<<
>>

Тезисы

К первым опытам веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, относятся авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. Интернет-журналистика формировалась самопроизвольно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, что, конечно, можно считать положительным моментом становления этого направления, так как нужно было время для формирования нового языка, стиля, тематики публикаций.
Авторские проекты — не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиасреды.

Опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ.

Открытием интернет-журналистики можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Это позволяет ожидать качественных системных изменений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации.

Основные причины неуспеха неудачных журналистских веб-проектов заключаются в: 1) игнорировании специфики гипертекста и его лексических особенностей; 2) примитивной технологии и отсутствии автоматизации.

Хорошо сделанная электронная версия издания — это отдельное издание со своей экономической стратегией, со своим бюджетом, со своим менеджментом.

Будем считать сетевым изданием всякий сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации.

На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за массовые информационно-коммуникативные каналы: 1) пресса, 2) радио, 3) телевидение, 4) web, поэтому интернет-журналистику следует рассматривать не как тип, а как вид жур­налистики с присущими ей специфическими качествами как в решении ею задач, так и в выборе способов решения.

Интернет-журналистика вместе с прессой, радио и тележурналистикой определяют информационную политику общества. Развитие интернет-журналистики осуществляется во взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами СМИ.

Веб-издание, как правило, имеет редакцию. Редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания.

Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Формирование веб-образа информации, вклю­чающего дизайн и интерактивные элементы, предполагает наличие нового типа редактирования — веб-редактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовке веб-страниц к изданию.

С появлением интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию.

1. Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества.

2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент; следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.

3.

Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности.

Выделяют следующие редакционные системы: газетная, журнальная, книжная, радиовещательная, телевизионная, Web. Редакци­онная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, является организационной формой коммуникативной деятельности общества. Она существенно трансформировалась уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета.

Квалификационные признаки редакционных систем:

• синхронность — асинхронность (отношение издания к событию), отражающая характер воспроизводства информации: синхрон­ное — сообщение выдается в момент события, при асинхронном сообщении — время события и сообщения не совпадают;

• on-line — off-line (отношение издания к читателям), отражает характер связи с читателями: on-line — онлайновый, оперативный, т.е. в процессе общения, off-line — офлайновый, автономный, т.е. потребитель получает уже готовый информационный продукт;

• информационная — коммуникационная отражает характер продукта: информационная — передается информация; коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.

Сегодня стремительно устаревают понятия «местная пресса» и «многотиражка». Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него.

Особенностью функционирования организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа дея­тельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, такова специфика транспрофессиональной работы

Веб-редакция, как правило, приобретает новую форму социальной организации современных профессионалов.

Для решения всего комплекса задач менеджмента сетевых СМИ необходим профессионализм, соединяющий в себе компетентность журналиста, веб-мастера, менеджера, специалиста по PR, т.е. транспрофессионализм, который необходимо вырабатывать в себе как лидеру проекта, так и всем сотрудникам.

Такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией.

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Жанры журналистики имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов. Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. Исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности.

Далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа, но в соответствии с российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой.

Возможность регистрации домена и хостинга за границами России составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимодействием норм международного и российского законодательства. Получается, что закон распространяется не только на отечественные сайты, но и на зарубежные, доступные гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность зарубежных сайтов, то ко всем сайтам может быть применено законодательство Российской Федерации.

<< | >>
Источник: Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика . Первоисточник: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»).. 2005

Еще по теме Тезисы:

  1. И. Тезисы об Учредительном собрании // Полн. собр. соч. Т. 35. С. 162—166. Леонов С.В.
  2. Тезисы лекции
  3. Тезисы
  4. Тезисы
  5. Тезис
  6. ПОДГОТОВКА ТЕЗИСОВ
  7. ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУОБ ОККУПАЦИИ И ОХРАНЕ РУССКОЙ ТЕРРИТОРИИ И О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОПЕРАЦИИ «БАРБАРОССА»
  8. § 1 17. Фундируемые тезисы и завершение учения о модификации нейтрализации. Общее понятие тезиса
  9. I. Научные книги и брошюры, статьи, тезисы и рецензии
  10. 3.2. Жанры учебно-профессиональной письменной речи: план, тезисы, конспект
  11. Раздел II Статьи, тезисы научных доклаДов и сообщени
  12. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО СПЕЦКУРСУ УГОЛОВНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (Англии, США, Франции и Германии)
  13. ТЕЗИСЫ
  14. «ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»
  15. Тезисы
  16. Развитие неоевразийцами классических евразийских тезисов
  17. В такой огрубленной формулировке все эти тезисы оказываются проблематичными.
  18. Тезисы о возобновлении понимания Родин А.В.
  19. ТЕЗИСЫ
  20. 69. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕКСТОВ, ИЗМЕНЕНИЕ ИХ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ, АННОТАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОДРОБНОСТЯМИ