<<
>>

13. художественный мир н. гумилева


Гумилев — поэт-акмеист. Акмеизм — одна из разновидностей русского неоромантизма. Акмеизм явился реакцией на проникновение в Россию идей европейского декадентства. В противовес декадентам акмеисты утверждали ценность творчества и жизни человека, ценили изящество поэтической формы, уделяли большое внимание художественным деталям.
Героич- ность и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Преклонение перед подвигом, дух исканий и путешествий. Человек на «сильной, веселой и злой» планете. Напряженность страсти и патетика. Строгость и чистота поэтической формы, ясность и совершенство языка, чеканность стиха. Любовь к экзотике.
Тексты: «Сонет» («Как конквистадор в панцире железном...»). «Жираф». «Волшебная скрипка». «В библиотеке». «Капитаны». «Андрей Рублев». «Слово». «Заблудившийся трамвай». «Рабочий».
i 14. поэма в. маяковского «облако в штанах»
і Замысел поэмы возник у Ма- ' яковского в 1914 году. Писал он I поэму в Финляндии, куда уехал во I время войны, накануне революции. . «Поехал в Мустамяки. М. Горький. I Читал ему части «Облака». Расчув- I ствовавшийся Горький обплакал і мне весь жилет. Расстроил стиха- ' ми. Я чуть загордился. Скоро вы- I яснилось, что Горький рыдает на I каждом поэтическом жилете. Все . же жилет храню» (В. Маяковский. I «Я сам»), В 1915 году Маяковский I знакомится с Л.Ю. и О.М. Брика- I ми. «Один Брик радует. Покупает ' все мои стихи по 50 копеек стро- I ку. Напечатал «Флейту позвоноч- i ника» и «Облако». Облако вышло . перистое. Цензура в него дула. I Страниц шесть сплошных точек» I (В. Маяковский. «Я сам»). Само і название поэмы сразу же привле- ' кает внимание — сочетание про- I заических «штанов» с возвышен- Ь ным поэтическим образом обла- срка. Стих Маяковского яростный, эк- ' спрессивный. Художественные I приемы в поэме: метафора, гипер- I бола (художественное преувеличе- . ние), гротеск (нарушение пропор- I ций в изображении чего-либо, со- I единение бытового с фантастичес- | ким).
' Любовная драма лирического I героя раскрыла ему глаза на мир I людей, показала их отталкивающее . безобразие. Поэт противопостав- I ляет себя толпе людей, «перелис- I тывающих губы, как страницы по- | варенной книги», продающих себя за комфорт, благополучие (люби- I мая холодно сказала герою: «Зна- I ете, я выхожу замуж»); он кричит г «Долой!» измучившей его любви, ' адскому городу, старому искусст- | ву («из соловьев и любовей какое- I то варево»), всей старой жизни.

Он ощущает себя новым вождем толпы и обьявляет себя тринадцатым апостолом, отвергает старый мир и предвещает революцию («в терновом венке революций грядет шестнадцатый год»), Библейские образы е поэме (поэт распял себя на кресте, провозгласил себя апостолом), и в то же время — отказ от христианской культуры, как и вообще от всего старого.
15. ЛИРИКА МАЯКОВСКОГО
Дооктябрьское творчество поэта. Участие в революционной борьбе (нелегальные общества), год, проведенный в тюрьме в возрасте 14 лет. Учеба в художественном училище в Москве, дружба с Давидом Бурлюком. Бунт против современности — манифест «Пощечина общественному вкусу», написанный Маяковским. Бурлюком. Хлебниковым и Крученых.
Черты избранничества лирического героя (см. 9 класс, тема № 51). Маякозский и Октябрь. Работа в «Окнах РОСТа» Поэмы об Октябре. Послеоктябрьская лирика Маяковского
Тексты: «Вам!», «Нате!». «Послушайте..[1]». «Дешевая распродажа». «Владимир Маяковский». «Флейта-позвоночник». «Сергею Есенину». «Юбилейное». «Письмо Татьяне Яковлевой».

16. художественный мир
м. цветаевой
Трагедийная тональность творчества присутствует у Цветаевой, как и у многих поэтов ее поколения, вступивших в литературу на рубеже веков. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Лирическая героиня Марины Цветаевой дорожит каждым мигом бытия, она пытается запечатлеть каждое мгновение. Поэт наделен божественным даром — он слышит «голос», а взамен должен отдать все бытовое, все земные радости: «Спасибо за то, что блюл/ И гнул. У невечных благ/Меня отбивал — как маг...» — говорит поэтесса своему письменному столу («Стол»), Поэзия Цветаевой разнообразна по жанровому составу: любовная лирика, философская, психологическая, пейзажная лирика, стихотворения, посвященные большой и малой родине («Родина»,. «Москве»), народные русские сказки-поэмы. «Мне нравится, что вы больны не мной...» — любовь души к свободе. Любовное чувство у Цветаевой — как правило, спор, конфликт, оно внутренне драматично. Своеобразие поэтического стиля и языка Цветаевой. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
Тексты: «Стать тем, что никому мило...». «На радость». «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Стихи к сыну» («Не к городу, и не к селу...»), «Вскрыла жилы: неостановимо...». «Тоска по родине! Давно...».
17. е. замятин. «мы»
Роман написан в форме дневника героя романа Д-503. Антиутопический мир на страницах романа. Люди в Едином Государстве живут в замкнутом пространстве, они постоянно на виду (стеклянные стены), сохранение индивидуальных черт преследуется и наказывается. Математическая символика в романе: «божественная красота» таблицы умножения, воспетая в сонете «Счастье», страх перед иррациональными числами, как и перед воображением. Цвета, преобладающие в гамме Единого Государства — голубовато-прозрачные стены, серо-голубые униформы. Цвета мира за Зеленой Стеной: желтый, зеленый, золотой, красный. Счастье в понимании жителей Единого Государства (основано на принципах полезности, разумности и идеологической безвредности). Роль живописи, музыки, литературы в государственной Ь системе (преобладание классици- «рстических жанров — оды, трактата и др., пригодных для воспевания величия Единого Государства). Жанр романа — антиутопия (в противоположность утопии, описывающей выдуманный идеальный мир, антиутопия описывает мир страшный, далекий от идеала) — предупреждение о грозных последствиях тоталитаризма.

<< | >>
Источник: Анисимова Т.Б.. Шпаргалка по литературе / Т.Б. Анисимова. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс,2012. — 122, [1] с.. 2012

Еще по теме 13. художественный мир н. гумилева:

  1. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  2. Биографические справки[9] Игорь Чиннов
  3. Акмеизм
  4. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  5. 5. СИЛА И ТРАГИЗМ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. КУПРИНА (1870-1938)
  6. 13. художественный мир н. гумилева
  7. Теофиль Готье
  8. Философские идеи в духовном наследии Древней Руси
  9. 3.1.2. В контексте «серебряного века» поэт Игорь Северянин был явле­нием неслучайным. В его творчестве нашли своеобразно
  10. Глава 7. Ранние государства на территории Башкортостана
  11. Глава 12. Заключительные метафоры
  12. С. М. КАРПЕНКО Томск ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ СЛОВ
  13. Современные цивилизационные теории и Евразийская модель
  14. Развитие исторических взглядов евразийцев в трудах Л.Н. Гумилева
  15. Развитие евразийского наследия Л.Н.Гумилева в конце XX века