<<
>>

  Нормальный темп

 
Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа. Темп – это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего.
Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. Конечно, здесь не имеются в виду нестандартные ситуации, вроде автомобильной аварии. Несомненно, что в этой ситуации каждый постарается побыстрее дать команду: «Позвоните в ГАИ!» или «Вызовите  скорую помощь!» Выступающие публично чаще всего грешат торопливостью речи. Это может быть от робости, от излишнего возбуждения, от невнимания к нуждам слушателей (лишь бы поскорее отговорить, «отделаться»). Другая крайность – вялость речи, которая свойственна обычно леноватым, замкнутым в себя людям. Они долго  раскачиваются, чтобы продолжить мысль, найти для этого нужные слова. Слушающие при этом теряют не только нить рассуждений, внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия к происходящему вокруг. Быстрота речи снижается, она становится неуверенной, вымученной, когда говорящий не имеет четкого представления, о чем повествовать дальше.
В темп речи входит и длительность звучания. Любое слово можно при произнесении растягивать и сжимать, как гармошку. Все зависит от того, какое значение (важное или второстепенное) придает ему говорящий, а также от чувств, которые вкладываются говорящим в это слово. Вот пример того, как могут различаться значения обычного слова но в зависимости от того, с какой длительностью оно произносится: «Я с вами поеду, но при одном условии» – «Я поеду с вами». – «Но-о?! И при каком условии?» В первом случае перед нами союз, произносимый с обычной долготой, во втором – междометие, произносимое растянуто.
Следует обратить внимание, что речь идет о растянутости произношения, а не о громкости, силе. Если же выступающий подменяет длительность громкостью, силой, то его речь невольно становится резковато-монотонной. Это неприятно действует на слушателей, притупляет внимание к его словам. Более того, при слишком громкой речи присутствующим удобнее разговаривать на посторонние темы, так что их голоса в конечном счете даже могут перекрывать голос выступающего. Попробуйте произнести, выделенные слова первоначально только усилением голоса, а затем и некоторым растягиванием: «За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения»,
Вы почувствовали, что растягивание какого-либо слова, даже в незначительной степени по сравнению с другими словами в предложении, придает этому слову большую значимость. Это растягивание может способствовать и выражению определенных чувств, связанных с содержанием высказывания. Прочитайте приведенное ниже предложение вначале как простую информацию, а затем вкладывая в него чувство скорби, возмущения, протеста. При выражении указанных чувств вам лучше растянуть выделенные слова: «Чудовищное преступление убило самых беззащитных - молодую мать и ее маленького ребенка».
Можно дать и такую рекомендацию. Если вы употребляете в речи слова, которые означают большой отрезок времени или размер чего-либо (многие столетия, чудовищное преступление, высочайшие горы), не произносите их так, слово речь идет о чем-то малозначительном.
Мастера слова, очень тонко чувствующие язык, наиболее важные в тексте слова читают в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении – в несколько убыстренном.
Приведем примеры фраз, как бы их прочитал опытный декламатор (замедления в этих фразах выделены разрядкой, ускорения – курсивом):
Для в а с, | закрывших Родину телами,
Смотревших в смерть, | не опуская глаз
Правдивыми, | горячими словами
Учусь писать. | Хочу писать для вас,
                                                 Г. Николаева

Наконец, к темпу речи относится пауза. Пауза для опытного оратора – прием, которым можно воспользоваться с разными целями. Она, несомненно, облегчает дыхание. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Она позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность последующего сообщения. Паузы определяют ритм , речи. Попробуйте прочитать с нужными паузами следующее предложение:
  В семье Трусовых заводили дневники на каждого ребенка, на страницах которых взрослые вели как бы монологи-беседы с подрастающими, вездесущими Антошей и Надюшей. рассказывая с милыми подробностями о всех интересных моментах в их жизни, домашней и школьной.
Если вы сделали паузы хотя бы после слов ребенка, монологи-беседы, Надюшей, жизни, то это может свидетельствовать о вашем умении пользоваться ими для членения предложения на определенные смысловые отрезки. Конечно, во многом следует учитывать знаки препинания. Они как бы сигнализируют об естественных остановках при  выделении причастных, деепричастных и других обособленных оборотах, на границе простых предложений в составе сложного, между однородными членами предложения и т.д. Но в живой речи приходится делать паузы для ясности изложения или подчеркивания выразительности и в других случаях, не связанных с постановкой знаков препинания. Например: Пассажиры долго всматривались в очертания берега, много раз передавали друг другу бинокли, но ничего не у видели, Пауза сделанная после союза но, безусловно, передаст тревогу, растерянность, озабоченность говорящего.
Когда мы читаем вслух художественное произведение или какой-либо другой текст, надо быть внимательным при разрыве самим автором того или иного предложения. Значит, автор хотел подчеркнуть значительность слов, которые следуют за разрывом, следовательно, их надо выделять интонационно. А на месте предшествующей точки нужно выдержать небольшую паузу.
И вдруг дождь. | Окладной, осенний (С. Георгиевская).
Приведем пример, когда от неправильного использования паузы смысл фразы изменяется до неузнаваемости: Он же / ребенок и Он / же ребенок. В последнем случае частица забеливается в произношении с существительным ребенок, в результате звучит жеребенок,
К смысловому членению фразы никак не относятся и другие случаи, когда пауза в речи говорящего возникает непроизвольно, например, при невозможности выговорить сходу какое-либо незнакомое слово. На этот счет есть неплохой анекдот.
Встретились на экзаменах два спортсмена, которые время проводят в основном на тренировках и соревнованиях. Один из них числится в университете студентом, а другой – старшим преподавателем.
– Ну, – спросил экзаменатор, – какой вам достался билет?
– Семнадцатый, – сказал студент – Вто ..вто-ро-е на-ча-ло нер-во Как нечетко написано! Тер-во... тер-мо-ди-на-ми-ки
– А-га, – сосредоточенно произнес экзаменатор – Второе начало тверд-до... тер-бо... Как вы сказали?
– Тер-мо-ди-на-ми-ки, – прочел Студент.
И такое бывает на экзаменах, и не только  
<< | >>
Источник: В.И. Максимов. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики,2001. - 413 с.. 2001

Еще по теме   Нормальный темп:

  1. 3.3 Температурные профили, контрольные зоны (оптимизация расположения датчиков)
  2. Темп речи.
  3. Эффективные температуры развития пойкилотермных организмов.
  4. Возможности регуляции температуры у пойкилотермных животных.
  5.   Нормальный темп
  6. 7.1 Солнце
  7. Измерение температуры
  8. § 3.2. ТЕМПЕРАТУРА. ТЕПЛОВОЕ РАВНОВЕСИЕ
  9. ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА
  10. Расчет нормальных сужающих устройств