<<
>>

А. Ф. Мерзляков

Крупным русским эстетиком начала XIX в. был Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830). Сын владельца торговой лавки в уездном городке Пермской губернии благодаря рано пробудившимся в нем поэтическим способностям попадает в гимназию при Московском университете, заканчивает его и с 1804 г.
становится его профессором по кафедре красноречия и поэзии. Наряду с поэтическим творчеством (он автор знаменитой песни «Среди долины ровныя») Мерзляков проявил себя как литературный критик и философ.
Как эстетик Мерзляков был противником карамзинской линии в литературе, отстаивал некоторые принципы классицизма. Однако, считая искусство «подражанием природе», само это «подражание» он понимал как творческое воспроизведение действительности. И «предметом подражания», по его мнению, достойна быть не равнодушная природа, а та, «которою мы тронуты». «Сердце» подсказывает поэту чувства, которые он желает возбудить. «...Спрашивайте свое сердце, - советует эстетик-поэт. - Тот всегда поступает хорошо, который умеет с ним советоваться»[46]. Не случайно поэтому Мерзляков, несмотря на симпатию к классицизму и неприятие романтического искусства, был поклонником Шиллера. Ему импонировало высокое, общественно значимое искусство, в котором эстетическое нахо- дится в полном единстве с нравственным началом, ибо «совершенство и красота трогают нас не иначе, как будучи в связи с добротой», а «совершенство и добро» должны нам являться «в полном блеске изящества, дабы имели в себе разительнейшую приятность». Только тогда будет соблюдаться правило: «Театр есть училище нравственности»1.
Профессор эстетики, Мерзляков признает объективность красо - ты, различая при этом то, «что в самом деле есть красота», и то, что «у нас почитается красотою». В то же время он был убежден в том, что «все предметы, называемые прекрасными, нравятся нам не столько сами по себе, сколько по отношению к нам»2. Таким образом, русский эстетик подходил к ценностному пониманию красоты, к трактовке ее не только как объективной реальности, но и как человеческой ценности. Уделял он внимание и субъективным эстетическим способностям человека, его эстетическому вкусу, который, с его точки зрения, неразрывно связан с нравственным чувством.
Взгляды и идеи Мерзлякова оказали заметное воздействие на развитие эстетической мысли в России. Лекции же по литературе, риторике, эстетике, которые он читал в Московском университете, его занятия в кружке литераторов пользовались большой популярностью. У него непосредственно учились Грибоедов, Чаадаев, Иван и Петр Киреевские, Вяземский, Веневитинов и другие русские писатели и мыслители. Он обнаружил поэтический талант Тютчева. Его учеником был юный Лермонтов, которому он любил повторять: «Чем более стихотворец философ, тем он более пиит», т. е. поэт.
В России поэты были нередко философско образованными людьми и сама поэзия носила философский характер. В первую очередь это, конечно, относится к поэзии Пушкина. Но прежде чем перейти к философским идеям великого поэта, отметим тех эстетиков-философов, которые были его лицейскими учителями.
Петр Егорович Георгиевский (1791-1852) читал курс эстетики в лицее (сохранилась запись этого курса, сделанная лицейским товарищем Пушкина А. М. Горчаковым). В своем понимании эстетики он следовал за Мерзляковым, но проявил также осведомленность в эстетике Канта, даже полемизировал с ним по отдельным вопросам, а в понимании идеала солидаризировался с ним. Близкая по смыслу к учению Канта и романтикам дается им трактовка прекрасного: «Прекрасное, - писал он, - находим токмо там, где познание переходит в неопределенные чувствования, где душа чувствует свою свободу и совершенство, возносится над целым миром»3. Хотя в целом эстетические воззрения Георгиевского относятся к просветительскому классицизму.
'Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т. 1.С. 150, 151, 127.
  1. Там же. С. 124.
  2. Там же. С. 207.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме А. Ф. Мерзляков:

  1. Мерзляков Сергей Владимирович. ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМИ КОМПАНИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА, 2000
  2. Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.
  3. Поэзия 1800–1810 х гг.
  4. А. В. Кольцов
  5. От издательства
  6. Приложение
  7. Поэзия 1790-1810-х годов
  8. Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе
  9. А. Ф. Мерзляков как поэт
  10. Текстология памятника
  11. I редакция. 1814-1817
  12. II редакция. 1818-1822
  13. "Сады" Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе
  14. ГЕНИЙ
  15. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока
  16. А. Ф. Мерзляков
  17. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  18. Личность и творчество Ю. М. Лотмана
  19. Глава шестая