Университет в перспективе социальной неопределенности
Григорий Миненков
Университет как институт высшего образования имеет длительную историю своего существования. Формы и модели университета менялись, но при этом всегда сохранялась его некая «идея», т.е.
притязания на универсальность распределяемого университетом знания и предлагаемых на этой основе персональных и социальных перспектив. Более того, университеты претендовали на роль ключевых публичных институтов, задающих нормы и правила критического мышления.В нынешней ситуации глобальных социальных изменений стало неизбежным радикальное преобразование как самой модели университета, так и его притязаний. Университет вынужден определять свои перспективы в условиях, когда сами подобные определения принципиально не верифицируемы. Сложившееся положение может быть описано на языке вызовов радикальной социальной неопределенности, характерной как для самой социальной реальности, так и для способов ее описания. Неопределенность есть ситуация, когда не только средства решения, но и цели и сама структура конкретной проблемы не поддаются однозначному и относительно точному определению; и как раз в таких условиях живут и будут жить нынешние поколения людей. Традиция модерной социальной науки, базировавшейся, по словам И. Валлерстайна, на «определенности определенности», т.е. на идее существования универсальных законов, управляющих всеми явлениями, и, соответственно, предпосылке, что познание этих законов позволяет четко предсказывать будущее, себя исчерпала1. Четко данная ситуация в свое
1 Wallerstain I. Uncertainty and Creativity // American Behavioral Scientist. 42/3. 1998. Р. 321. При интерпретации определенности/неопределенности я в значительной мере опираюсь на концепцию П. Вагнера, в свою очередь предлагающего
время прописана Ж.-Ф. Лиотаром: закат метанарративов и идеальных речевых ситуаций, с которыми и ассоциируется классический университет.
Исследования и накопление знаний, конечно, продолжаются, но неясными оказываются идеалы интеллектуальной автономии и инструментальности. При этом, по словам А. Мелуччи, парадокс неопределенности в том, что невозможно не делать выбор. Выбор, обычно ассоциируемый со свободой и ответственностью, превращается в судьбу, неизбежность2. Выбор, понятно, требует знаний, но каких? Отсюда острые дискуссии о сути образования и функциях университета в современном обществе. В посткоммунистическом мире процесс трансформации университета осложняется необходимостью утверждения его традиционных ценностей — автономии, академической свободы и т.д., ценностей, которые здесь либо вообще не существовали, либо были уничтожены за долгие десятилетия полного подчинения университетов государству и его идеологическому контролю. Но одновременно мы сталкиваемся в данном случае с парадоксальной ситуацией: стремление следовать традициям «гумбольдтовского университета» уже не отвечает тенденциям развития университетского образования в XXI столетии3.Ситуация современного университета по-разному оценивается академическим сообществом, причем часто весьма негативно («академический капитализм», индустрия знаний, менеджериализм и т.п.). Тем не менее это реальная ситуация, и в ее рамках нам нужно искать новые пути реализации ценностей, миссии и моделей университетского образования. Стремление сохранить «доброе старое время» чаще всего оказывает-
современную интерпретацию идей Дж. Дьюи, включая концепт жизнеспособности. См.: Wagner P. Inescapability and Attainability in Social Theory. London: Sage, 2001.
2 Melucci A. Inner Time and Social Time in a World of Uncertainty // Time and Society. 7/2—3. 1998. Р. 181.
3 См. подр.: Скотт П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // Alma Mater: Вестник высшей школы. 8—11. 2001.
ся формой консервации академических привилегий, устоявшихся способов классификации и схем видения мира, привычных границ поля[3].
Однако такой путь сегодня не имеет перспектив, более того, может вести к катастрофическому упадку высшего образования, что мы наблюдаем, например, в нынешней Беларуси.Университет, говоря обобщенно, есть специализированный социальный институт по производству, воспроизводству и распространению интеллектуального капитала, или «знания». В этом контексте он всегда несет в себе функции власти, как прямой (выдача дипломов с разрешения политической власти), так и косвенной (как законодатель в области того, что считать «истинным» знанием). Университет всегда был ориентирован на формирование элит. Очевидно, что в постмодерном обществе и ситуации становления массового высшего образования обе эти стороны легитимации университета как центрального звена системы образования разрушаются, что особенно явно в сфере социального и гуманитарного знания, окончательно преодолевшего сегодня редукционистские тенденции и сциентистские предрассудки. Традиционная рационалистическая (просветительская) схема конструирования индивидуальных и коллективных идентичностей оказывается несостоятельной, особенно в контексте осознания глубокой социальной укорененности «знания». Применительно к образованию это выражается в острой дискуссии относительно соотношения традиции и новаторства в университете, причем зачастую анализ сути проблемы подменяется так называемыми академическими «культурными войнами»[4]. Однако проблема не в том, что необходимо отказаться от традиций ради нового; проблема в том, как интерпретируются и конструируются традиции в новых ситуациях, что особенно значимо для гуманитарного образования. Ц. Тодоров формулирует эту мысль следующим образом: «Цель гуманистического, либерального образования состоит в формировании умов, которые были бы одновременно толерантными и критически настроенными. Для достижения этой цели необходим метод, опирающийся на определенную традицию»[5]. Представляется весьма удачной в этой связи характеристика назначения университета С.
Фуллером, а именно как института, преобразующего социальный капитал в общественное благо[6].Важным является обращение к анализу университета в контексте современной социальной теории, предлагающей качественно иные модели интерпретации социальных процессов и структур. Язык прежней социальной теории (социологии), сформировавшийся в эпоху классической модернити, в данном случае вряд ли окажется эффективным, ибо он заполнен, если использовать метафору У. Бека, «зомби-понятиями», т.е. концептуальными конструкциями, скорее закрывающими, чем открывающими новую реальность. Классический университет — это национальный университет, специфическими способами реализующий цели нации- государства на основе принципов модерного знания и модерной социальной организации. Причем последние репрезентируют якобы универсальные рациональные принципы. Соответственно, если следовать языку традиционной социальной теории, можно просто констатировать упадок университета, его разрушение. Однако, как подчеркивает А. Мелуччи, «реальность, в которой мы живем, полностью превратилась в культурный конструкт, и наши репрезентации этой реальности служат фильтрами нашего отношения к миру»[7]. Иными словами, радикально меняется отношение между тем, что мы считаем знанием, и так называемой «объективной реальностью». Язык современной социальной теории, как, фактически, совокупность описаний ситуации социальной неопределенности, разрушения традиционных идентичностей, отождествлявшихся с разумностью, размывания национального устройства, или язык социальных парадоксов (Э. Гидденс), позволяет иначе смотреть на перспективы университета в контексте того, что сам этот институт приобретает иные формы, отвечающие потребностям постмодерного, сетевого, информационного общества. «Новая роль и идентичность университета формируется вокруг демократизации знания», под которой понимается «участие все большего количества акторов в социальном конструи-
9
ровании реальности» .
Обычно речь идет о том, что университет имеет определенную социальную (публичную) миссию как наиболее авторитетный эксперт принимаемых решений. По словам Дж. Диленти, «университет может рассматриваться как парадигматический институт публичной сферы и самой модернити»10. Очевидно, что с изменением публичной сферы, появлением многочисленных «публик» в позднем модерном (постмодерном) обществе, а также феноменом, обозначаемым сегодня как «кризис культуры экспертизы»11, сама публичная миссия университета становится более многообразной. Но при этом можно утверждать, что возрастает его парадигматическая роль в социальной организации, по-
Information Age. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. Р. 7.
9 Delanty G. Challenging Knowledge: The University in the Knowledge Society. Buckingham: Open University Press, 2001. Р. 6.
10 Delanty G. The Sociology of the University and Higher Education: The Consequences of Globalization // C. Calhoun, C. Rojek and B. Turner (eds.). The Sage Handbook of Sociology. London: Sage, 2005. Р. 530.
11 См. подр.: Pellizzoni L. Knowledge, Uncertainty and the Transformation of the Public Sphere // European Journal of Social Theory. № 6/3. 2003. Р. 327—355.
скольку последняя сама оказывается все более дискурсивной в плане ее конструирования и функционирования, что требует овладения правилами публичной коммуникации, носителем которых всегда был университет. Более того, с разрывом тесной связи университета с нацией-государством и формированием глобального университета, превращением его в сетевую структуру возрастает автономия университета, всегда считавшаяся его ключевым признаком. Фактически университеты все более превращаются в независимые экспертные организации, вступающие в равноправные отношения с политическими властями и бизнес-структурами, хотя при этом и подчиняющиеся национальным законодательствам. Это обусловлено и диверсификацией финансовых источников деятельности университетов.
С другой стороны, изменение ситуации предъявляет высокие требования к стратегическому планированию деятельности университетов и их маркетинговой политике.Университет стал радикально меняться во второй половине XX в. Он все больше приобретает корпоративный характер, ориентируется на очевидный результат, детрадиционализируется. Университеты оказываются в «постисторическом измерении», т.е. превращаются в институты, не имеющие памяти. Отсюда острые дискуссии о гибели университета и т.п., когда уход в историю модерного университета начинает рассматриваться как упадок университета как такового. В действительности же речь скорее идет о «структурной трансформации» университета, о формировании его иной, более бизнес-ориентированной модели. Структурная трансформация университета связана прежде всего с развитием общества знания, что делает продукт университета массовым и ключевым в социальной и политической организации. При этом нужно учитывать, что общество знания — это не некое отдаленное будущее, это уже наше настоящее. Далеко не всегда университеты учитывают это.
Согласно К. Калхуну, современный университет характеризуется противоречием между двумя сторонами его деятельности: (высокое) качество и доступ- ность12. Требование высокого качества связано с включением университетов в реальные рыночные отношения, предполагающие высокие стандарты предоставляемых услуг, что в значительной мере определяет репутацию вуза. В результате, согласно Б. Ридингсу, новый «университет высокого качества» заменяет старый «университет культуры»13. Доступность означает уход от прежней традиции университета, ориентированного на подготовку элит. При этом доступность нужно рассматривать в двух смыслах: во-первых, более широкое применение обществом запаса знания, производимого и сохраняемого университетами, и, во-вторых, открытие университета для прежде исключенных или мало представленных групп.
С одной стороны, современные общества исходят из того, что высокое качество знания содействует совершенствованию общества, соответственно, возрастает публичный интерес к характеру и качеству производимого университетом знания (продукта). Социальная неопределенность усиливает значение морального выбора и выдвигает на передний план креативность индивидов. Правда, здесь мы сталкиваемся и с проблемой, поскольку высокое качество университета часто измеряется его эксклюзивностью и высокой селективностью при отборе студентов. С другой стороны, публичная поддержка университетов в значительной степени основывается на их роли и усилиях по предоставлению образования гражданам как таковым, по использованию самых широких возможностей распространения знания в социуме и его производства в соответствии с публично артикулированными запросами. В этом выражается один из ведущих принципов демократии, которая, как считается, зависит от уровня образования граждан, позволяющего им быть достаточно квалифицированными экспертами в решении социальных про-
12 Калхун К. Университет и общественное благо // Прогнозис.
3/7. 2006. С. 284.
13 Readings B. The University in Ruins. Cambridge, MA: Harvard
University Press, 1996. Р. xx.
блем[8]. Высокое качество более тесно связано с исследовательской миссией университета, в то время как доступ к знанию — с его миссией обучения. Взаимосвязь обеих миссий может принимать различные формы, но особенно она явна в сфере социального и гуманитарного знания в силу его особой практической роли в организации демократического образа жизни, что требует от каждого навыков аргументированного участия в демократии. Именно здесь одна из ключевых проблем университета: как сделать такое знание доступным для всех? Причем подобное знание должно позволять широкой публике оценивать и «эзотерические» проекты естественных и технических наук, т.е. развивать массовую культуру экспертизы. Например, это особенно актуально для сфер технологии и медицины. Иными словами, речь идет о принятии нами решений не как профессионалами, но прежде всего как индивидами и гражданами, осуществляющими персональный или публичный выбор.
Рассуждая о тенденциях развития современного университета, я обращаюсь прежде всего к опыту образования в области социального и гуманитарного знания, опыту, близкому мне профессионально и занимающему центральное место в деятельности ЕГУ. В постсоветском пространстве часто полагают, что изменить модели обучения в этой сфере не так уж сложно, тем более что здесь не требуется закупок дорогостоящего оборудования и т.д. Достаточно только прочитать другие книги. Конечно, это не так, хотя и без доступа к новейшей литературе и информации действительно современное гуманитарное образование невозможно. В принципе, не так уж сложно освоить новую литературу. Но проблема в том, что социальное и гуманитарное знание предельно контекстуально, вырастает в рамках определенной культуры и специфических традиций. Простой перенос его языков в иную среду большей частью не имеет перспективы, что со всей очевидностью показал неудачный опыт демократических преобразований в постсоветских странах. Речь должна идти о формировании тех языков, которые позволяют понимать локальные особенности в широком контексте глобальных процессов, т.е. требуется мыслить глокально. И исток тут не в ресурсах, а в самом характере мышления.
Особенно важно в этой связи учитывать две тенден- ции15. Во-первых, относительный упадок значения образования в сфере гуманитарных и «мягких» социальных наук вместе с изменением самой сути такого образования в контексте возрастания роли многообразия, мультикультурализма и изменчивости идентичностей, что подрывает традиционный «гегемонистский» учебный план. Во-вторых, развитие междисциплинарных исследований, что свидетельствует об ограниченности прежних делений между «департаментами», но одновременно может порождать новые границы в духе «постфундаментализма». Все это сопровождается управленческой (менеджериальной) революцией, когда университеты стали управляться как традиционные корпорации.
В ситуации формирования основанного на знании информационного общества высшее образование оказывается в состоянии неопределенности, разрывов и турбулентности. Современный университет не может ограничиваться традиционной ролью «архива» знаний и ценностей. Конечно, эта функция у него остается, но на передний план выходит более важная функция: навыки прочтения множества архивов, а также конструирование такого знания, которого в архивах не найти, ибо к глобальному будущему невозможно подготовиться, опираясь на прошлое: глобального прошлого у человечества не было, у него нет такого опыта. Говоря иначе, образование должно формировать навыки диалога культур, прочтения иных идентичностей. «В обществе знания когнитивные процессы не только производят знание как содержание, но и порождают новые когнитивные структуры и идентичности, более глубо-
15 Wernick A. University // Theory, Culture & Society. № 23/2—3.
2006. Р. 562—563.
кий и далеко идущий сдвиг горизонтов. Эта идея подразумевает, что в обществе знания роль университета не уменьшается, а усиливается, поскольку университет занимает пространства, где вступают во взаимосвязь различные дискурсы»16.
Этим и обнаруживается ценность гуманитарного образования, которое должен предлагать современный университет, хотя в нынешнем мире, ориентированном скорее на профессионализм и прагматизм, вложение средств и сил в гуманитарное образование может показаться непозволительной роскошью. Ценностная рациональность, если следовать языку М. Вебера, полностью заменяется целерациональностью, калькуляцией. Тем не менее не случайно у Вебера в обоих случаях речь идет о рациональности, т.е. рациональность бывает разной. Действие по принципу «я должен» не менее рационально, чем действие, исходящее из принципа «мне нужно». Только долженствование в современном мире становится более многообразным и неопределенным, не предписанным некими неизменными постулатами, выступая результатом прежде всего личного выбора, который индивид должен уметь сделать. И это не снижает, а скорее увеличивает значение ценностной рациональности в обществе риска и социальной неопределенности, ибо возрастает личная ответственность каждого за общий социальный выбор. Применительно к Беларуси данный момент усиливается конкретными политическими обстоятельствами необходимости выбора достойного действия. Очевидно тем самым, что роль гуманитарного образования скорее возрастает, но выявляется она, вероятно, в иных его формах, в системе навыков чтения текстов культуры, становящихся все более многообразными. Более того, как показывает опыт, в обществе знания именно социальное и гуманитарное знание приобретает ведущую роль, причем оно порождается не только в университете, но и в самых различных социальных практиках, где необходима постоянная экспертиза со стороны самого актора. Экспертная культура — это прежде всего гуманитарная культура. Следовательно, чтобы имело место событие гуманитарного образования, нам необходим именно университет, а не нечто, присвоившее себе его имя. Перспектива гармонизации целерационального и ценностно-рационального способов поведения есть институциональная возможность университета, требуемая современным миром, но отнюдь не всегда действительность. Решить эту проблему могут только сами университеты. Если они этого не сделают, за них проблему решит кто-то другой17.
Особенность нашего времени — возможность доступа практически к любой информации. Однако при этом мы сталкиваемся с парадоксом информационной насыщенности. Оказывается, что доступность самой разной информации снижает мотивацию к конструированию нового знания. Вместо этого потребители, включая студентов, предпочитают искать информацию в Интернете и комбинировать ее в искомый результат. В итоге размывается граница между знаниями и информацией, а также теряются навыки критического анализа последней. Кроме того, излишек информации усиливает эффект неопределенности и усложняет принятие решений, затрудняя выбор и порождая «бегство от решений». Следовательно, ключевой задачей современного образования становится формирование навыков работы с информацией, и прежде всего — отбора необходимой информации в ситуации социальной неопределенности. Иными словами, речь должна идти о переводе информации в знания, т.е. смысловые структуры, позволяющие планировать оптимальные для данной ситуации действия. Информации, как неоднократно подчеркивал Ж. Бодрийяр, становится все больше, а смысла все меньше. Поиск смысла, в чем и состоит суть знания как такового, — это работа мышления, которой нужно научиться. Владение смыслами становится основой социального капитала как способности людей работать вместе ради реализации общей цели. Со-
17 См. подр.: Филиппов А.Ф. Апория гуманитарного образования // Вопросы образования. № 4. 2006. С. 53—62.
циальный же капитал представляет собой основу доверия, роль которого в обществе социальной неопределенности многократно возрастает. Социальная неопределенность при низком уровне доверия у членов определенного общества может вести, согласно Ф. Фукуяме, к параличу и бездействию18. Очевидна необходимость в развитии новых механизмов формирования доверия, и роль университета как конструктора именно знания (смыслов) здесь может стать ключевой.
Но при этом мы сталкиваемся с ситуацией, получившей название «периода полураспада знания», т.е. быстрого старения знания, который в зависимости от области составляет от 2 до 8 лет. В то же время полный цикл обучения охватывает сегодня до 18 лет. Это означает необходимость смены самих подходов к подготовке знающего специалиста, поскольку просто наделять его информацией, которая тут же устаревает, оказывается бессмысленным занятием. То есть мы сталкиваемся с парадоксом образования: в обществе знания ценность получаемого образования с течением времени снижается. Главными становятся навыки работы с быстро меняющейся информацией и получения «здесь и сейчас» необходимого знания. И здесь очевиден еще один парадокс: в процессе обучения необходимо не только усваивать новую информацию, но и учиться забывать ненужное. То есть перед специалистом стоит задача овладения навыками селекции информации, что опять же в ситуации социальной неопределенности, обостряемой избытком информации, оказывается особенно сложным.
Традиционно система высшего образования ориентирована на подготовку специалиста, что многими рассматривается как аксиома, причем без анализа того, какова модель специалиста в конкретных обстоятельствах. И если прежде, когда университеты реально готовили элиту общества, такой подход срабатывал, то в ситуации массового высшего образования он все более теряет свой кредит. В условиях же быстрой динамики
18 См.: Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к
процветанию. М., 2004.
рынков труда и постоянного прихода новых специальностей на смену старым и привычным, причем временной период такой смены становится все более кратким, необходимость переосмысления традиционной ориентации образования становится все более насущной. Речь не идет о том, что нужно учить «чему-нибудь». Вопрос в другом: как подготовить индивида к социальной неопределенности, в том числе рынка труда и профессионального рынка. Именно отсюда все больший акцент в образовании делается на формировании компетенций и навыков, начиная с навыков пожизненного обучения.
Иными словами, задача образования — формировать долгосрочные компетенции индивида, которые позволяли бы ему гибко приспосабливаться к меняющимся социальным условиям и рынкам труда и вырабатывать смыслы деятельности в условиях социальной неопределенности. Образовательная траектория индивидуализируется, предполагая освоение индивидом навыков создания индивидуального целостного набора знания и, соответственно, индивидуального набора компетенций. Образование, ориентированное на запоминание, с такой задачей справиться не может, более того, и это еще один парадокс, оно формирует необразованного в современном смысле человека, ибо он, приученный к стандартным формулам и схемам, будет не в состоянии эффективно реагировать на новые задачи и неструктурированные или слабо структурированные проблемы, непрерывно порождаемые в море неопределенности. Фактически студента нужно обучать управлять парадоксами образования как способом генерирования
нового знания в процессе движения индивида по раз-
19 т»
личным полям активности . В итоге ключевыми становятся навыки «интеллектуального предпринимательства» с такими его качествами, как интеллектуальное бесстрашие, информационная грамотность, толерантность к информационной избыточности и неопределенности, способность порождать новое знание, сильная мотивация к порождению нового знания[9]. Именно в этом смысл конструктивистской педагогики как ведущей современной модели организации учебного процесса, отвечающей ситуации социальной неопределенности.
