<<
>>

I Дух инициативы

Жан Гронден

Когда я думаю о профессоре Анатолии Михайло­ве, что я делаю всегда с любовью и восхищением, я ду­маю о человеке, обладающем выдающейся интеллекту­альной проницательностью и подлинной инициативой, человеке, у которого можно многому поучиться.

Начи­нания его более чем впечатляющи: своей работой, сво­им чувством, как спекулятивного, так и практического, а также основанием Европейского гуманитарного уни­верситета (одного из самых замечательных и смелых творений в мире идей, с которым мне когда-либо дово­дилось сталкиваться) он показал, что философ может изменять положение вещей. Лично меня это волнует по той причине, что во многих известных мне фило­софских традициях инициатива индивидуума не счита­ется значимым фактором. От Маркса до Хайдеггера и вплоть до структурализма, деконструкции и герменев­тики считается, что поведением индивидуума управ­ляют исторические силы, не зависящие от субъекта. Классовые структуры, история Бытия, действительная история, правила языка всегда властвовали над возмож­ностями человеческого существа. Быть может, потому, что я тоже вырос (хотя воспитание никогда не является полностью линейным) на континенте, где традиции ли­берализма довольно сильны, я всегда инстинктивно со­противлялся этой идее беспомощности индивидуума, хотя и всегда признавал, что он не всесилен. И тем не менее одним из основных элементов понятия инициа­тивы предполагается, что хотя человек и не всесилен, он все же вынужден реагировать.

Хайдеггер, автор, с которым профессор Михайлов очень хорошо знаком, является первым примером по­добного рода амбивалентности. В своей ранней фило­софии, разработанной в «Бытии и времени» (1927), он настаивал на способности индивидуума распоряжать­ся своей судьбой и планами: быть человеком — значит иметь представление о возможности некоторого под­линного существования, которое, быть может, никог­да не будет реализовано раз и навсегда, но которое та­ится по ту сторону любой критики либо чувства тре­воги, испытываемого нами по отношению к неподлин­ным формам существования, весьма часто поглощаю­щих нас.

Разумеется, Хайдеггер не говорит нам, каким образом подлинное существование может быть реали­зовано, что имеет, как мне представляется, существен­ное философское основание: чтобы форма существо­вания была подлинной, она должна развиваться каж­дым из нас сообразно его/ее собственной ситуации. Если бы философия или какой-либо философ предпи­сали нам свыше, что мы должны делать, то существо­вание перестало бы быть автономным и автономно из­бранным. Этот дух инициативы, как его можно было бы назвать, впечатлил большинство читателей «Бытия и времени»: во времена безнадежности и дезориента­ции, после Мировой войны и на самом пике духовно­го, политического и экономического кризиса «нечто» все же могло быть сделано. «Что» именно, имело гораз­до меньшее значение, чем то, что что-то все же мож­но и нужно было сделать. Как люди мы в состоянии из­менять порядок вещей или, по крайней мере, пытать­ся изменить. Мы не безнадежно покинуты на произвол исторических сил, властвующих над нами.

В поздней философии Хайдеггера этот дух был, несомненно, приглушен, к большому разочарованию многих его читателей. Самоизбранная подлинность су­ществования оказалась намного менее решающей, не­жели детерминация историей Бытия, управляющая на­шей волей. Некоторые, как, например, Юрген Хабер­мас в «Философском дискурсе современности» (1985), который был воистину впечатлен духом инициативы, характерным для главного труда Хайдеггера, полагали, что этот переход стал следствием фатальной и часто об­суждаемой связи Хайдеггера с национал-социализмом. Как бы специально для того, чтобы «оправдать» себя, Хайдеггер должен был «изобрести» такую философию, в которой индивидуум не является ответственным за свои решения и свою судьбу и где ответственность па­дает на анонимную историю, управляемую забывчиво­стью Бытия. Трагедия заключается в том, что актив­ная вовлеченность Хайдеггера в национал-социализм во времена национального кризиса, конечно же, вырос­ла из духа инициативы, разработанного в «Бытии и вре­мени».

В такое время философ не мог довольствовать­ся разворачиванием теоретической интерпретации пла­тоновской аллегории пещеры. Он, как и сам Платон, должен был погрузиться в сферу действия. Выбор Хай­деггера был трагически неверным и ошибочно направ­ленным, что особенно очевидно при ретроспективном взгляде, однако сам дух инициативы таковым не был: нечто все же можно было сделать, и философ не мог спокойно смотреть на то, как караван событий проплы­вает мимо.

Была ли поздняя философия Хайдеггера разработа­на с целью оправдания его ошибки или нет, остается вопросом интерпретации. Можно было бы сказать, что семена его концепции истории Бытия до определенной степени были уже высажены в почву его первой фило­софии именно для того, чтобы быть радикализирован­ными в его поздней мысли. И все же трудно однознач­но судить о том, была ли его политическая вовлечен­ность тем событием, которое спровоцировало этот пе­реход в его философии.

Тем не менее переход этот имел место, и это взвол­новало некоторых из его учеников, которые почув­ствовали, что Хайдеггер утратил некоторую часть духа инициативы, придававшего его ранней философии та­кую привлекательность. На ум сразу же приходит Хан­на Арендт. Отдавая должное своему любимому настав­нику, она была склонна к оправданию его политиче­ской ошибки, заявляя, что Хайдеггер не был особен­но одарен в сфере практической политики и из-за это­го обжегся о нее почти в той же степени, что и Пла­тон. Тем не менее в своей философии, и в особенно­сти в «Жизни разума», она предлагает контраргумен­тацию поздней философии Хайдеггера и ее критики метафизической иллюзии «воли» индивидуума, где

Хайдеггер не видел ничего, кроме забвения Бытия. Арендт делает это, обращая внимание на иную, новую черту нашей природы, и в частности на идею «рожден- ности» (GebUrtlichkeit). Идея заключается в том, что рождение нового ребенка всегда несет с собой новое начинание и новое открытие. Не бывает двух целиком и полностью похожих людей (те, у кого есть хотя бы двое детей, знают об этом), и у каждого имеется по­тенциал к тому, чтобы изменить мир и уж тем более людей, которые его окружают.

Быть может, и не цели­ком и полностью, но, по крайней мере, до определен­ной степени, значение которой не следует принижать лишь по той очевидной причине, что люди детермини­рованы множеством иных факторов. Но в отличие от наших собратьев из царства животных, которые всегда остаются пленниками определенных условий, мы мо­жем подняться над нашей обусловленностью, по край­ней мере до определенной степени, и, осознав ее, по­строить наш собственный мир. Люди могут конструи­ровать дома, мосты и города, могут создавать произве­дения искусства и духовные ценности, могут изобре­тать инструменты и формировать ассоциации и инсти­туты, реализовывать некоторые свои мечты. С каждым новым человеком возможен новый мир, мир действи­тельно реальный, поскольку ни люди, ни их миры не могут быть целиком и полностью пропорциональны и похожи друг на друга, несмотря на видимость такого подобия. Это признание силы рождения было порож­дено духом инициативы.

Одним из немногих авторов, разрабатывавших эту ценную идею в современной герменевтике, был Поль Рикер1. Как и большинство постидеалистических и постгегельянских философов, Рикер остро ощущает неизбежную конечность нашего состояния, подчерк­нутую Хайдеггером: наши возможности очерчивают­ся нашей смертностью, а наше понимание укоренено в наследуемых нами нарративах. Это действительно так, но мы не являемся всего-навсего «вещами» (скажем, в

1 См., например, его эссе «L’initiative» в: Du texte а l’action.

Essais d’hermeneutique II. Paris: Seuil, 1986. Р. 261—277.

смысле Vorhandenheit), которые управляются законами нашего вида. Мы, как всегда утверждал Рикер, «способ­ные» существа, существа потенциальности: мы можем как придавать смысл нашему опыту, так и извлекать его из этого опыта (всегда до определенной степени), мы можем развивать, понимать, а также модифицировать нарративы относительно нашего состояния, мы можем отвечать и реагировать, когда нас провоцируют и обви­няют, и, используя идею Арендт, мы можем быть от­ветственными за наши действия, мы можем видоизме­нять и влиять на ход событий, рисковать новым нача­лом и начинать все заново.

Вероятно, Рикер позаим­ствовал это понятие у философа-персоналиста Эмма­нуэля Мунье, который оказал огромное влияние на его творчество, но сегодня по большому счету забыт[1]. Од­нако отнюдь не следует забывать его основную идею, так как она предлагает нам важное обоснование наше­го состояния, нашей способности изменять вещи, за­частую незначительные вещи и в ограниченных преде­лах, но эта ограниченность есть часть того, что дела­ет нас людьми, того, что мы ценим в человеческих су­ществах. Те личности и творцы, которыми мы восхи­щаемся во всех сферах жизни, и в самом деле являют­ся возвышенными и в то же время скромными инди­видуумами, которые в той или иной форме проявили это качество инициативы. Наши герои и примеры для подражания, кем бы они ни были (можно вспомнить, к примеру, такие великие фигуры, как Ганди, Нель­сон Манделла, мать Тереза; я воздержусь от упомина­ния слишком политических фигур, так как здесь мне не хотелось бы полемизировать на эту тему), являют­ся личностями, которые служат доказательством нали­чия этого качества, которое делает нас людьми и кото­рое пробуждает подражание и восхищение[2].

Именно этот несгибаемый дух инициативы, прису­щий деятельности профессора Анатолия Михайлова, всегда вызывал мое неизменное восхищение. Я восхи­щался им тем более, что он оказался в условиях вели­чайших бедствий, с которыми я лично никогда не стал­кивался в своей жизни. Михайлов проявил инициативу и, таким образом, веру в человеческую ситуацию, что стало образцом не только для его соотечественников, но и в действительности для всего мира.

Перевод c английского А. Ролёнка

Heidegger fuhrt kein Weg in die Zukunft» (Merkur. 55 (2001), 189—202). Можно согласиться с этой его весьма точной кри­тикой, но, полагаю, не с его убеждением, что человеческие существа могут, до определенной степени, преодолеть соб­ственную ситуацию. См., например: «Политическая побе­да над тоталитаризмом постромантизма не обусловлена ни ожиданием забегания в смерть, ни страхом перед ним. Она появилась из лучших побуждений, из стремления к свобо­де, благодаря доверию механизмам публичности и, нако­нец, благодаря храбрости, одерживающей верх над страхом» (р. 198). «Однако именно с этим историография последне­го столетия слишком часто не справлялась. Она хотела, пре­жде всего, быть историей повседневности, социума, эконо­мики или структуры, и поэтому не уделяла должного вни­мания истории уверенных в себе действующих лиц. Поэто­му мы должны больше сконцентрироваться на человеке, ко­торый — вопреки всем внешним и внутренним препятстви­ям — пытается делать свою историю, более того, всегда дол­жен ее делать» (р. 200).

<< | >>
Источник: Т. Щитцова, В. Фурс. Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов / ред. Т. Щитцова, В. Фурс. — Вильнюс: ЕГУ,2009. — 280 с.. 2009

Еще по теме I Дух инициативы: