11. поэма а. блока «двенадцать». тема революции в поэме
«Двенадцать» — первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. В поэме постоянно присутствует образ бурной стихии.
Ветер:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек
Ветер, ветер!
На всем божьем свете!
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Вьюга:
Разыгралась чтой-то вьюга.
Ой, вьюга ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
И вьюга пылит им в очи
Стихии символизируют разрушительную силу революции. Но революция должна не просто разрушить старый мир, но и построить новый, поэтому революционерам необходимо преодолеть в себе стихийное начало, сменить атрибуты: бубновый туз (знак разбойников), жажду мести (желание Петрухи отомстить за возлюбленную). Кроме того, необходимо переступить через личное ради общественного. Такая тенденция существовала в революционные времена, и поэт, вольно или невольно, выразил ее. Последовавшие вслед за революцией трагические события в истории нашей страны доказали, что уничтожение личного и культ общественного — не благо, а скорее зло. Но во времена ожидания великих перемен людям хотелось освободиться от всего мелкого, повседневного и осуществлять глобальные задачи.
Своеобразие лексического
i 12. лирика а. ахматовой (1889- 1966)
¦ А.А. Ахматова принадлежала к ' акмеизму (поэтическому течению). I Поэты-акмеисты: Н.С. Гумилев, і О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий и другие. Акмеизм был свя- I зан с символизмом, но не поддер- I живал крайние проявления после- I днего. Акмеисты открывали цен- ' ность человеческой жизни, пота- I енный смысл предметов и слов. I Большую роль в поэзии акмеис- . тов играют детали: движение, сло- I во, жест. Внутреннее душевное I состояние лирического героя ак- I меисты передавали через окруже- ' ние — мир вещей, через детали, I поведение, избегая прямого опи- I сания. Основные темы лирики Ах- .
матовой: тема любви, тема поэта I и поэзии, лирика военных лет. I Тема любви. Первые книги Ах- I матовой почти исключительно со- ' ставляют стихотворения любовной | тематики. В стихотворениях Ахма-f
тoвoй любовь предстает не как статичное состояние, а как моментально схваченный штрих, сцена. | Чувство любви у Ахматовой лише- I но мистики, оно совершенно «земное». Первые сборники «Ве- I чер»(1912 г.) и «Четки» (1914 г.). I Лирика («Сероглазый король», і «Песня последней встречи» и дру- ' гие стихотворения). В 20-30-е годы I решение любовной формы меня- I ется. Теперь им свойственны па- . фос, возвышенность. Тема поэта I и поэзии. Как рождаются стихи | (стихотворение «Тайны ремесла», і 1940 г.). По мысли Ахматовой, поэт наделен особым даром слышать I то, что не слышат другие. Стихи I же — это сама жизнь. Жизнь по- I рождает поэзию, поэт доносит ее ' до людей. Ответственность поэта. | Тема войны. В годы войны Ах- I матова выражает народную
скорбь, "она ощуЩабт единство со всем русским народом, разделяет судьбу своей страны. Тема войны неразрывно связана с темой Родины в лирике Ахматовой. Стихотворение «Мужество» — Родина отождествляется с русской речью, с самым дорогим, за что нужно мужественно бороться, ведь слово — это дух нации. В лирике Ахматовой военных лет постоянно употребляется «мы»:
І
Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. (1942 г.)
строя поэмы. Сюжетообразующий мотив пути. Тема возмездия. Понимание свободы героями произведения. Неоднозначность трактовки финала (Образ Христа, появляющегося в финале поэмы). «Вечные образы» в поэме, философская проблематика