<<
>>

§ 235. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге

  1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Например:

Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.).

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед ее началом ставится тире.

Например:

Из темноты долетел ее голос:

  • Прощайте! (М. Г.).
  1. Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое ее слово пишется с прописной буквы; вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. Например: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?» (М. Г.). Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий/» (П.). Через некоторое время вернулся ответ, повторенный десятками побелевших трепетных уст: «Дальше идти некуда: трясина...» (Фад.).
  2. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Это лошадь отца моего»,— сказала Бэла (Л.). «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича (П.). «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик (Ч.). «Ветру бы теперь дунуть...» — говорит Сергей (М. Г.).
  3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки препинания ставятся в зависимости от места разрыва, а именно:

а) если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире (прямая речь представляет собой простое или сложное предложение), то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Например: «Мы решили,— продолжал заседатель,— с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) (без авторских слов не было бы никакого знака).

«Нет,— промолвил Ермолай,— дело не ладно: надо достать лодку» (Т.) (без авторских слов в месте разрыва стояла бы запятая). «Нам придется здесь ночевать,— сказал Максим Максимыч,— в такую метель через горы не переедешь» (JI.) (в месте разрыва стояло бы двоеточие);

б) если на месте разрыва должна была стоять точка (прямая речь состоит из двух предложений), то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Может быть, мы никогда больше не увидимся,— сказал он мне.— Перед разлукой я хотел с вами объясниться» (П.);

в) если на месте разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие (прямая речь состоит из двух предложений), то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Ну, полно, полно! — сказал Печорин.— Неужели я не тот же?» (Л.). «Чему обучаюсь? — переспросил Макар и захлопнул книжку.— Английскому языку» (Шол.). «Неужели...— произнес он нерешительно.— А дальше что делать?» (Кор.).

  1. Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно,— сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» (М. Г.).
  2. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста). Например: Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушел (А. Н. Т.). И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче (Ч.). Он сказал: «Я очень устал» — и сразу же замолчал (Купр.).
  3. Если реплики в диалоге следуют в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от последней посредством тире.
    Например: «Прощай, Онегин, мне пора».— «Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?» — «У Лариных».— «Вот это чудно. Помилуй, а тгбг яг трудно там каждый вечер убивать?» — «Нимало».— «Не могу понять» (П.).

Если же после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается, например: «Не видать?» — повторил барин. «Не видать»,— вторично ответствовал слуга (Т.).

Упражнение 745. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

  1. Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.). 2. «Дед, великаны!» — крикнул ему Егорушка, плача (Ч.). 3. «Вот на этом поле,— сказал Ноздрев,— русаков такая гибель, что земли не видно» (Г.). 4. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» — когда опять все утихло вокруг (Т.). 5. «Скажи, пожалуйста, Касьян,— начал я, не спуская глаз с его слегка раскрасневшегося лица,— чем ты промышляешь?» (Т.). 6. Софья Карловна еще раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Леек.). 7. «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка.— Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Кр.)- 8. «Обожди...— сказал Морозка угрюмо.— Давай письмо...» (Фад.). 9. «О чем они здесь толкуют? — подумал я.— Уж не о моей ли лошадке?» (Л.). 10. «Делайте, что хотите,— отвечал им сухо Дубровский,— я уже здесь не хозяин» (П.).

Упражнение 746. Перепишите, ставя нужные знаки препинания (прямая речь выделена курсивом).

1. А почем купили душу у Плюшкина шепнул ему на ухо Собаке- вич А Воробья зачем приписали сказал ему в ответ на это Чичиков (Г.). 2. Мне кажется как будто эта каша говаривал обыкновенно Афанасий Иванович немного пригорела (Г.). 3. Знаем мы вас как вы плохо играете сказал Ноздрев выступая шашкой Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков подвигая тоже шашку (Г.). 4. Но из угрюмых уст слышны были на сей раз одни однообразно-неприятные восклицания Ну же ну ворона зевай зевай и больше ничего (Г.).

  1. Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов (Ч.). 6. Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь безумный мальчишка Где тебе ездить на моем коне (Л.). 7. Или продолжал Печорин я тебе совершенно ненавистен (Л.). 8. Плохое дело в чужом пиру похмелье сказал я Григорию Александровичу поймав его за руку Не лучше ли нам поскорее убраться (Л.). 9. Эх кабы дождь пошел прошептал Челкаш Так бы мы и проехали как за занавеской (М.Г.). 10. Морозка крикнул Бакланов вслед уезжавшему Вы все-таки не теряйте друг дружку из виду (Фад.). 11. Беликов жил в том же доме где и я продолжал Буркин в том же этаже дверь против двери (Ч.). 12. Где- то далеко-далеко слышны человеческие голоса Какой у него сейчас пульс И еще тише отвечает другой голос женский Пульс у него сто тридцать восемь Температура тридцать девять и пять (Н.Остр.).
  1. Иди сдай оружие начхозу сказал Левинсон с убийственным спокойствием и можешь убираться на все четыре стороны (Фад.).
  2. Что это Что это такое спросил Оленин у ямщика А горы отвечал равнодушно ногаец (Л.Т.). 15. Здесь полагаю засели казака сказал Чапаев указывая за реку Надо быть драка будет у хутора (Фурм.).

<< | >>
Источник: Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. Русский язык (для профессионально-технических училищ? М., «Высшая школа», 1968. 1968

Еще по теме § 235. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге:

  1. § 235. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге
  2. § 239. Обзор употребления знаков препинания
  3. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  4. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН