<<
>>

7.49. Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь может быть оформлена двумя способами – с помощью абзацного выделения каждой новой реплики и в подбор, в строку.

При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка.

Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка или другой знак препинания, фиксирующий конец предложения.

«Кармен отняла руки; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

– Я доиграю потом,– сказала она.

– Когда?

– Когда ты будешь со мной» (Грин. ).

Если прямая речь оформляется в подбор, то она заключается в кавычки. Реплики разных лиц оформляются отдельно; если нет слов автора, то между репликами ставится тире («Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: “А чего мне совестно-то должно быть?” – “Старикам-то поддался”.– “Я не поддался”,– сказал Павел» . (В. Ш.)).

Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в реплику включается еще одна чужая реплика.

– Я так сказал?

– Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний».

– О, жуткий глупец ! (Бонд.).

В зависимости от места расположения прямой речи подбираются знаки препинания.

1. Если прямая речь стоит перед словами автора, то эти слова начинаются со строчной буквы и отделяются от прямой речи запятой и тире; при наличии после прямой речи вопросительного, восклицательного знаков или многоточия эти знаки сохраняются. («“Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич”,– съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку» (В. И.). «“Да проститься же надо было!..” – понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз» (В. Ш.)).

2. Если прямая речь стоит после слов автора, то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются.

(«Филипп машинально водил рулевым веслом и все думал: “Марьюшка, Марья …”» (В. Ш.)).

3. Слова автора могут разрывать прямую речь. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. «Мы решили,– продолжал заседатель,– с вашего дозволения остаться здесь ночевать » (П.) – на месте разрыва не надо было бы никакого знака; «Нет,– промолвил Ермолай,– дело неладно; надо достать лодку » (Тург.) – на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придется здесь ночевать,– сказал Максим Максимыч,– в такую метель через горы не переедешь» (Лерм.) – на месте разрыва стояло бы двоеточие.

Если на месте разрыва должны была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы («“Я ни с кем и ни с чем не связан,– напомнил он о себе.– Действительность мне враждебна”» (Г.)).

Если на месте разрыва должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. («“Так вас зовут Павкой?– прервала молчание Тоня.– А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел”» (Н. Остр.)).

Если на месте разрыва должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во второй – с прописной. («Не надо… – сказал Вершинин,– не надо, парень!» (Вс. Ив.). «Обожди… – сказал Морозка угрюмо.– Давай письмо…» (Н.)).

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы. («Я тебя не спрашиваю,– строго сказал офицер и снова спросил: – Старуха, отвечай!» (Г.)).

4. Если прямая речь оказывается внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие (прямая речь начинается с прописной буквы). После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

1) запятая ставится, если она была необходима в месте «разрыва» слов автора (Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты );

2) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте «разрыва» слов автора («Перебарывая неловкость , он пробормотал студенческую остроту : “У меня бабушка корью заболела” – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность» (Бонд.));

3) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком. Петр Михайлыч хотел сказать: («Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела! » – но промолчал (Ч.));

4) запятая и тире ставятся при наличии реплик, принадлежащих разным лицам (Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» – «Постараюсь»,– ответил я .).

5. Прямая речь может непосредственно включаться в авторское предложение в качестве его члена; такая чужая речь заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения («Сказав Гричмару фразу: “Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть”, Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишов а (Бонд.)).

6. Цитаты, включенные в авторский текст, оформляются знаками препинания по правилам, соответствующим правилам пунктуации при сочетании прямой речи со словами автора. Цитаты заключаются в кавычки, пропуски в цитатах обозначаются многоточием, т.е. включение цитаты в авторский текст сходно с сочетанием прямой речи и слов автора («Чтобы что-нибудь создать,– писал Гете,– надо чем-то быть» ).

Цитаты с пропуском в начале предложения начинаются с прописной буквы либо со строчной, в зависимости от того, где стоят слова автора («…Если добро имеет причину – это уже не добро; если добро имеет следствие – то это уже не добро. Добро вне следствий и причин»,– писал Л.Н. Толстой в своих дневниках ).

Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), а знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим строем предложения (Мысль Л.Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание ).

Если цитата, не являющаяся самостоятельным предложением, имеет в конце многоточие и этой цитатой авторское предложение заканчивается, то многоточие сохраняется перед закрывающей кавычкой, а после кавычки ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом Ф. Искандер заметил, что «мудрость – это ум, настоянный на совести…».

<< | >>
Источник: Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич. Современный русский язык. Практическое пособие»: Экзамен; Москва; 2005. 2005

Еще по теме 7.49. Знаки препинания при прямой речи:

  1. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях
  2. § 80 Знаки препинания при обособленных приложения
  3. Знаки препинания при прямой речи
  4. Цитаты. Знаки препинания при цитатах
  5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ
  6. Знаки препинания при прямой речи
  7. 7.49. Знаки препинания при прямой речи
  8. § 235. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге
  9. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
  10. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
  11. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
  12. § 19. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