ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 
>>

От автора

Предлагаемое пособие рассчитано на двухсеместровый (объёмом порядка 70 - 80 часов) курс современного русского языка. Такой курс обычно читается студентам, обучающимся по специальности «Иностранный язык».

Однако небольшой по объёму курс русского языка имеется и на ряде других филологических и педагогических специальностей, для которых также необходим краткий учебник.

Применительно к специальности «Иностранный язык» современный русский язык понимается в данном пособии как курс, подготавливающий студентов к восприятию теоретических дисциплин по иностранным языкам. Эта установка на теоретический характер курса и позволяет использовать предлагаемое пособие также и на других специальностях, где данная дисциплина преподаётся в относительно небольшом объёме - таких, как «Методика начального обучения», национально-русские отделения национальных вузов и др. Не исключено, разумеется, его использование и студентами специальности «Русский язык и литература», особенно при подготовке к выпускным экзаменам, когда требуется систематическое и в то же время компактное изложение пройденного материала.

Следующая особенность пособия состоит в том, что, несмотря на краткость изложения, многие вопросы в нём освещены нетривиально, иначе, чем в существующих учебниках. Это объясняется не тем, что автор намеренно стремился к оригинальности, а тем, что имеющиеся учебники сегодня очень заметно отстали от уровня науки: их авторы либо не замечают новых работ, либо отбирают из них не те, в которых содержатся действительно принципиальные новации. Так, академик

А. А. Шахматов ещё в начале века наметил схему описания грамматической системы языка, идя от актуального членения предложения (или, как тогда говорили, от психологического подлежащего и психологического сказуемого) к членам предложения и от них - к частям речи. Тогдашнее состояние науки ещё не позволяло решить эту задачу в полной мере.

Но и теперь, когда грамматическая теория существенно ушла вперёд, задачу эту никто из авторов пособий, вышедших после шахматовского курса, даже не пытался решить. Автор этих строк взял на себя такую смелость, считая проблему давно созревшей. То же самое можно сказать и о других вопросах, изложенных не по привычной схеме: всякий раз это делалось в силу назревшей, а иной раз и перезревшей необходимости. В то же время автор не стесняется восстанавливать традиционные трактовки там, где они были отвергнуты без достаточных оснований.

Наконец, третья особенность этой книги состоит в том, что впервые за много лет студентам предлагается пособие, все разделы которого написаны одним автором. Последним опытом такого рода был, если не ошибаюсь, появившийся в 1957 г. учебник «Современный русский литературный язык» А. Н. Гвоздева, выдержавший несколько изданий, сохранивший в значительной мере и теперь свою научную и учебную ценность и во многом служивший мне образцом для подражания.

Недостатки коллективных пособий известны. Во-первых, это отсутствие единой концепции языка, во-вторых, слабая связь различных разделов между собой, в-третьих, наличие большого числа всякого рода недосмотров, которые не исключены, конечно, и в учебнике одного автора, но в коллективном возникают особенно часто: авторы надеются на редактора, редактор на авторов, и возникает «эффект семи нянек». Наконец, и ответственного за промахи при одном авторе искать не приходится. Что касается компетентности в разных разделах науки о языке, то она, конечно, неизбежно оказывается у автора различной, но всё же, по-видимому, может быть достаточной для книги учебного характера. Кроме того, целостность взгляда на язык и взаимосвязь разных разделов для учебного курса в каком-то смысле важней, чем осведомлённость в теоретических тонкостях.

Впрочем, настойчивость, с какой я обо всём этом говорю, выдаёт известную робость перед трудной задачей. И я не хочу умалять роли специалистов в той или иной области языковедческой науки: консультации с ними оказали мне неоценимую помощь даже в тех случаях, когда мы расходились во мнениях.

