическая мораль становится общенародной моралью советского народа, правила и требования её являются одинаково приемлемыми и обязательными для всех людей советского общества. В противоположность лицемерной и лживой буржуазной Морали мораль советского человека, провозгласившая принципы солидарности, взаимопомощи, преданности общему делу, верности долгу и т.-д., находится в полном соответствии с фактиче-

Ленин, Соч., т. I. изд. 3-et стр. 261—262.

Сталин, Соч.. т. I, стр. 338.

8 Ленин, Соч., т. XXX, изд. 3-е, стр. 413.

скими отношениями между людьми, являясь правдивым выражением этих отношений.

Отклонение от норм морали в социалистическом обществе есть проявление пережитков капитализма в сознании людей. Воспитание коммунистической морали означает борьбу и с этими пережитками. На XVII съезде партии товарищ Сталин подчеркнул, что «нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капитализма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только по-тому, что сознание людей в его развитии отстаёт от их эконо-мического положения, но и потому, что всё еще существует капиталистическое окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки капитализма в экономике и сознании людей в СССР и против которого мы, большевики, должны всё время держать порох сухим»

Одним из выражений пережитков прошлого в сознании людей является разрыв между словом и делом.

Бывает так, что высокое понятие о роли и значении труда, дисциплины, честности, правдивости, гуманности, умение жить в коллективе усвоено и принято, а вместе с тем на деле можно залтетить иногда недисциплинированность, лень, неискренность и ложь, невнимание к человеку, грубость, индивидуализм и отрыв от коллектива. Преодоление пережитков прошлого в сознании людей происходит не сразу, а в процессе длительного, систематического воспитания. Преодоление этих пережитков является одной из важнейших задач воспитания коммунистической морали.

Последовательное соблюдение в жизни норм и требований коммунистической морали содействует росту могущества нашей страны, успешному строительству коммунистического общества. -

<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме § I. Понятие коммунистической морали:

  1. § 1. Понятие уголовной ответственности
  2. Десакрализация понимания феномена насилия в XIX столетии. Понятие «насилие» и «террор» в философии К.Маркса и Ф.Энгельса
  3. Понятие насилия и террора в философии А.Камю
  4. Тема: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА. СИСТЕМА ДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ
  5. 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
  6. Тема 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
  7. §9.1. Понятие и признаки права
  8. IV. Альфа — или Моралист
  9. 2. Функциональный и субстанциальныйподходык анализу морали
  10. 2. Уловки морализаторства. Дведоктрины
  11. § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства