<<
>>

Знаки препинания при прямой речи

§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.

Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Яжалею, что не знала вашего отца, — сказала она погодя.

— Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас». Лужин промолчал (Наб.).

Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют): Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

Приехали.

— Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).

Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

— Ятак сказал?

— Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний».

О, жуткий глупец! (Бонд.).

Ты сон, что ль, видал ?

— Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи» (Шукш.).

§ 134. Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора, то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно по-нимаем, Николай Васильевич», — съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» — понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» — хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).

Если прямая речь стоит после слов автора, то эти слова за-канчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Нему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья...» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).

§ 135.

Слова автора могут разрывать прямую речь. В таком случае кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. е. не ставятся кавычки между прямой речью и авторскими словами.

Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? — думал Кипренский. — Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! — приказал дежурный. — Можете вы помолчать?!» (Шукш.).

Если на месте разрыва прямой речи должно быть многоточие, то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятель-

-1ым предложением; вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок... —- подумала Машенька, — или с мужем поссорилась...» (Ч.); «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).

Если на месте разрыва прямой речи не должно быть ни-какого знака препинания или должны быть знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, — шепну, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, — потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, — Лея хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, — как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, — думал Семен, — а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно» (Т.); «Но как ты будешь играть, — сказал Дарвин в ответ на его мысли, — это, конечно, вопрос» (Наб.).

Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Ихраспустили до приговора, — сказал Двор-пик.

— Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).

Если слова автора распадаются по смыслу на две части, которые относятся к разным частям прямой речи, то при со-блюдении других условий после слов автора ставятся двоеточие и тире: «Эхма... — безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: — Судьбина моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! — приказал Лермонтов и добавил, ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: — Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? — спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал: — Ядовитый, омерзительный» (Пауст.).

§ 136. Если прямая речь оказывается внутри слов автора, то

она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

а) запятая ставится, если она была необходима в месте раз-

рыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она

быстро вышла из комнаты;

б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на

месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость,

он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью

заболела» — и хотел придать начатому разговору непринужден-

ную легковесность (Бонд.);

в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многото-

чием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети

ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, ска-

зал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место...» —

и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр

Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в

свои дела!» — но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается.

Я повторяю: «Что сказано?» — и держу ее долго на стойке

(Пришв.);

г) если прямая речь непосредственно включается в автор-

ское предложение в качестве его члена, то она заключается в

кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям автор-

ского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не

бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспо-

койный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

а) если нет точного указания, кому она принадлежит (пря-

мая речь вводится безличным или неопределенно-личным

предложением): Не даром говорится: дело мастера боится

(поел.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит.

указывающее на источник сообщения: Я, говорит, хочу закон-

чить институт, профессию получить; или если прямое указа-

ние на источник сообщения оформлено как вводная конструк-

ция: Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой инте-

рес общественности.

§ 137.

Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:

а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Само-

вар — готов?» — «Нет еще...» — «Отчего? Там пришел

кто-то». — «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);

б) если одна из реплик сопровождается вводящими автор-

скими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы

ведь вдова?» — спросил он тихо. «Третий год». — «Долго были за-

мужем-то?» — «Год и пять месяцев...» (М. Г.);

в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащи-

ми разным лицам и снабженными разными авторскими слова-

ми: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». —

«Постараюсь», — ответила я; если же в первой реплике име-

ются знаки восклицательный или вопросительный, точка опу-

скается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» — «Постара-

юсь», — ответила я;

г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежа-

щими разным лицам, но объединенными общим авторским

предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то

и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно (Г.);

если же в первой реплике имеются знаки восклицательный

или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила:

«Почему вы носите на спине ковер?» — «Мне холодно», — отве-

тил он; то же при ином расположении частей авторского пред-

ложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ко-

вер?» — он ответил: «Мне холодно» (Ток.).

§ 138. При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:

Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

Я доиграю, — сказала она.

Когда?

Когда ты будешь со мной (Грин).

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав теле-грамму, предложила:

— Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде.

Почему? — спросил Чудик. — Яей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали...

В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал (Шукш.).

То же при единственной реплике:

Шацкий прошелся по комнате.

— Духота, духота!— пробормотал он. — Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).

Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

— Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).

§ 139. Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя — при помощи кавычек:

— М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, — хотелось ей сказать. — Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).

А после моих слов он улыбнулся от уха до уха {рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

— Ну ладно, тогда пойдем.

«Вот я тебе покажу "пойдем "», — подумал я про себя (Сол.).

Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя) речь в авторском тексте, вне диалога:

Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава — красиво. «Какая-то из них — Марья», — спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чегоя, дурак, искал еще?» — думал он (Шукш.).

<< | >>
Источник: В.В. Виноградова. ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИПОЛНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК. 2009

Еще по теме Знаки препинания при прямой речи:

  1. § 80 Знаки препинания при обособленных приложения
  2. Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях
  3. Знаки препинания при прямой речи
  4. Цитаты. Знаки препинания при цитатах
  5. Знаки препинания при прямой речи
  6. 7.49. Знаки препинания при прямой речи
  7. § 112. Знаки препинания и их функции
  8. § 235. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге
  9. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
  10. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.
  11. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ
  12. § 13. ПУНКТУАЦИЯ В ОСЛОЖНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
  13. 2.2.1. Знаки препинания в конце предложения
  14. top.document.title=document.title; chid="part-009"; chnum=9; chkurl(); doStart(sa); 2.7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
  15. 2.12. Знаки препинания при прямой речи и цитатах
  16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ
  17. § 36. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами