ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОПЕЧАТНОЙ КНИГИ
Позднее появились наскальные изображения, положившие начало пиктографическому письму, передающему информацию в виде рисунков. При возникновении первых ремесел появи-лись знаки, выражающие отдельные понятия, так называе-мое идеографическое письмо. У ряда восточных народов возникла клинопись — изображения штрихов на сырой глине при пос-ледующем обжиге в виде табличек. Последние складывались в ящики, каждый из которых и представлял собой книгу. К ящику прикреплялась глиняная табличка с названием произ-ведения и именем автора, а иногда и другими сведениями — нечто вроде современной каталожной карточки. История сохранила любопытные сведения о существовании первых биб-лиотек, содержащих массив таких ящиков и, более того, таб-личек с перечнем книг — прообразом современных каталогов. А происходило это уже свыше 10 тысяч лет назад... [Сказанное — не предание, например, еще в XIX веке на раскопках древней ассирийской столицы Ниневии была обнаруже-на библиотека царя Ассурбанипала (VII век до н.э.), содержа-щая 20 тысяч глиняных книг, были обнаружены и другие подобные библиотеки с глиняными книгами и каталогами, рас-копанные в Египте и в других странах].
В древности у восточных народов возникло иероглифическое письмо, которое, вследствие его сложности (слишком большое количество знаков различной формы и значения), стало элитарным.
Важным шагом в развитии массовой письменности явилось создание около полутора тысячи лет до новой эры буквенного письма, после чего возникли алфавиты — гре-ческий, латинский, арабский и другие, упростившие способ восприятия и практическое освоение письменности.Важным элементом книжного дела является материальная основа, на которой наносились письменные знаки. Задолго до изобретения бумаги человечество использовало для этой цели различные материалы. Первым из них была гли-на. Затем в древнем Египте использовался папирус, изготав-ливаемый по особой технологии из тростниковых стеблей. В связи с хрупкостью папируса из него нарезали тонкие лис-ты, склеивали между собой клеем, выделяемым самим рас-тением, и скручивали в свитки, которые затем укладывали в футляры, сопровождая каждый из них названием произве-дения. Папирусный свиток стал в истории человечества оче-редной формой книги, причем, как ни странно, самой долго-вечной. Первые книги в виде папирусных свитков начали выходить в свет с третьего тысячелетия до новой эры, а пос-ледние — в начале XI века новой эры!
Другим распространенным материалом для книг стал пергамен, изготавливаемый из кожи животных и получивший название в честь места, где был изобретен, — государства Пергам. В отличие от хрупкого папируса пергамен нарезал-ся листами, на которые наносился текст с обеих сторон. Ли-сты сшивались в корешке, и получалась книга. Первые такие книги датируются вторым веком новой эры.
В древнем Китае в качестве материала для книг использовались бамбуковые пластины, скреплявшиеся металлически-ми скобами в виде шторы. Позднее эта же технология была использована при письме по шелку.
В странах Европы книги писали на деревянных пластинах, изготавливаемых из бересты, получившей большое рас-пространение у славян и индусов. Первые берестяные кни-ги датируются IX веком новой эры. Несколько сот «берестя- о ных грамот» найдено на раскопках древнего Новгорода.
Таким образом, уже в Древнем мире человечество созда- § ло письменность, что привело к возникновению и развитию К рукописных книг.
Главное, что книга уже в древности вы- С полняла задачу закрепления и распространения информа- ^ ции — знаний об окружающем мире. [История первых книг Д и первых библиотек свидетельствует о жадном, неистреби- Т мом стремлении homo sapiens к культуре и должна вызвать у Л студентов чувство уважения к прошлому и к своим предкам, о что воспитывает такое важное качество для интеллектуаль- о ной элиты, как скромность... ]Наконец, в 6 веке до новой эры в Китае для изготовления и
тл- й
книг применялся лакированный шелк. И эта же страна дала > миру бумагу — материал, которому было суждено стать самым
v значительным в истории книжного дела, вытеснившим все предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации». у Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бума-га в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпичной бумаги — Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Еги-пет, затем в Европу в I-II вв. н.э. Позднее появилась техноло-гия изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы.
После изобретения бумаги начался новый долгий период развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее, легче и быстрее. Бумага — более мобильный материал по сравнению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, переносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облег-чился и зависел, как и основа для письма, от местности, где создавалось произведение. Люди придумывали настои из про-израстающих рядом растений, появились всякие чернила, туши и пр. Качества бумаги как носителя информации обеспечили бурный рост количества рукописных книг, число которых постоянно росло. Появилась профессия — «переписчик», по-разному звучащая в разных странах, но всюду почет-ная. Более всего, естественно, переписывали книги церковные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем «по тиражу» следовали «книги бытия» — различные, основан-ные также на религиозных постулатах, правила поведения людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России, например, свод правил поведения городских жителей — «До-мострой»).
Наряду с этими появляются книги художественного содержания — жизнеописания святых, героические эпо- сы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые арабские повести «О Синдбаде-мореходе» и «Тысяча и одна А ночь» распространялись в виде рукописных книг и распрост- н ранялись в Европе в больших количествах копий. Философс- © кие сочинения арабских, китайских и персидских авторов о пользовались также большим спросом в европейских странах. о Стоит особо отметить неистребимый интерес людей вЧ древние и средние века к сохранению книг, осознание их ^ непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной ч культуры, а также как информацию «о себе» для будущих по- s колений. История сохранила множество примеров, когда во ё время войн и катаклизмов простые люди, в том числе негра- К мотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитани- ^Ej ем, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть Э" свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии. о Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг, где иногда переписчик вставлял сведения о себе.
Свою историю имеет древняя книга у славян (в Византии и Болгарии) и на Руси. Сначала, после введения христианства, в Киевскую Русь стали поступать рукописные перевод-ные книги из других славянских государств, которые послу-жили основой обучения в первых учебных заведениях, основанных князем Владимиром Красное Солнышко, просветительское дело которого продолжил Ярослав Мудрый, создав первую русскую библиотеку при построенном им в начале XI века храме Святой Софии в Киеве. Наряду с привозными иностранными и переводными книгами создавались ориги-нальные издания, вошедшие в сокровищницу русской культуры. К ним относятся книги русских подвижников — «жи-тия» Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерс- кого, сборники «Прологи», «Четьи-Минеи», «Патерики», энциклопедические сочинения — «Изборники», «Шестидне- вы», «Физиологи». Выходят оригинальные авторские произ-ведения — «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, позднее книги проповедника Кирилла Туровского («Слово...», «По-учение...», «Наставление...»), причисленного за свою дея-тельность к лику святых, наконец, выдающийся литератур-ный памятник — «Поучение Владимира Мономаха». Среди великих, дошедших до нас произведений, стоит отметить «Изборник Святослава» 1073 года, «Слово о полку Игореве» и книгу первого славянского историка Нестора «Повесть вре-менных лет». С начала XI и до середины XIII в.в. общее число книг на Руси исчислялось сотнями тысяч. Книги не только читались, но публично слушались. Наряду с профессией переписчика существовала профессия чтеца.
о Б
Литература: [29], [17], [11] Щ
S
К1 К У
v
о
к
со Д А н н Л tr о К
о
•п о
Д н Л А л
C'J
V