<<
>>

§ 1. Принципы воспитания коммунистической морали

«Надо, чтобы всё дело воспитания, образования Котмунистиче- и уі1епия современной молодёжи было воспита-

ниєм в ней коммунистической морали», — гово- и идейность, рил Владимир Ильич Ленин в своей речи на

III съезде РКСМ.

В этих словах выражено опре-деляющее или исходное общепедагогическое' требование к построению всего процесса воспитания вообще и нравственного в частности.

Этой установкой должен постоянно руководствоваться воспитатель в своей деятельности.

Выше было указано, что воспитание коммунистической нравственности у учащихся означает формирование из нашего молодого поколения людей, отличающихся высокой большевистской идейностью, благородными коммунистическими эмоциями (любви к своему народу, беззаветной преданности советскому строю и ненависти к его врагам), людей сильной воли, стойких, бодрых,

214 уверенных ? правоте своего дела, не боящихся препятствий, идущих навстречу препятствиям и умеющих их преодолевать.

Воспитание коммунистической морали, таким образом, пред-ставляет собой сложный процесс всестороннего развития лйчко- сти учащихся, включающий в себя:

а) формирование коммунистического сознания, высокой большевистской идейности и социалистической сознательности, определённого круга этических представлений и понятий;

б) выработку и закрепление навыков и привычек коммунистического поведения;

в) развитие нравственных чувств;

г) формирование большевистских черт воли и характера.

Ведущую роль в этом процессе играет формирование высокой

ко *\шу нистической сознательности, большевистской идейности, ибо чувства, мысли, энергия и деятельность могут иметь положительное или отрицательное значение в зависимости от того, какими идеями они направляются. Нравственный облик человека поэтому в конечном счёте определяется его идейностью, его убеждениями или принципиальными установками, которые в свою очередь зависят от социальных условий, а в нашей стране вытекают из общеполитических задач социалистического строительства и борьбы за коммунизм.

Из коммунистической убеждённости вытекает ясность цели советского человека, а она в свою очередь является условием на-стойчивости его действий.

Люди без твёрдых убеждений не могут проявлять и твёрдости характера, ибо их поведение лишено ясности и определённости, целенаправленности и страстности.

Чувство обладает большой побудительной силой и является поэтому важной предпосылкой всякого) нравственного действия. Кто неспособен сильно чувствовать, тот неспособен и к сильным стремлениям, тот не может с энтузиазмом приняться и за их воплощение в дело. Однако, одЕюстороннее и неумеренное воздействие на чувство таит в себе и опасности. Кто руководствуется в своих действиях одними лишь желаниями и страстными порывами, тот неспособен действовать обоснованно и сознательно; его действия часто будут отличаться импульсивностью и необдуманностью. Одно лишь возбуждение чувств не обеспечивает ни продолжительности, ни тем более постоянства определённого образа действий. Вот почему так важно образование стойких убеждений — именно они помогают человеку отобрать из всех желаний лишь те, которые являются полезными с точки зрения социалистического общества.

Однако, убеждения должны быть всегда органически связаны с практикой поведения. Формирование одних убеждений без связи с практикой ведёт к беспринципности и резонёрству. Поэтому необходимо упражнять человека в претворении своих мыслей и взглядов в конкретные поступки. В то же время одно упражнение в действиях, без выработки взглядов и культивирования чувств превращается в механическое и автоматическое действие, а культивирование одних чувств ведёт к сентиментализму и пустой мечтательности.

Таким образом, совершенно очевидна необходимость в целях нравственного воспитания воздействовать одновременно как на чувства, так и на интеллект, и на волю.

Человек, руководящийся в своих действиях коммунистиче-скими принципами, подчиняющий им свои влечения и стремления, в согласии с этими принципами регулирующий все свои поступки, всю свою деятельность, — вот, кто обладает коммунистической нравственностью, определяемой условиями жизни на-шего социалистического общества.

Отсюда вытекает принципиальное требование такого построе-ния процесса нравственного воспитания в советской школе, при котором он был бы весь пронизан коммунистической целеустремлённостью и идейностью и в основе которого лежало бы обеспе-чение сознательного усвоения учеником определённого круга представлений и понятий, правил и норм, принципов и идей коммунистической нравственности, в своей совокупности образующих стройное большевистское этическое мировоззрение, способное регулировать действия и поступки учащихся, направить их целиком на служение интересам коммунизма.

Действенность Направляемый сознанием, идейностью, убеж-дениями, нравственный характер советского че-ловека проявляется и формируется не иначе, как в действии, в конкретных делах и поступках.

В.

И. Ленин в своей речи на III съезде комсомола указывал, что суть коммунистического воспитания состоит в том, чтобы

«отдавать свою работу, свои силы на общее дело... Только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста»

Отсюда проистекает принцип действенности, требующий того, чтобы все нормы нравственного поведения, которые мы хотим привить учащимся, были разъяснены им не только на словах, но и закреплены определёнными действиями, конкретной деятельностью учащихся на общее благо.

Владимир Ильич требовал воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде. Молодое поколение «должно все задачи своего учення ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодёжь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» 3.

Исходя из этих указаний В, И. Ленина, советская школа в плане нравственного воспитания детей осуществляет ряд кон-

* Ленин, Соч.. т. XXX, изд. 3-е, стр, 415. 2 Тан же, стр. 417.

устных видов общественно-полезной деятельности, постепенно усложняющейся с возрастом учащихся и углублением содержания образования.

Систематичность, после-довательность и учёт возрастных особенностей.

Виды обществен но-полезной деятельности, как и круг идей, составляющих содержание воспитания коммунистической морали у учащихся, не должны превышать сил детей, ко в то же время они должны требовать определённого напряжения са-мостоятельных творческих усилий учащихся. Это значит, что содержание идей, навыков и привычек должно расширяться и углубляться постепенно и последовательно, шаг за шагом, всегда сообразуясь с уровнем развития детей на данном этапе школьного обучения. Содержание и методы нравственного воспитания не могут быть одинаковы в работе с младшими^ средними и старшими школьниками.

Поведение младшего школьника основывается не столько на убеждениях и принципах, сколько на эмоциях и преходящих мотивах и устремлениях.

Поэтому здесь нравственное воспитание должно опираться не столько на убеждение и доказательство, сколько на пример и авторитет учителя, на приучение, упражнение. Однако, как ни элементарны моральные представления и понятия учеников младшего школьного возраста, нужно всегда обращаться к их сознанию. Учить их на основе конкретных фактов школьной и общественной жизни, руководствоваться определёнными правилами поведения, соблюдение которых должно являться актом сознательной деятельности, а не механического, слепого подражания.

В средних и старших классах у учеников более развито понимание общественных интересов, сознание долга, сознание необходимости связывать своё поведение с интересами коллектива, страны, и здесь уже более возможно формироваЕШе известных моральных понятий, этических идей, которые послужили бы основой для самовоспитания. Подростку уже недостаточно выпол-нять установленные требования только потому, что они предъявляются учителем, школой, родителями. Ему необходимо освещать причины и основания тех или иных требований, ставя углублённую работу по рИзъяснению принципиального значения и поли-тического смысла тех норм поведения, которые выдвигает перед учащимися школа.

В старшем школьном возрасте задача состоит в формировании стройного коммунистического мировоззрения, в выработке твёрдых основ нравственного поведения. Юношей и девушек глубоко интересуют принципиальные вопросы морали, этические проблемы и нормы поведения. В этом возрасте, при наличии стремления к самостоятельности и творческой самодеятельности, возникает большая тяга к участию в общественной жизни и встаёт задача удовлетворения этой нравственной потребности при по-

мощи различных видов общественной работы, осуществляемой по линии комсомольской, пионерской и ученической организаций.

Таким образом, по мере роста, развития и оформления мировоззрения школьника, оно всё более и более определяет собой его поступки и действия. Вместе с этим всё более и более возрастает роль и значение убеждения, как основного метода вое питания коммунистической нравственности.

Итак, в нравственном воспитании, как и в умственном, необ-ходим учёт возрастных особенностей.

Там, где это требование игнорируется, мы можем встретить в работе с младшими школьниками увлечение со стороны воспитателей недоступными детям нравственными поучениями или, наоборот, п старших классах—излишнее опеканне или понукание. Печальные результаты» к которым ведёт такое «нравственное воспитание», не удивительны.

