ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – общественно-политические, общественно-экономические, социально-культурные и др. общественные отношения.

Основная форма реализации – письменная и устная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

  1. социальная оценочность;
  2. сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях;

Ведущая функция – информативная и воздействующая.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне

  • преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);
  • экономической терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);
  • специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);
  • большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);
  • использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);
  • газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);
  • использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);

на морфологическом уровне

  • активное   использование   существительных  с  суффиксами -ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными    суффиксами    и    префиксами    -изм,    -ист,   -ация,  -анти-, -контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);
  • частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательных в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);
  • форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);
  • глаголов в настоящем времени (приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);
  • глаголов 1-го лица;
  • повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);
  • отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;
  • производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);

на синтаксическом уровне

  • простота синтаксических конструкций;
  • употребление вводных конструкций (по сообщению информационного агентства);
  • номинативных (назывных) предложений (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);
  • вопросительных и восклицательных предложений;
  • использование элементов поэтического синтаксиса (риторического вопроса, анафоры, эпифоры, градации и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсиса, присоединения, вопросно-ответной формы и др.).

<< | >>
Источник: Дорфман Т.В., Чернова О.Е.. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. – Магнитогорск: МаГУ,2011. – 240 с.. 2011

Еще по теме §4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности:

  1. Жанровое многоголосие одной сети
  2. БИБЛИОГРАФИЯ
  3. Содержание
  4. 2.2. Темы и краткое содержание
  5. 2.4. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
  6. 3. Распределение часов курса по темам и видам работ
  7. §4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности
  8. План практического занятия по теме «Официально-деловойи публицистический стили»
  9. Перечень основных тем и подтем:
  10. Темы 3, 4. «Официально-деловой стиль. Публицистический стиль»
  11. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  12. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  13. 5.6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА