<<
>>

К. В. Лукина, Е. Е. Маркина (Ульяновск) Парадигмы образов и стиль автора

Одним из способов описания идиостиля поэта в лингвистической поэтике является характеристика парадигм поэтических образов, разработанная Н.В. Павлович.

Н.В. Павлович - автор монографии «Язык образов» (2004) и составитель «Словаря поэтических образов» в 2-х томах (1999), в которых отражены поэтические образы 600 авторов.

Словарь Павлович явился главным помощником в структурировании образов и их парадигм в нашем исследовании, так как данный словарь стал вершинным изучением образного языка, оказался самым точным и новым среди других. В словаре Натальи Павлович описаны и проиллюстрированы все парадигмы образов, созданные русской словесностью за три века. Задача Павлович - описать образный язык поэтов, узнать, о чем образы нашей литературы. Исследователь изучает множество образов разных авторов - от Антиоха Кантемира до Юрия Арабова и Валерии Нарбиковой. Просматривая парадигмы словаря, можно увидеть, как она развивалась и какой вклад внес тот или иной поэт. Так, по наблюдениям Павлович, у Ломоносова, Радищева Солнце - это колесница, а у Блока - это поезд, у Есенина - дровни [3]. Многие образы, которые раньше нам казались случайными, мы находим в словаре Павлович наравне с подобными им образами, которые иллюстрируют ту или иную модель - парадигму образов.

Понятие «парадигма поэтических образов» Павлович определяет как «инвариант ряда сходных с ним образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления» [4]. В основе парадигмы лежит понятие словесного образа, или то, что обычно имеется в виду под метафорой в самом широком смысле (сравнения, гиперболы и др.). Иными словами, это ««сходство несходного», или отождествление противоречащих понятий (чёрное солнце, грустная радость)»              [4].

Исследователь вычленила самый важный признак образа - существование его не самого по себе, «а в ряду других - внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов».

Они вместе реализуют некий закон, или, как она считает, парадигму. В поэтическом языке есть разные группы сходных образов и, соответственно, разные инварианты. Они представляют собой тройки вида:              Х              У, где Х и У - понятия, а стрелка

обозначает направление отождествления (время вода). Читать их можно так: «время сходно с водой; оно стремится к воде». Данный пример отождествления времени и воды традиционен, повторяется у разных народов. Приведем примеры, найденные исследователем: Когда взревели реки времен обманных и глухих (Мандельштам),Мы все - лишь беглый блеск на вечном море лет! (Брюсов). [4].

Существование парадигм образов в лирике каждого поэта, их узнаваемость создают единый поэтический мир поэзии как вида искусства, то есть даёт возможность взаимопонимания в этом мире, невзирая на индивидуальность творчества и восприятия [4]. Понимание поэтического языка во многом основано на владении читателем образным тезаурусом и на восприятии больших и малых парадигм. Н.В. Павлович полагает, что большие парадигмы представляют собой языковые универсалии, общие для словесного образного искусства разных культур. Например, свет - существо. Малые же парадигмы с их набором характеристик (продуктивность, обратимость, амбивалентность, устойчивость) отражают своеобразие данной культуры. Например, солнечный свет - птица у Каменского (Серебряным лебедем солнце всплывало) [4].

Образный язык той или иной эпохи, стиль автора или литературного направления характеризуется специальными параметрами, в основе которых лежит понятие парадигмы образов: Степень образности языка (число разных парадигм автора; число всех вхождений парадигм - элементарных образов); 2. Портрет образного мира автора (наиболее продуктивные образные парадигмы автора; «любимые» парадигмы); 3. Темы образов автора (самые продуктивные левые элементы парадигм; «любимые» темы);

  1. Понятия, с которыми сравнивает автор (список самых продуктивных правых элементов парадигм образов; «любимые» правые элементы парадигм) [4].

Рассмотрим каждый параметр подробно, иллюстрируя их примерами из проводимого нами исследования лингвистической составляющей поэтических образов современного поэта-песенника Л.

Рубальской. Они достаточно объективно охарактеризуют некоторые важные черты идиолекта поэтессы, проявившиеся в сборнике «Танго утраченных грёз» (2007), состоящем из 213 стихотворений, где обнаружено всего 330 образов, которые в дальнейшем мы разделили на простые (Например, Вольной птицей я была (с. 152) (женщина - птица)) (183) и сложные (Например, И кружат в сердце вихри нежности, как майских яблонь белый цвет (с. 31) (В сердце вихри нежности (нежность - вихрь) + Вихри нежности, как майских яблонь белый цвет (нежность - яблоня)) (147) и свели в авторские словарики.

Рассмотрены парадигмы поэтических образов, формирующие ее легко узнаваемый стиль:              главные «ПЕСЕННЫЕ» темы - вечные

человеческие чувства (любовь, разлука, желание встречи, горечь разочарования), окрашенные легкой, светлой иронией к лирическим героям.

Итак, рассмотрим первый параметр - Степень образности языка

Следует различать образ (фрагмент текста) и парадигму - абстрактную модель. Парадигма реализуется в образе. Поэтому для конкретного текста можно подсчитать число элементарных образов (число реализаций парадигм в тексте) и число разных парадигм. Например, в некотором тексте может быть 30 элементарных образов (30 раз в нем реализуются некоторые парадигмы), но из них - только 20 разных парадигм (остальные повторяются) [4].

Простые образы в нашем исследовании распределены по трём типам парадигм: лексические, лексико-синтаксические и ситуативные. Наибольшее число образов составляют лексический тип (121), к лексикосинтаксическому типу относятся 57 образов, меньше всего образов принадлежат ситуативному типу (5).

  1. Лексический тип

Появились вы прекрасной яркой бабочкой ночной (с.              203)

(женщина - бабочка); Так налей же ещё в голубой вышине (с. 269) (небо - голубая вышина).

  1. Лексико-синтаксический тип

Когда в наш дом влетит рассвет (с. 327) (наступление - процесс полёта: о дне); За окошком дождь бьёт по лужам (с.

41) (лить - бить: о дожде).
  1. Ситуативный тип

Как осени к лицу багряные наряды, тебе, поверь, идут твои не двадцать лет (с. 92) (что-то подходит женщине - наряды осени); Разлука для любви, как ветер для огня (с. 41) (что-то для чего-то - явление природы).

Считаем, что данная характеристика реализаций парадигм в образе является яркой характеристикой идиостиля.

Портрет образного мира автора

Лингвист представляет себе поиск главной темы лирики поэта как список парадигм автора с данными о том, сколько раз встретилась каждая. Например, самые продуктивные парадигмы в поэзии Бунина - ВОДА - ВЕЩЕСТВО, которая встречается 69 раз [4]. Например, Но звонкой весенней слюдою давно уж откосы блистают! (вода - слюда). Бывает так, что первая парадигма встречается существенно чаще, чем следующая за ней. Такую парадигму Наталья Павлович называет «любимой». Так, у Бунина та же самая парадигма ВОДА - ВЕЩЕСТВО является и «любимой» [4].

Наиболее продуктивны (частотны) 9 поэтических парадигм сборника Л. Рубальской.

Например: Взгляд/глаза               >              огонь              (14)              Я и сама не рада, что

жаркий взгляд любила (с. 299); Женщина               >              другое              живое              существо (10)

Вы так тонки, вы юная газель (с. 182); Деревья /листья               > огонь (8)

Осиновый огонь - причуда сентября (стр. 16).

Соответственно, любимой парадигмой Л. Рубальской является

Взгляд/глаза               > огонь. Данная парадигма встречается в сборнике

поэтессы значительно чаще других - 14 раз.

Понятие «Темы образного мира» также служит инструментом описания идиостиля. Н.Павлович предлагает еще один важный параметр: список самых частотных понятий - левых элементов парадигм образов.

Н.В. Павлович показывает, сколько раз данное понятие встретилось в роли левого элемента парадигм на массиве образов автора. Например, у Вознесенского любимая тема - СУЩЕСТВО (встречается 418 раз) [4]. Например, На спинку божия коровка легла с коричневым брюшком, как чашка красная в горошек налита стынущим чайком (насекомое - сосуд).

Продуктивные левые компоненты парадигмы (предметы сравнения) образов Ларисы Рубальской представлены в сборнике достаточно богато, в нашем опыте их тринадцать. Приведем несколько примеров.

ВЗГЛЯД/ГЛАЗА (всего 31): А ваших глаз неведомая бездна меня влечёт своею глубиной (с. 182) (глаза - бездна); (глаза - глубина); И синий взгляд в упор (с. 180) (взгляд - синий цвет).

ЖЕНЩИНА (всего 21): Странная женщина, странная, схожа ты с птицею раненой (с. 155) (женщина - птица); Ты назвал меня утренней розой с лепестками в хрустальной росе (с. 297) (женщина - роза/цветок);

ЛЮДИ (всего 4): Друг на друга мы похожи, как банан на помидор (с. 126) (люди - фрукты/овощи). Давай взлетим с тобой на небо, два нежных ангела средь белых облаков (с. 182) (люди - ангелы).

Подсчёт показал, что «любимая тема» поэтессы - ВЗГЛЯД/ГЛАЗА (31 образ), понятие, стоящее на первом месте и существенно отличающееся от других по продуктивности, т.е. количеству употреблений в этой роли.

Понятия, с которыми сравнивает автор

Авторы различаются и по тому, с чем они предпочитают сравнивать, т.е. по правым элементам парадигм. У Бунина, по исследованию Павлович, «любимые» правый элемент - ОГОНЬ (43 образа в поэзии, 29 - в прозе) [4]. Например, Лазурным пламенем сияют небеса (небо - огонь), И горит залив меж кипарисов, точно синим пламенем налит (вода - огонь)

По нашим наблюдениям, компоненты сравнения в сборнике Л. Рубальской представлены достаточно бедно, всего в восьми парадигмах. Отметим несколько примеров.

ОГОНЬ/ТЕМПЕРАТУРА (всего 47): Разве губы не горят? (с. 204) (губы - огонь); Не на меня смотрел обманчиво глазами, полными огня (с. 292) (глаза - огонь).

ВКУС (всего 17): Не знал я, что так горек вкус измены (с. 185) (измена - горечь/вкус); От горьких мыслей и от боли он стонал (с. 216) (плохо - горечь/вкус: о мыслях).

ОКАМЕНЕНИЕ/ЗАСТЫВАНИЕ (всего 4): Застынут стрелки (с. 15) (остановиться - застыть/окаменеть: о стрелках часов); Застывший аромат камелий заворожил покой ночной (с. 5) (аромат - застывший/камень).

Исследование показало, что «любимый» правый элемент парадигмы, или то, с чем поэтесса предпочитает сравнивать - понятие ОГОНЬ/ТЕМПЕРАТУРА.

Считаем, что представленная нами характеристика парадигм поэтических образов сборника Ларисы Рубальской позволяет достаточно объективно характеризовать важные черты идиолекта поэтессы. Лариса Рубальская продолжает русскую песенную традицию, что подтверждается самой продуктивной парадигмой, любимыми правыми и левыми элементами парадигмы. Нельзя не отметить и индивидуальные образы поэтессы, неповторимые, единичные. Например, И на лице загар не ночевал (с. 134) (не быть - не ночевать: о загаре)

Таким образом, идиостиль писателя, отражая ключевые понятия мировидения автора, является своеобразным зеркалом его концептуальной картины мира.

<< | >>
Источник: В. Н. Артамонов. Русский литературный язык в контексте современности : Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 года) / под ред. д-ра филолог. наук В. Н. Артамонова. - Ульяновск : УлГТУ,2012. - 170 с.. 2012

Еще по теме К. В. Лукина, Е. Е. Маркина (Ульяновск) Парадигмы образов и стиль автора:

  1. К. В. Лукина, Е. Е. Маркина (Ульяновск) Парадигмы образов и стиль автора