В каждый возрастной период з силу психических особенностей детей та или иная сторона нравственного воспитания приобретает особое значение, и поэтому тот или иной метод должен доминировать над другими, ему сопутствующими. В то же время конкретное содержание работы и техника применения каждого метода должны соответственно видоизменяться и усложняться вместе с ростом сил и возможностей ребёнка от одного возраста к другому.

Итак, вместе с расширением и углублением знаний п общим развитием учащихся из года в год систематически и последовательно должна расти их коммунистическая сознательность и вырабатываться принципиальная выдержанность их поведения. Для этого процесс воспитания коммунистической морали, как и процесс обучения, должен быть построен по строгой системе так, чтобы он постепенно и последовательно усложнялся вместе с возрастом учащихся и на каждом году обучения, при переходе учеников в следующий класс, соответственно повышались требо-вания, предъявляемые к их поведению.

Сложный и длительный путь нравственного воспитания, его основные этапы и их последовательность должны быть ясны не только педагогу, но и учащимся. Подобно тому как это имеет место в обучении, и в нравственном воспитании дети должны живо ощущать и наглядно видеть евой поступательный рост и продвижение к идеалу коммунистической нравственности. Для этого необходимо, как справедливо указывает Н, К- Крупская, великую цель (служение трудящимся в их борьбе и строительстве) разбить на ряд частных целей, тесно связанных с ней, конкретных и постепенно усложняющихся по мере роста сознательности и умений учащихся, Реализация такой планомерности в выдвижении перед учашимися конкретных задач нравственного воспитания будет практическим осуществлением принципа перспективности, выдвинутого А. С.

Макаренко. Воспитать человека по Макаренко, значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его «завтрашняя радость». В свете этого определения решающее значение в нравственном воспитании имеет умелое выдвижение перед учащимися в каждый отдельный период опре-делённых, конкретных целей, расширение и углубление старых и пробуждение к жизни всё новых задач, поступательно развивающихся От ближайших, непосредственно ощутимых до самых дальных и общих перспектив всего Советского Союза. Мастерство воспитания, взятое в таком аспекте, сводится, таким образом, к искусству намечать «систему перспективных линий», иными словами — к искусству неустанного расширения и обогащения интересов, стремлений и усилии детского коллектива, содержания и видов его деятельности. Игнорирование или забвение этого требования перспективности неизбежно ведёт к застою или остановке в жизни коллектива, благоприятствующим зарождению нежелательных, а то и безнравственных поступков.

н Если мы ввели на данной стадии развития уче-

ность."*" ника определённые нормы нравственного поведения, привили те или иные культурные навыки, то следует отстаивать их соблюдение на протяжении всего дальнейшего развития ученика, — иначе каждый раз придётся начинать работу заново. Развитие нравственного поведения учащихся не идёт по прямой, так, что последующая ступень как бы незаметно вырастает из предыдущей. Напротив, на каждом следующем этапе развития ребёнка открываются трудности, каких не было прежде. Вступая в новую стадию своего развития, дети должны делать известное напряжение, чтобы пережить новые чувства и выработать новые стремления. Поэтому так важно в каждом возрасте, наряду с новыми задачами, пе предавать забвению того, что уже достигнуто на предыдущих этапах. Как часто в практике наблюдаются случаи, когда учащиеся в V классе быстро теряют те навыки, которые были им привиты в начальной школе, только потому, что учителя в этих классах чувствуют себя сво-бодными от того, что считал обязательным для себя учитель в начальной школе.

Отсюда вытекает требование непрерывности» означающее то, что нравственные представления и понятия, правила и нормы поведения, прививаемые на данной стадии обучения, подлежат:на последующей ступени обучения дальнейшему закреплению и развитию.

В практике мы неоднократно видим обратное: сначала тст или иной порядок вводится с большой решительностью, а потом к нему охладевают и постепенно предают его забвению. Таким путём нельзя создать твёрдые навыки поведения: не успев зародиться, они быстро теряют свою силу. Тайим путём нельзя также воспитать и уважение к правилам и требованиям учителя. Прочность навыков поведения важна не в меньшей степени, чем прочность знаний и умений. А она может быть обеспечена только при помощи неукоснительной требовательности.

Чтобы нравственные нормы поведения вошли в ТреЗователь- плоть и кровь ученика, чтобы они сделались при-

жение^лично- вь™<ой и наклонностью, необходима неукосни- сти учащегося, тельная требовательность со стороны воспитателя

к ученику, недопущение никаких изъятий и отступлений от принятого правила, нужна решительная требовательность в большом и малом.

Однако, такая строгая требовательность со стороны учителя должна сочетаться с уважением к личности ученика, с доверием к его силам, к его благородству.

Требовательность и строгость ничего общего не имеют с подозрительностью, с недоверием. Недоверие оскорбляет, о тчу ж* дает учеников от учителя, мешает установлению правдивых, открытых взаимоотношений между ними. Именно на этой почве вырастает стремление ученика скрыть от учителя свои проступки, стремление обмануть его. Напротив, оказать доверие ученику — значит вызвать с его стороны такое же отношение к себе, а также к людям вообще.

Уважение к личности воспитанника означает доверие к его силам и возможностям, достойное обращение с ним, исключающее применение всякого рода оскорбительных, ущемляющих его достоинство мер воздействия.

Но уважение к личности ребёнка, с другой стороны, не означает потворства всем его желаниям, слепого, безотчётного доверия ко всем его поступкам. Уважение, признание, поддержку учителя должны вызывать к себе, естественно, лишь положительные наклонности и вкусы ребёнка, а все отрицательные, дурные устремления и поступки, из того же уважения к его личности, должны встречать противодействие со стороны педагога. Опора на поло- Найдя положительное, хорошее з ученике, учи- жительное и тель приобретает необходимую опору для своих преодоление воспитательных действий. При этом надо верить» отрицатель- подобно Макаренко, что ни один человек не MO-

НОГО. жет пр0пастЬі <<4TQ испорченный ребёнок ФЕ*

тиш педагогов-неудачников». Эга вера в исправимость ученика, в таящиеся в нём благородные силы и возможности обыкновенно очень трогает выбившегося из своей колеи ученика и становится одним из решающих факторов перелома в его поведении. Это сближает учителя с учениками, роднит его с ними, устанавливает между ними отношения дружбы, являющейся самой благоприятной почвой для развития в ученике нравственных чувств и убеж-дений.

При всей важности обнаружения и развития положительных сторон личности ученика воспитатель в то же премя должен обращать внимание и на отрицательные стороны поведения ученика и принимать необходимые меры к их устранению. Правдивое отношение к ученику, доверие к нему обязательно предполагает честное и прямолинейное осуждение учителем в поведении

ученика всего нехорошего, активное воздействие на него в целях исправления.

Чтобы найти дорогу к лучшему и суметь затро-

ЇЇГЇЇЇГ* н^ть внУтРенние переживания ученика, нужно учащемуся. очень хорошо знать его.

Воздействие на ученика бывает успешным только тогда, когда учитель видит в коллективе не общую массу/ а различает особенности каждого ученика и свои действия со-образует с этими индивидуальными особенностями.

Воспитатель должен знать все сильные и слабые стороны характера ученика, его жизнь и поведение в семье, его внеучебные занятия, интересы, переживания н стремления.

Воспитатель должен знать не только самые действия ученика, но и побудительные мотивы, истоки его поведения, историю его развития. Только при таком глубоком понимании и основательном знании индивидуальных особенностей ученика г0можно выявить таящиеся в нём возможности и изыскать действительные средства успешного его воспитания.

Одной из важнейших задач воспитания комму- Вослитяние в нистической морали является воспитание у уча- коллективе н щихся готовности, уменья и навыка жить и рабо-

коллектнв, тать в коллективе, отдавать свои силы на общую

пользу своего коллектива, помогать товарищу в его работе, сочетать свои интересы и стремления с общими интересами членов своего коллектива- Для этого необходимо с самых малых лет упражнять учеников в разнообразных видах коллек-тивной деятельности. Средством достижения этого является объединение усилий отдельных учащихся вокруг общих задач школы, сплочение учеников в единый, тесный коллектив, создание в нём здорового общественного мнения, высокоидейной на-правленности.

Такой ученический коллектив, проникнутый большевистским духом, является не только предметом забот воспитателя, но и большим его подспорьем в работе, мощным орудием воспитатель* ного возденетпия на учащихся. Однако это имеет место лишь при условии неустанного педагогического руководству коллективом со стороны учителя, обеспечивающего необходимое богатство со-держания и должуую направленность общих коллективных усилии детей, а также возможности для каждого отдельного члена коллектива максимально проявить свои способности и энергию.

Раньше чем у детей сложатся собственные пред-

Авторитет не- ставлення о том, что хорошо, что плохо, они об

дагога н само- г л '

стоятелъность этом судят по тому, что делают родители, учи-

учащегося. теля, родные, старшие. Подражая их действиям,

они приобретают первые навыки нравственного поведения. Поэтому так важен пример взрослого в формировании нравственного поведения. В школе решающее значение в нравст-

У

венном воспитании имеет пример учителя. Однако дети охотно подражают действиям лишь того учителя, которого они глубоко уважают и любят, который пользуется у них авторитетом. Указания авторитетного учителя выполняются учениками беспрекословно, и нет надобности прибегать учителю ко всякого рода угрозам и наказаниям. Ученики ждут одобрения авторитетного учителя и огорчаются его словами осуждения.

Авторитет учителя зиждется прежде всего на качестве его преподавательской деятельности, на его преданности делу своего народа, на умелом обращении с детьми, и в частности на уменье учителя всемерно стимулировать и развивать самостоятельность и инициативу учащихся, их собственное стремление к деятельности на общую пользу.

В деле нравственного воспитания нужно остерегаться двух крайностей; стремления сломить волю ребёнка и добиться с его стороны лишь слепого подчинения чужой воле и предоставления детей самим себе, потворства их слабостям. Наше воспитание нередко страдает не столько от чрезмерного подавления самостоятельности учеников, сколько от предоставления их самим себе. И тю, и другое вредно. Однако нужно подчеркнуть, что для того, чтобы сделать детей нравственными по своему сознанию и по своей собственной воле, необходимо, руководя ими, всемерно развивать их самодеятельность, предоставлять им возможность совершать нравственные поступки по собственной инициативе. Умелый воспитатель ставит -перед детьми задачи в такой форме, что дети вюспринимают их как свои.

Таким образом, требование активности отнюдь не означает предоставления детей самим себе, а уменье сочетать автор и- т е т учителя с с а м о с т о я т е л ь и о с т ь го учеников.

При помощи такого сочетания мы учим детей выполнять волю воспитателя как свою собственную, учим детей делать должное по собственному велению.

Все указанные выше педагогические требования

Единство оказываются успешными лишь при условии со- педагогических - «

воздействий гласованности и единства действий всех звеньев

школы: дирекции, педагогического коллектива, комсомола, пионерской и ученической организаций и семьи.

Главнейшую роль играет учитель, и для успешного осуществления задач нравственного воспитания необходима единая, солидарная педагогическая линия всех педагогов. Учителя, прово-дящие в классе (в школе) единую линию, поддерживают и усиливают друг друга в своей деятельности.

Если же их действия противоречивы, то в результате не создаётся настоящего авторитета.

Но поведение учащихся зависит не только от работы школы, значительную роль играет и семья. Бывают случаи безнадзорности детей, оставления их в семье без всякого контроля, некоторые ученики подпадают вследствие этого под влияние нежела- тельных элементов. Только согласованная линия школы и семьи способна привести к ожидаемым результатам в области нравст-венного воспитания.

<< | >>
Источник: И.Л. Каирова. ПЕДАГОГИКА. 1948

Еще по теме § 1. Принципы воспитания коммунистической морали:

  1. 2. О ПРИНЦИПЕ «НЕ ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО» (Н.И. Матузов)
  2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ.
  3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ и др.
  4. «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
  5. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека
  6. § 3. Составные части коммунистического воспитанияи основные его задачи
  7. § I. Понятие коммунистической морали
  8. А1ЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ
  9. § 1. Принципы воспитания коммунистической морали
  10. § 2. Методы воспитания коммунистической морали
  11. Методы воспитания сознательной дисциплины у у чащихся
  12. § 2* Составные части коммунистического воспитания
  13. § 3. Основные принципы народного образования в СССР
  14. § 5. Методы корректировки и стимулирования деятельности учащихся в процессе воспитания
  15. § 2, Атеистическое воспитание
  16. § 1. Содержание и задачи нравственного воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях
  17. § 2. Воспитание социалистического патриотизмаи интернационализма
  18. § 3- Воспитание сознательной дисциплины