<<
>>

Своеобразие архитектуры текста

Публикация в интернете, даже самая незначительная, не может рассматриваться локально. Через гипертекстовые связи документ разворачивается во все коммуникативное пространство и, подобно голограмме, содержит в себе информацию о целостной социокультурной реальности.

Следовательно, полезно познакомиться с тем, как это происходит, т.е.

с внешним каркасом гипертекстуальности, его архитектурой.

Своеобразие архитектуры гипертекста предопределяет и особенности его восприятия, в частности порождает трудности, с которыми сталкивается и автор, и посетитель. При всех преимуществах гипертекстовых систем, сама по себе психологическая модель гипертекста создает ряд качественно новых проблем.

Первое — это опасность дезориентации в пространстве гипертекста, когда посетитель не знает, как ему попасть в нужный узел, в какой части гипертекста он находится и что ему предпринять дальше. Пространственная метафора представления знания (гипертекст как карта), предполагающая наличие координат, вступает в противоречие с тем, что координаты эти достаточно проблематично определить. Поэтому требуется более тщательное структурирование знания, возможность автоматической обработки узлов и связей при их стандартизации. Для этого необходимо применение схем расположения узлов, выделение опорных сплетений узлов (части узлов, у которых активированы не все связи, а только некоторые, характер которых задан, они подобны оглавлениям в книге, но составляются с разным уровнем подробности, с учетом ситуации, характеристик и потребностей читателя) и т.п.

Вторая проблема — необходимость постоянной диспетчеризации пропущенных узлов, т.е. фиксация в памяти в процессе чтения пропущенных узлов и путей, ведущих к ним, оценка их важности и очередности возвращения. Совершенствование ориентации улучшает диспетчеризацию и наоборот, но чем больше число узлов, тем больше усилий и памяти требует эта деятельность, отвлекая от предметного содержания.

Мышление пользователя структурируется одновременно тремя объектами: предметным содержанием отдельных документов, структурой гипертекстовых документов и структурой связей узлов.

Причем последнее к искомому содержанию имеет весьма отдаленное отношение, т.е. относится к избыточной и, следовательно, шумовой информации.

Трудности работы с гипертекстом связаны еще и с тем, что ожидание пользователя часто определяется привычными представлениями, базирующимися на знакомых ориентирах, таких как оглавление, заголовки, линейная логическая последовательность изложения, жанровые особенности. В гипертексте все это может быть существенно трансформировано и переосмыслено, что подчас приводит к невозможности его восприятия средним читателем. Но такого рода трудности можно отнести к временным. По мере того как гипертекстовое представление знания будет становиться культурной нормой, когнитивная доступность гипертекста будет все в большей степени определяться исключительно образовательным и культурным уровнем читателя.

Гипертекст в самом общем виде характеризуется механизмом связей, узлами-объектами и пользовательским интерфейсом — способом взаимодействия человека с узлами и связями.

Узлы

Узел — важнейшее понятие гипертекстовых систем, так как именно в форме узлов хранится и представляется пользователю ин­формация.

Характеристики узла, существенные для гипертекстового пользователя (читателя или автора), — это тип информации, которая может быть сохранена (текст, таблица, графика, звук и др.), и вместимость, объем каждого узла.

Некоторые гипертекстовые системы поддерживают только текст, другие — таблицы и графику; есть механизмы интерпретации различных видов информации (например, видео) в рамках гипертекстовой сети. Причем каждый новый тип информации должен быть полностью интегрирован с гипертекстовой сетью системы, для чего необходимо разработать методы создания связей между, например, кадрами видео и текстом.

Узел на экране обычно дается в своем отдельном окне. Одновременно может быть открыто лишь несколько окон-узлов. Хорошо знакомые современному пользователю персонального компьютера окна, а также манипулятор — мышь были изобретены Дагласом Эн-гельбартом (1966 г.).

_______________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Виталий Фридман

ИСТОРИЯ ОДНОЙ МЫШИ

Сегодня представить компьютер, который оснащен последними достижениями цифровой эры и в то же время лишен столь любимого мышеподобного грызуна с хвостом практически невозможно.

Пережив несколько десятков лет, мышь стала культом компьютерной эпохи, чем-то совершенно обыденным и необходимым в повседневном рабочем дне каждого человека, тем или иным образом связанного с компьютерными технологиями...

Именно мышь в руках компьютерщиков пробегает в сутки километры и тысячи километров пути, создавая реальное воплощение фантазии мысли человека. Мышку использовал в начале 80-х Билл Гейтс, мышку используем в своей работе и мы. Впрочем, несмотря на столь серьезное значение данного компьютерного манипулятора, считанные единицы знают о том, как же именно она появилась на свет и кто же является ее прародителем, тем более что если «домашние» компьютеры в современном понимании этого слова появились лишь в начале 90-х, то первый прообраз современной мыши появился еще в начале 60-х...

<< | >>
Источник: Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика . Первоисточник: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»).. 2005

Еще по теме Своеобразие архитектуры текста: