<<
>>

56. НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Эволюция взглядов на жизнь: внешнее бездумное отношение к жизни, стремление отмахнуться от серьезных вопросов (дружба с Анаюлем. кутежи, женитьба на Элен); стремление к самосовершенствованию и исправлению «рода человеческого» (увлечение масонством), бессознательный вывод о том, что жить стоит для «красоты и любви»(разочарование в масонстве и увлечение Наташей); стремление к героическому подвигу (мысль об убийстве Наполеона); разрушение веры «в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу и в бога» (потрясение, вызванное видом смертной казни) 1812 год — переломный момент в жизни Пьера, Стремление к объединению с людьми, ка- ратаезское примирение с жизнью (влияние каратаевского миролони- |у мания: понимание смысла жизни, -^•любовь к Богу, который и есть жизнь).

Солдаты принимают Пьера, он становится «своим». Пьер во главе тайного общества. Обретенное счастье, семья.

57. «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Говоря об Отечественной войне 1812 года, Толстой подчеркивал: «Причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска», а также: «Я люблю мысль народную вследствие войны 12 года». Отношение к «мысли народной» — важный критерий для Толстого. Путь нравственных исканий любимых его героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе подводил этих героев к сближению с народом. Русский человек всегда сможет понять душу другого русского человека, даже если он принадлежит к другому сословию. Пьер сближается с Платоном Каратаевым — источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства. Наташа «...умела понять все, что было...во всяком русском человеке...»

Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый — тип человека из народа. В нем живет любовь к родной земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.

Тихон — в каком-то смысле антипод Платону Каратаеву. Каратаев — кроткий, добрый, проповедует идею всепрощения, которое Тихону неведомо. Тихон и Платон — две стороны русской души. Народ — носитель лучших человеческих качеств. Ведущая роль народа в истории. Анализ эпизодов т.4, ч. 3,4.

58. ЭПИЛОГ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Спор с историками по поводу царствования Александра. Разорение семьи Ростовых. Смерть графа Жизнь Николая с матерью и Соней Женитьба Николая на княжне Марье. Его хозяйственная деятельность в Лысых Горах. Наташа замужем за Пьером. Деятельность Пьера. Рассуждения об историческом процессе и исторической науке. Эпилог — гимн семье, которая является высшей формой единения людей. Семья Николая Ростова и графини Марьи Болконской: Николай преклоняется перед «ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена», Марья испытывает любовь «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Прекрасна и гармонична также семья Пьера и Наташи. В общем же семейство, поселившееся 8 лысогорс- ком доме, символизирует единение всех лучших сил нации в эпоху Отечественной войны. Именно 1812 год снял многие сословные преграды и ограничения, позволил людям общаться на новом уровне, привел к возникновению новых и более сложных семейных миров.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 56. НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»: