<<
>>

Spiritus rector

«Нам все еще только предстоит...». Это, пожа­луй, самая частая фраза, которую, в разных «про­блемных контекстах», по­вторяет Анатолий Арсе­ньевич Михайлов — про­фессор философии, осно­ватель и ректор Евро­пейского гуманитарно­го университета, человек, 70-летию которого по­священ настоящий сбор­ник.

Приведенная фра­за ригористична: она ука­зывает на необходимость быть самокритичными по отношению к себе, ибо ра­зоблачает отсутствие каких-либо оснований для само­довольства. Отсюда — неизменный пессимистический Unterton подобного рефрена. Однако, будь он бессиль­ным «причитанием» и единственным жизненным кре­до юбиляра, что бы мы чествовали сегодня, кроме духа обреченности? Там, где царит подавленность, ничего не вырастает, и уж тем более нет оснований для тор­жественных нот, способных, когда придет срок, вдох­новить на то, что немцы называют праздничным сло­вом Festschrift.

Очевидно, у этой фразы должны быть и некие обер­тоны, некий дальний прицел, или, выражаясь феноме­нологически, некий горизонт, который придает ей со­всем иное звучание, иной смыл, иное назначение — не осаживать, а вдохновлять, не сдерживать, а подталки­вать вперед, не культивировать чувство обреченности, а пробуждать стремление к преодолению собственной ограниченности. Сказанная в другом контексте и дру­гим человеком, она, вполне вероятно, и не сможет вы­полнять этих воистину сократовских задач. Как уже го­ворилось, нужны обертоны.

Сегодня, отмечая 70-летний юбилей Анатолия Ар­сеньевича, не трудно разгадать секрет отмеченного майевтического воздействия этого «пессимистическо­го» кредо, которое, словно тень движущуюся фигуру, сопровождало весь его творческий путь. «Высоким го­ризонтом», на фоне которого оно всякий раз восприни­малось студентами, коллегами по кафедре, сотрудни­ками по университету, был и остается внушительный план его личных усилий, решений, поступков, иници­атив — интеллектуальных, организационных, граждан­ских.

В свете этого явленного деятельностного плана отрезвляющие слова, с которых мы начали данное пре­дисловие, не могли восприниматься как повод для де­прессии, но побуждали к новым действиям, к работе по преобразованию наличного и, значит, также — к анали­зу и вдумчивому осмыслению того, с чем мы сталки­ваемся, той фактичности, которую мы не выбираем, и тех возможностей, которые у нас все-таки есть, в том числе (а вернее, прежде всего) возможностей мыслить.

Большая часть философских работ в этом сборнике посвящена феноменологическим и герменевтическим штудиям, что, конечно, не случайно. Предметом ис­следования в первой диссертации А.А. Михайлова, за­щищенной в Иене, была философия М. Хайдеггера; во второй — современная философская герменевтика. Во времена, которые принято называть «застоем», и по­том, когда время уже было не принято так называть, но оно все равно оставалось тем же по сути, благодаря пе­дагогической деятельности Михайлова смысловой кон­текст феноменологической и герменевтической фило­софии открывался студентам в неискаженном совет­ской идеологией виде; приоткрывалась и сама природа философского знания. Мы пишем эту фразу курсивом, потому что так и назывался курс, который Анатолий Арсеньевич читал новобранцам-философам и кото­рый оказывался для них своего рода инициацией: «на­зад к самим вещам»; «нам все еще только предстоит...».

С 1987 по 1991 г. Михайлов возглавлял кафедру исто­рии философии и логики БГУ. Во время его руковод­ства на кафедре начала отстраиваться живая научная жизнь, начал вырисовываться новый смысл самого по­нятия «научное сообщество». Однако в 1991 г. Анато­лий Арсеньевич с небольшой группой единомышлен­ников уходит из БГУ. Причиной ухода стало осознание принципиальной невозможности реформирования ака­демической жизни в стенах государственного универ­ситета. Была только одна возможность избежать бес­перспективного противостояния системе — выйти из нее. Так, в 1992 г. появился на свет Европейский гума­нитарный университет.

Этот краткий обзор должен помочь уловить удиви­тельную сращённость мысли и действия, сущностного усмотрения и практического деяния, философии и по­ступка в творческой биографии Михайлова — сращён­ность, которая делает излишним всякое «и», ибо в том и заключается, что философия являет себя как посту­пок, а поступок — как практическое измерение самой философии: одно невозможно без другого. Создание университета — это философское действие par excel­lence, это зримое воплощение и одновременно высо­чайшая форма, в которой отливается единство мысли и действия. Скажем иначе: университет только и воз­можен как такое единство, в противном случае это бу­дет лишь некий суррогат. Суметь задать такой высо­кий масштаб и, что еще сложнее, уметь удерживать его — вот то, что дает нам сегодня все основания для торжественных нот. Теперь мы можем усмотреть та­кие основания и в «сократовской» формуле юбиляра, ведь ее истинный смысл — смысл, на котором способен держаться университет, — в том и заключается, что нам еще столько предстоит!

Т. Щитцова, В. Фурс

<< | >>
Источник: Т. Щитцова, В. Фурс. Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов / ред. Т. Щитцова, В. Фурс. — Вильнюс: ЕГУ,2009. — 280 с.. 2009

Еще по теме Spiritus rector: