<<
>>

положения


Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искус-ства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Статья 2.
Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах
Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации, издаваемых в соответствии с настоящим Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой ох-ране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.
Статья 3. Международные договоры
Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные понятия ^ Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют сле дующее значение:
автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано
н о
0 произведение;
Щ аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из
HQ зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопро-
Н вождением или без сопровождения их звуком), предназначенное
^ для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) вос-
^ приятия с помощью соответствующих технических устройств;
S аудиовизуальные произведения включают кинематографические
^ произведения и все произведения, выраженные средствами, ана-
У логичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафиль-
^ мы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от
g способа их первоначальной или последующей фиксации;
база данных — объективная форма представления и организа-
0 ции совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найде-
ны и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);
воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;
воспроизведение фонограммы — изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;
запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
изготовитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;
изготовитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;
исполнение — представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телера-диовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);
исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, Б которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музы- И кальном инструменте или иным образом исполняет произведения gc литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или К кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и ди- р рижер;
обнародование произведения — осуществленное с согласия авто- 3 ра действие, которое впервые делает произведение доступным для А всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, Т публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; Л
опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпля- С ров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, про- О изводителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворе- О ния разумных потребностей публики исходя из характера произведе- Д ния, фонограммы; Л
передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, ис- А полнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель-
Л ного вещания для всеобщего сведения (включая показ или испол
нение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).
При передаче произведе- Y ний, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций
эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под пере-дачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;
передача организации эфирного или кабельного вещания — передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
показ произведения — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;
последующая передача в эфир — последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;
программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
произведение декоративно-прикладного искусства — двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом; ^ публичный показ, публичное исполнение или сообщение для
Л всеобщего сведения — любые показ, исполнение или сообщение ^ произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач орга-
О низаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо
О с помощью технических средств в месте, открытом для свободного
^ посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц,
не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, Н воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, по
становки, передачи организаций эфирного или кабельного веща- ^ ния в месте их сообщения или в другом месте одновременно с
К сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок,
передач организаций эфирного или кабельного вещания; ^ режиссер-постановщик спектакля — лицо, осуществившее по
становку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или К иного спектакля (представления);
репродуцирование (репрографическое воспроизведение) — О факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного
или более экземпляров оригиналов или копий письменных и дру- гих графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрогра-
фическое воспроизведение не включает в себя хранение или вос- 1 произведение указанных копий в электронной (включая цифро- у вую), оптической или иной машиночитаемой форме;
сдавать в прокат (внаем) — предоставлять экземпляр произве-дения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;
сообщать — показывать, исполнять, передавать в эфир или со-вершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой;
сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств;
фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы — копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.
Раздел 2. Авторское право
Статья 5. Сфера действия авторского права
В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется:
на произведения, обнародованные либо необнародованные, б но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их ^ правопреемников; к
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но Р находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российс-кой Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но н находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российс- Щ кой Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) С гражданами других государств в соответствии с международными до- О говорами Российской Федерации. Г
Произведение также считается опубликованным в Российской д Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликова- Н ния за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на а территории Российской Федерации.
3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договора- ^ ми Российской Федерации автор произведения определяется по за- < кону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.
Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); •устной (публичное произнесение, публичное исполнение и
так далее);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
в других формах.
Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких- либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
^ Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
Н 1. Объектами авторского права являются:
^ «литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
?н «драматические и музыкально-драматические произведения,
й сценарные произведения;
^q ¦ хореографические произведения и пантомимы;
^ • музыкальные произведения с текстом или без текста;
ЕН • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы,
^ слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
g • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, гра-
q фические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
М • произведения декоративно-прикладного и сценографическо-
S го искусства;
Щ • произведения архитектуры, градостроительства и садово-парко-
й вого искусства;
^ • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; 3
другие произведения.
Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
К объектам авторского права также относятся:
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторского права Не являются объектами авторского права:
официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения ка- О ких-либо формальностей. Щ
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о к своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из У трех элементов: С
латинской буквы «С» в окружности; к
имени (наименования) обладателя исключительных авторс- Д ких прав; >
года первого опубликования произведения. Н
При отсутствии доказательств иного автором произведения счи- Ь
тается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпля- К
О
та
V
ре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдони- О
мом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом каче-
стве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
V Статья 10. Соавторство
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Статья 11. Авторское право составителей сборников и других составных произведений
1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).
Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения, независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. ^ Авторское право составителя не препятствует другим лицам осу-
Н. ществлять самостоятельный подбор или расположение тех же мате- Q риалов для создания своих составных произведений. ^ 2. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, перио-
К дических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, жур- HQ налов и других периодических изданий принадлежат исключитель- щ ные права на использование таких изданий. Издатель вправе при ^ любом использовании таких изданий указывать свое наименование
либо требовать такого указания. g Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют
О исключительные права на использование своих произведений неза- >s висимо от издания в целом. К
g Статья 12. Авторское право переводчиков и авторов других ? производных произведений
О
^ 1. Переводчикам и авторам других производных произведений
принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку.
Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, 5 переделке, аранжировке или другой переработке. >
2. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения
Авторами аудиовизуального произведения являются:
режиссер-постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права дей-ствуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе ° работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение. И
о<
Статья 14. Авторское право на служебные произведения к
Авторское право на произведение, созданное в порядке выпол- р нения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного про- 3 изведения. А
Исключительные права на использование служебного произве- Е дения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отно- Л шениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не С предусмотрено иное. 0
Г
о
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования
служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются Д
договором между автором и работодателем. Л
3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произ- ^ ведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.
Л 4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей
СЧІ
или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научу ных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.
Статья 15. Личные неимущественные права
1 . Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Статья 16. Имущественные права
Автору в отношении его произведения принадлежат исключи- < тельные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
^ • распространять экземпляры произведения любым способом:
продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); Е^ • импортировать экземпляры произведения в целях распрост- ^ ранения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обла- ^ дателя исключительных авторских прав (право на импорт);
^ • публично показывать произведение (право на публичный показ);
?? • публично исполнять произведение (право на публичное ис-
М полнение);
«сообщать произведение (включая показ, исполнение или пе- Щ редачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и М (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); ^ «сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с
1>Э -«J
V
помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
Ограничения указанных в пункте 2 настоящей статьи прав авторов устанавливаются статьями 17 — 26 настоящего Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Статья 17. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования
1 . Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
2. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу К( означает первую продажу этого произведения.
В каждом случае публичной перепродажи произведения изобрази- р
тельного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышаю- 3 щей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право А на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от Е перепродажной цены (право следования). Указанное право является Ь неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону О
на срок действия авторского права. О
|—3
Статья 18. Воспроизведение произведения в личных целях д
без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения Л
1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произ
Л ведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.
2. Положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в отношении: у • воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий
и аналогичных сооружений;
воспроизведения баз данных или существенных частей из них;
воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона;
репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.
Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
Цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведения, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором со-
^ храняется право на опубликование таких произведений в сборниках; Н 5. Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в об-
^ зорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в ?н эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведе- § ний, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких ^ событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом Л за автором сохраняется право на опубликование таких произведений ЕН в сборниках;
^ 6. Воспроизведение правомерно обнародованных произведений
^ без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими q специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
К
Статья 20. Использование произведений путем репродуцирования Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаг- ^ раждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1>Э
со
>
Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодически изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Статья 21. Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
Статья 22. Свободное публичное исполнение
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. Статья 23. Свободное воспроизведение для судебных целей
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаг-
о ет
раждения воспроизведение произведений для судебного производ- И ства в объеме, оправданном этой целью.
К
Статья 24. Свободная запись краткосрочного пользования, р
производимая организациями эфирного вещания
Организация эфирного вещания может без согласия автора и без 3 выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосроч- А ного пользования того произведения, в отношении которого эта орга- Е низация получила право на передачу в эфир, при условии, что такая Л запись производится организацией эфирного вещания с помощью ее С собственного оборудования и для ее собственных передач. При этом О организация обязана уничтожить такую запись в течение шести меся- О цев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был Д согласован с автором записанного произведения. Такая запись может Л быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер
Л Статья 25. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз
данных. Декомпилирование программ для ЭВМ — 1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ
Y или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения:
внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на техничес-ких средствах пользователя, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором;
изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.
2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаи-модействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условия:
Информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
Указанные действия осуществляются в отношении только тех ^ частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы Н для достижения способности к взаимодействию;
^ 3. Информация, полученная в результате декомпилирования, мо-
?н жет использоваться лишь для достижения способности к взаимодей- й ствию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими про- ^Q граммами, не может передаваться иным лицам, за исключением случа- ^ ев, если это необходимо для достижения способности к взаимодей- ^ ствию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими про- t^ граммами, а также не может использоваться для разработки програм- g мы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой С программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого дей- >s ствия, нарушающего авторское право.
Применение положений настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию программы для
^ ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным обра- ^ зом законные интересы автора или иного обладателя исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных.
00
Статья 26. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия Д автора с выплатой авторского вознаграждения
В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона до-пускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.
Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.
Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов — авторам, тридцать процентов — исполнителям, тридцать процентов — производителям фонограмм.
Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для исполь-зования в домашних условиях.
Статья 27. Срок действия авторского права
1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 Б
В к
лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации авто- К
ра охраняются бессрочно. р
Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права 3 авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после А своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. Т
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на Л
имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществ- О
ляется его наследниками или специально уполномоченным органом О
Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если О
наследников нет или их авторское право прекратилось. д
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно Л или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его > правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или — его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется у положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Статья 28. Общественное достояние
Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.
Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона).
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессио-
А нальные фонды авторов, а также организациям, управляющим имуще- ^ ственными правами авторов на коллективной основе, и не могут пре- ^ вышать одного процента от прибыли, полученной за использование ^ таких произведений. О
§ Статья 29. Переход авторского права по наследству л Л
Н Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право
А на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе го" осуществлять защиту указанных прав. Эти правомомочия наследников 3 сроком не ограничиваются.
При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуще- ^ ствляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. sS
Н Статья 30. Передача имущественных прав. Авторский договор
1. Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Зако- О на, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18-26 настоящего Закона.
Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. 3
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неиск-лючительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Статья 31. Условия авторского договора
Авторский договор должен предусматривать:
способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
срок и территорию, на которые передается право;
размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который
передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.
Все права на использование произведения, прямо не передан- Б ные по авторскому договору, считаются не переданными.
Предметом авторского договора не могут быть права на использо
вание произведения, неизвестные на момент заключения договора. ^
Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде про- у цента от дохода за соответствующий способ использования произве- О дения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафик- Д сированной в договоре суммы либо иным образом. Т
Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации. Мини- Ь мальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновре- К
Г
о
V
менно с индексацией минимальных размеров заработной платы.
со
Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксиро- н ванной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный ^ тираж произведения 4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. у 5. Предметом авторского договора не могут быть права на исполь
зование произведений, которые автор может создать в будущем.
Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.
Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
Статья 32. Форма авторского договора
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.
При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Статья 33. Авторский договор заказа
По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.
Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.
Статья 34. Ответственность по авторскому договору
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.
Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.
<
ч Раздел 3. Смежные права
Статья 35. Сфера действия смежных прав
О О
^q 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоя
щим Законом в случаях, если: ^ 1. Исполнитель является гражданином Российской Федерации;
t^ 2. Исполнение, постановка впервые имели место на террито
рии Российской Федерации; С 3. Исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняе-
>ь мую в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи;
^ 4. Исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, вклю-
« чены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответ-
^ ствии с положениями пункта 3 настоящей статьи.
0 2. Права производителя фонограммы признаются за ним в соответ
ствии с настоящим Законом в случаях, если:
G0
ел
V
Производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
Фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если орга-низация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (пункт дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 1995 года № 110- ФЗ, введенным в действие с 26 июля 1995 года).
Статья 36. Субъекты смежных прав
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.
Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фо-нограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:
латинской буквы «Р» в окружности;
имени (наименования) обладателя исключительных смежных К( прав;
года первого опубликования фонограммы. С
Статья 37. Права исполнителя 3
1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполни- А
телю в отношении его исполнения или постановки принадлежат сле- Т
дующие исключительные права: Л
право на имя; С
• право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и дос-
О Б О
тоинству исполнителя; д
> право на использование исполнения или постановки в любой Н форме, включая право на получение вознаграждения за каждый > вид использования исполнения или постановки.
Д 2. Исключительное право на использование исполнения или поста
со
новки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
Y 1. Передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по
кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
Записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
Воспроизводить запись исполнения или постановки;
Передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
Сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (статья 39 настоящего Закона).
Исключительное право исполнителя, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда:
первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями статьи 42 настоящего Закона.
Разрешения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, выдаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей руководителем такого коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем.
Разрешения, указанные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 настоя- ^ щей статьи, на последующие передачи исполнения или постановки, t^ осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи организациями эфирного или кабельного вещания не требуются,
О если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организа- О цией эфирного или кабельного вещания. Размер вознаграждения ^ исполнителю за такое использование также устанавливается в этом hQ
Ч
Н 6. Заключение договора между исполнителем и изготовителем
аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произ- ^ ведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указан- к ных в подпунктах 1, 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи.
Предоставление исполнителем таких прав ограничивается исполь- ^ зованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звук ка или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произве- В дении.
О 7. Исключительные права исполнителя, предусмотренные пунктом
2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам.
Статья 38. Права производителя фонограммы
Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, произво-
дителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат ис ключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.
Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
воспроизводить фонограмму;
переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;
импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.
Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.
Исключительные права производителя фонограммы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам.
Статья 39. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя
В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения:
Публичное исполнение фонограммы;
Передача фонограммы в эфир;
Сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. И
Сбор, распределение и выплата вознаграждения, предусмотренно- Й го пунктом 1 настоящей статьи, осуществляются одной из организаций, К управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на р коллективной основе (статья 44 настоящего Закона), в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим соглашением не 3 предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется между А производителем фонограммы и исполнителем поровну. Е
Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются со- Л глашением между пользователем фонограммы или объединениями (ас- С
социациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.
Я О Б О
Л 4. Пользователи фонограмм должны предоставлять организации,
указанной в пункте 2 настоящей статьи, программы, содержащие точ- 52 ные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные у сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Статья 40. Права организаций эфирного вещания
Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий:
Одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
Сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
Записывать передачу;
Воспроизводить запись передачи;
Сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
Исключительное право организации эфирного вещания, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда:
запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания;
воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 настоящего Закона.
Статья 41. Права организации кабельного вещания
1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать ^ разрешение на использование передачи, включая право на получеН ние вознаграждения за предоставление такого разрешения. ф 2. Исключительное право давать разрешение на использование
^ передачи означает право организации кабельного вещания разрешать М осуществление следующих действий:
HQ 1. Одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее
щ передачу другой организации кабельного вещания;
^ 2. Передавать передачу в эфир;
Ч 3. Записывать передачу;
К 4. Воспроизводить запись передачи;
О 5. Сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с плат
іж ным входом.
^ 3. Исключительное право организации кабельного вещания, пре-
g дусмотренное подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда: 0 ¦ запись передачи была произведена с согласия организации ка
бельного вещания;
воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положения ми статьи 42 настоящего Закона. 9
Статья 42. Ограничения прав исполнителя, производителя V
фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания
В изъятие из положений статей 37-41 настоящего Закона допускаются без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
Для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;
Исключительно в целях обучения или научного исследования;
Для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при усло-вии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений статьи 39 настоящего Закона;
В иных случаях, которые установлены положениями раздела II настоящего Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства.
В изъятие из положений статей 37-41 настоящего Закона допускаются без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Воспроизведение фонограммы допускается при условии выплаты вознаграждения в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
Не применяются положения статей 37, 38, 40 и 41 настоящего Закона в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фо- Б нограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись крат-косрочного пользования или воспроизведение осуществляются орга- Й низацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудова- ^ ния и для ее собственной передачи при условии: Р
Предварительного получения организацией эфирного вещания С разрешения на передачу в эфир самой постановки, исполнения или 3 передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользования Т или воспроизведение такой записи; Л
Ее уничтожения в пределах срока, который устанавливается С в отношении записи краткосрочного пользования произведений литературы, науки и искусства, производимой организацией эфир- Г
го Закона, за исключением единственного экземпляра, который Е может быть сохранен в официальных архивах на основании его А
исключительно документального характера.
4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, применяются без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а у также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.
Статья 43. Срок действия смежных прав
1 . Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении ис-полнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.
Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.
Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридических факт, являющийся основанием для начала течения срока.
В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечествен-ной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотрен- ^ ный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
Н 7. К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреем
^Q кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части
н
Ен <
со
к
Q имущественными правами
Он
никам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использо- М вание исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставш сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Раздел 4. Коллективное управление
Статья 44. Цели коллективного управления К имущественными правами
1. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнитесь лей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивиду- альном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.
Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.
2. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.
Статья 45. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе
В соответствии с настоящим Законом организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.
По отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30-34 настоящего Закона.
Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разделом III настоящего Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.
Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управле- Б ния на коллективной основе.
н Л
3. На основе полномочий, полученных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, организация, управляющая имущественными пра- ^ вами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользовате- Р лям на соответствующие способы использования произведений и О объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одина- 3 ковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без доста- Т
точных на то оснований.
Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в С них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, Г включая и тех, которые не передали организации полномочий в соот- Д ветствии с пунктом 2 настоящей статьи. Е Все возможные имущественные претензии обладателей авторских А и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их про-
Л изведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии.
V
4. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.
Статья 46. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:
Согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которые выдаются лицензии;
Предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация;
Согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (пункт 2 статьи 26, пункты 2 и 3 статьи 39 настоящего Закона);
Собирать предусмотренные лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи;
Распределять и выплачивать собранное в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;
Совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;
Осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.
Статья 47. Обязанности организаций, управляющих < имущественными правами на коллективной основе Н 1. Деятельность организации, управляющей имущественными пра-
^ вами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладатели
й В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности: ^Q 1. Одновременно с выплатой вознаграждения представлять об-
^ ладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведе-
^ ния об использовании их прав;
t^ 2. Использовать собранное в соответствии с положениями пунк
ти та 4 статьи 46 настоящего Закона вознаграждение исключительно
О для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных
^ прав. При этом организация вправе вычитать из собранного воз-
^ награждения суммы на покрытие своих фактических расходов по
^ сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также
суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые ^ этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею
обладателей авторских и смежных прав;
GO
>
3. Распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, за вычетом сумм, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав.
2. Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в пункте 4 статьи 46 настоящего Закона, вправе потребо-вать от организации выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исклю-чить свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых этой организацией пользователям.
Раздел 5. Защита авторских и смежных прав
Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы
За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.
Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.
Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произ-ведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.
Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав (название статьи в редакции Федерального закона от §
19 июля 1995 года №110-ФЗ, введенного в действие с 26 июля 1995 S
года). й
1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе К требовать от нарушителя: р
Признания прав; О
Восстановления положения, существовавшего до нарушения 3 права, и прекращения действий, нарушающих право или создаю- А щих угрозу его нарушению; Е
Возмещения убытков, включая упущенную выгоду; Л
Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие на- С рушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; О
Выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных О размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Рос- д сийской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбит- Л ражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
Принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.
Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.
За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предвари-тельного следствия в соответствии с их компетенцией (в редакции- Федерального закона от 19 июля 1995 года № 110-ФЗ, введенного в действие с 26 июля 1995 года).
Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести решение о конфискации ма-териалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм (в редакции Федерального закона от 19 июля 1995 года № 110- ФЗ, введенного в действие с 26 июля 1995 года).
Статья 50. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав
Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат,
^ импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использова- t^ ние, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в О отношении которых предполагается, что они являются контрафакт- О ными) (дополненФедеральным законом от 19 июля 1995 года № 110- ^ ФЗ, введенным в действие с 26 июля 1995 года) .
Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может выЕ нести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров
произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, ^ что они являются контрафактными, а также материалов и оборудова- S ния, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.
При наличии достаточных данных о нарушении авторских или ^ смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпля- S ры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и О оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в
необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение. (Пункт в редакции Федерального закона от 19 июля 1995 года № 110-ФЗ, введенного в действие с 26 июля 1995 года).
о и
Щ к
К1 К У
ч
о
к
со Д А н н Л tr
о К
о л
о Д
н Л А
Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 9 июля 1993 года № 5351-1
<< | >>
Источник: А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. 2004

Еще по теме положения:

  1. 1.1 Правовое положение органов местного самоуправления по охране общественного порядка и безопасности граждан
  2. Статья IV КОНТРОЛЬА. Общие положения
  3. ГЛАВА IV Общие положения
  4. Три «основоположения»
  5. §33. Восстановление этого положения на основе нового понятия представления. Именование и высказывание
  6. 3 Основные положения тактики осмотра места происшествия
  7. ГЛАВА 1. НАУКА: ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОПРОВЕРЖЕНИЯ[107]
  8. Третья точка зрения: предположения, истина и реальность
  9. 4. Общество с ограниченной ответственностью Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
  10. Часть II ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  11. ГЛАВА X ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  12. Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
  13. ПОЛОЖЕНИЕ о ведомственных Комиссиях по борьбе с взяточничеством
  14. § 2. Теория виновности: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  15. 3. Научное положение (Lehrsatz)
  16. положения
  17. Исходные предположения и специальные задачи множественного регрессионного анализа
  18. Глава 4. Политико-правовое положение этнических групп в Китае в 1920-40-е годы