<<
>>

48 (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом: ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.

«Двойники" Раскольникова в романе.

Мотив «двойника» как темного второго «я» человека. Образ Лужина (чтение и анализ гл.З ч. 1, гл. 5 4.2. гл. 2,3 4.4, гл. 1,3 ч.5). Образ Свидригайлова (чтение и анализ гл. ,3 ч. 1, гл. 1,2 4.4). Смысл сопоставления Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Основное средство самораскрытия героев-«двой- ников»—диалог, сюжетные параллели Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова

Эпилог.

Разочарование Раскольникова в себе. Антигуманный, преступный характер идеи Раскольникова при- ... менительно к будущему человечества (сОн). Каторга и как юридическое наказание, и как исход, как очистительное страдание. Неприятие, ненависть к Раскольникову каторжан. Отказ Раскольникова от теории посредством веры и любви.

48 (Д). РАСКОЛЬНИКОВ И ПОРФИ- РИЙ ПЕТРОВИЧ

Порфирий Петрович как идейный антагонист Раскольникова. Поединки Раскольникова с Порфи- рием Петровичем. Мастерство следователя, который, по теории Раскольникова, относится к «низшему» разряду людей, в опровержении этой теории Чтение и анализ гл. 5 ч 3. гл. 5. ч. 4; гл. 6 ч.З, гл 2, 7, 8 ч. 4.

49. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО

См. 9 класс, темы № 37-38.

50. «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ

РАССКАЗЫ- Л.Н. ТОЛСТОГО

В 1853 году начинается русско- турецкая война, а в 1854 г. Толстой просит о переводе в действующую армию.

Так Толстой побывал в осажденном Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны три рассказа: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (1855-1856). Особенность повествования. Лейтмотивные сюжетные мотивы. Возникновение «наполеоновской темы». Историзм. Тщеславие как основной стимул людей, стоящих у власти. Непобедимость духа русского народа.

Рассказ "Севастополь в декабре» (первый рассказ цикла) является ключевым, т.к. в нем формируется эстетический идеал, с высоты которого освещаются дальнейшие этапы обороны. В этом рассказе Толстой изображает будничных людей. Основная причина героизма участников обороны — любовь к родине. Основной стимул круга людей, стоящих у власти — тщеславие.

51. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) сначала замышлялся Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году — «эпохе заблуждений и несчастий ... героя ... . (...) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его — показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации. Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов. Основа романа — исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа «Война и мир». Жанровая особенность — роман-эпопея. Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания — общая жизнь; показ русского национального быта.

Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода. Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он яв- 52. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А.П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения «золотой» молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25.

Семья Ростовых и Болконских. Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка. Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А.П. Шерер. Отношение к войне.(т. 1 ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь I. семьи Болконских в Лысых Горах. ерНравственные ценности семьи. I (т.1, ч. 1, гл. 22-25). Сходство и | различие семьи Болконских и Ро- I стовых.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 48 (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»: