10. Психологическая мысль в России в 18 в (М.Ломоносов, А.Радищев,Г.Сковорода,В Татищев и др.)
В XVIIIв. В России широко развернулось просветительское движение. XVIII в. стал веком рождения новой науки. В этот период получают развитие разные отрасли знания, возникает новая материалистическая методология научных исследований, разрабатывается система методов.
Огромных успехов достигает естествознание, физиология с которыми в науку приходит опытное познание. Психология не являлась еще в тот период предметом самостоятельного специального изучения. Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.Григорий Савич Сковорода
Главное внимание уделял проблеме самосознания. Имел ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущую борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. Самым главным стала борьба за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.
В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой («бог») - внутренней, духовной.
Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ.Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде». Под последним он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, по мнению Сковороды, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества.
Василий Николаевич Татищев
Утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума – опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.
Александр Николаевич Радищев(1749-1802)
Был против самодержавия и крепостничества. Главное в его концепции идея человека, гуманизм. Большое место в его работах было посвящено проблемам развития психики, сравнению психики человека и животных.
Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека, он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Он отмечал, что занятия искусством расширяют возможности органов чувств до беспредельности. Указывает на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Большую роль как считает Радищев в развитии разума играет воспитание и способность человека к самосовершенствованию. Подчеркивал активную природу человека и говорил о том, что человек властен над своими желаниями, мыслями, страстями и телом.Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Великий русский энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения. Был материалистом и объяснял ощущения как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений. В своей работе «Краткое руководство к риторике», Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях, психологии речи. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности. Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии: дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных); обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания; анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека; рассматривает приемы повышения психо - эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.