7. художественный мир в.я. брюсова
Брюсов как теоретик символизма. Символизм — направление в литературе (конец 19 — начало 20 века); одно из направлений романтизма. С помощью символа (художественного иносказательного образа) символисты пытались передать индивидуальное восприятие мира.
Поэзии символистов свойственно обращение к мистике. Символизм называли также «поэзией намеков» (определение В. Брюсова). Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Поэзия Брюсова как «подвиг мысли и труда». Раздумья о судьбах человечества, о «величии и низости жизни», устремленность к грядущему. Четкость, скульптурность образов, отточенность стиля. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Кинжал» — освещение темы назначения поэта на разных этапах творчества В. Брюсова.Тексты: «К Медному всаднику». «К портрету М. Ю. Лермонтова». «Кинжал». «О фетовский, душе знакомый стих...». «Родной язык в моей стране». «Сын земли». «Юношам». «Мое упорство». «О себе самом». «Пока есть небо». «Нам проба».
i 8. а. блок (1880-1921). стихи о
. прекрасной даме
I Поиски эстетического идеала. ' Неоромантизм «младосимволис- | тов» — младшие символисты: Вяч. I Иванов, А. Белый, А. Блок считали . символ «окном в Вечность» (А. I Белый), то есть земным выраже- I нием неземных истин. Неороман- I тизм — литературное направление ' внутри романтизма, ориентирован- | ное на выявление героических воз- I можностей обычного человека, ут- . верждение красоты мира, пропа- I ганду активной жизненной позиции I человека. Влияние философии і Владимира Соловьева на Блока. ' Цикл стихотворений о Прекрасной | Даме (1901-1902) был посвящен і Л. Менделеевой (жене поэта). Но . чувство, которым пронизаны сти- I хотворения цикла, нельзя назвать I земным. «Она» — «лучезарная», і «сияющая», «золотая» (иконопис- ' ные цвета; а также символ озаре- | ния, рассвета) входит в жизнь noli эта и переворачивает его роман- сртическое восприятие (со всеми I традиционными образами: поэт, | непонятый толпой, одиночка и і проч.). Тон «Стихов о Прекрасной Даме» — молитвенный.
Образ I Дамы Блок воспринимает как об- I раз Богоматери, он молится и слу- I жит ей. Он — раб и рыцарь. Цикл ' «Распутья» (1902-1904) — возвы- | шенные и строгие мечты о Пре- I красной Даме сменяются грешны- ¦ ми мыслями о «лживых устах», I «образе дьявольском и диком». В | стихотворении «Двойник» (1903) і поэт обращается к Коломбине —. милой, но слишком доступной. «Со- I лубое окно» Коломбины — воспо- I минание об идеале, от которого і поэт ныне отказался.
9. «страшный мир» в поэзии а.
блока
Трагедия поэта в «страшном мире» Образы, приобретающие символический характер. В лирике поэтов-символистов город часто представляется как антитеза идеалу. Город пугает, город давит, все его кусочки, детали в своем соединении дают ощущение не гармонии, а диссонанса. В стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...» Блок сознательно допускает орфографические ошибки: «жол- тые», «троттуары», и этот прием передает ощущение неправильности, бессмысленности происходящего.
і
Тексты: «Ночь Улица Фонарь. Аптека...», «О доблестях, о подвигах, о славе...» и др. по выбору
10. тема любви к родине в поэзии а. блока
Трансформация образа Прекрасной Дамы в женственный образ России. Христианская символика. Россия — подруга, спутница, жизнь, судьба. Противопоставление патриархальной и индустриальной России. Ожидание фатальных катаклизмов, поэтизация гибели. См. также 9 класс, тема № 48.
Тексты: «Незнакомка». «Русь», «Россия», «На железной дороге». «На поле Куликовом» и др. по выбору. Анализ, личное восприятие одного или нескольких стихотворений.