Особую роль в становлении моих взглядов на теоретические проблемы и учебные цели сыграло общение - в том числе и научные споры - с такими учёными, как

B. В. Бабайцева, Л. И. Баранникова, В. А, Белошапкова, А. В. Бондарко, Л. В. Бондарко, Л. Р. Зиндер, В. Ф. Иванова, В. В. Колесов, П. А. Лекант, В. М. Марков, Ю. С. Маслов, А. И. Моисеев, И. П. Распопов, В. Г. Руделёв, О. Б. Сиротитина, Е. С. Скобликова,

C. В. Фролова, Ю. В. Фоменко. Не обо всех из них я могу сказать, что следую по их стопам, но ко всем питаю неизменную благодарность, а о тех, кого уже нет с нами, храню благодарную память.

Выражаю свою признательность также коллегам из Петербургского университета: сотрудникам кафедры русского языка (зав. кафедрой проф. В. В. Колесов) и кафедры общего языкознания (зав. кафедрой проф. Л. А. Вербицкая), сотрудникам кафедры русского языка Омского университета (зав. кафедрой доц. М. П. Одинцова) и кафедры общефилологических дисциплин института иностранных языков «Иняз - Омск» (зав. кафедрой доц. Д. А. Парамонов), участвовавшим в рецензировании книги и способствовавшим ее улучшению. Кроме того, книга обсуждалась на кафедре русского языка Московского университета (зав. кафедрой проф. М. Л. Ремнёва), чей отзыв носит в основном полемический характер, но также позволил уточнить ряд деталей и формулировок.

Современное состояние теории русского языка и методики его преподавания делает необходимым создание учебника нового поколения. Будущее покажет, сможет ли предлагаемая книга стать подступом к решению подобной задачи. Автор будет рад, если она окажется хотя бы небольшим шагом на этом пути.

Иллюстративный материал по фонетике и синтаксису (осциллограммы, интонограммы и др.) частью заимствован из кн.: Бондарко Л’ В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977; Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998; Зиндер Л. Я. Общая фонетика. М., 1979; Панов М В. Русская фонетика. М., 1967, частью подготовлен автором в фонетических лабораториях Петербургского и Удмуртского государственных университетов.

За техническую помощь в подготовке этого материала автор благодарен М. Я. Амбурцеву (Удмуртский университет) и К. Б. Шалоновой (Петербургский университет).

За помощь в технической подготовке рукописи выражаю благодарность Ю. В. Тумилович (Омский университет).

Впервые это пособие опубликовал в 1995 - 1997 гг. в шести выпусках на правах внутривузовского издания институт иностранных языков «Иняз - Омск», но очень небольшими тиражами (50 - 70 экз.). Второе издание в двух выпусках было осуществлено тем же самым вузом в 2001 г. тиражом 150 экз. Настоящее (третье) издание осуществляет Омский государственный университет. В каждое издание вносились некоторые изменения частного порядка и исправлялись замеченные неточности и опечатки. В третьем издании, кроме такого рода исправлений, несколько расширена лекция «Краткие сведения о русской фразеологии», пополнены списки литературы (одновременно разделённые на основные и дополнительные).

Проф. Б. И. Осипов

| >>
Источник: Осипов Б. И.. КРАТКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА: Учебное пособие по курсу «Современный русский язык» (для студентов факультета иностранных языков). 3-є изд., испр. и доп. Омск: Омск. гос. ун-т,2003. 374 с.. 2003

Еще по теме От автора:

  1. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа,
  2. 4. «журналист - автор».
  3. ОТ АВТОРАСказки счастливые и не очень
  4. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  5. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ В РОССИИ
  6. Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
  7. Сведения об авторах
  8. 5.6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  9. Сведения об авторах
  10. Предисловие автора
  11. Рождение автора — тема искусства XX века
  12. VII. Автор літопису Самовидця. Біографія Романа Ракушки-Романовського. Докази його авторства
  13. Информационно-аналитическая работа: исследование анонимных текстов на предмет выявления их авторов
  14. Сведения об авторах
  15. ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
  16. § 1. Предыстория личных неимущественных прав автора
  17. § 2. Место и роль личных неимущественных прав автора в континентальноевропейском и англо-американском авторском праве
  18. § 1. Генезис понятия личных неимущественных прав автора
  19. § 2. Концептуальные модели установления правовой природы личных неимущественных прав автора
  20. § 3. Особенности моральных прав автора в англо-американском праве