Конечно, конструктивизм не следует рассматривать как некую эпистемологическую панацею. Скорее, это способ размышления о познании, референт для построения моделей преподавания, обучения и учебного плана, а также определенная теория коммуникации. Преподавание в этом смысле есть формирование и поддержание языка и средств коммуникации между преподавателем и студентом, а также между студентами. Мы осознаем мир, только участвуя в нем, но это вносит ситуацию неопределенности в наши отношения и требует создания нового языка понимания, который зачастую с необходимостью принимает характер «поэтического языка». И это очень важно для образования. Да, мы хотим дать студентам точные знания, но часто это ведет к схематизации. А важно предлагать метафоры, которые выявляют новые измерения отношений, развивают воображение учащихся с учетом того, что воображение становится повседневной практикой в мире социальной неопределенности. В гуманитарном и социальном знании такой подход неизбежен, если, конечно, не продолжать следовать путем примитивного позитивизма и редукционизма. В итоге формируется социальная рефлексивность, без чего немыслима жизнь в современном мире и чему фактически не учит традиционная педагогика, имплицитно или эксплицитно исходящая из того, что социальный мир жестко определен в своих закономерностях и структурах. Тем самым студенты учатся уходить от якобы незыблемых конвенций, на что и опираются тоталитарные практики обучения, в сторону конвенциональной гибкости и диалогизма. Устанавливается диалог профессиональных дискурсов и отбрасываются претензии какого-то одного из них на тоталитарную власть. Предлагая студентам альтернативные языки, мы предлагаем им многообразие будущих социальных практик, обучаем их нормам демократического культурного выбора в контексте наличия многих голосов. Очевидна плодотворность такого подхода с точки зрения будущего наших студентов, расширения их дискурсивных возможностей, что исключается простым следованием академическим фор- 21
мализмам .
Рассуждая о современном университете, конечно, мы не можем не говорить о радикальном воздействии на процессы обучения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), или интеллектуальных технологий «третьей волны» (О. Тоффлер). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что ИКТ не просто становятся новым технологическим подспорьем для решения задач образования, но радикальным образом меняют его характер и организацию. Вне данных технологий, воплощающихся в развитии различных моделей дистанционного образования, или е-обучения, серьезно рассуждать о тенденциях развития образования немыслимо. Бурно прогрессирующие технологии делают все более неопределенными перспективы традиционного университета, хотя одновременно очень четко выявляют определенность тенденций развития высшего образования: вне сетевого пространства оно просто невозможно22. Иными словами, говоря об основанном на технологиях образовании, нам следует видеть, каким образом новые технологии меняют отношения между преподавателями и студентами, правила учебной деятельности и критерии оценки качества достижений студентов и т.д. Господствующая роль тради-
21 См. подр.: Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Сб. статей. Минск, 2006.
22 См.: Barclay K.H. Humanizing Learning-at-Distance. San Francisco: Saybrook Institute, 2001.
ционного аудиторного учебного процесса разрушается. Даже в резидентном университете аудиторные занятия оказываются лишь малой частью учебной среды.
Вопрос часто формулируется таким образом: как интегрировать новые технологии в привычные способы деятельности в университете? Однако это ошибочная постановка проблемы. Речь должна идти о другом: каким образом сам характер новых технологий побуждает нас изменяться? Проблема в том, что ИКТ приносят в образование собственные правила, отличающиеся от того, что мы привыкли делать23. Фактически речь идет о качественно иной модели осмысления и конструирования учебного процесса: предлагая возможности для нового, ИКТ разрушают старое. Более того, переосмысливается сам характер университета: из традиционного места встречи в аудиториях преподавателей и студентов университеты все более превращаются в «узлы» (своеобразные «сервера») мировой системы экономики знания, концентрирующие и одновременно распределяющие в пространстве (и, вероятно, во времени) совокупность функций, возможностей и продуктов. Университет получает возможности воздействовать различными путями на значительно более широкий круг учащихся, что усиливает его гражданскую роль, превращая его, по сути, в ключевой социальный институт. Социальная детерриториализация, таким образом, сопровождается нарастающей детерриториали- зацией образования.
Дистанционное образование (или е-обучение) представляет собой интегрированную совокупность стратегий, обеспечивающих центрированное на студенте обучение на основе комбинации специально созданных ресурсов обучения и интерактивных медиа и технологий. Конечно, особое значение приобретают критерии качества дистанционного образования. Можно выделить, по крайней мере, три группы подобных стандартов качества: 1) организационные, 2) технологиче-
23 Kroeker B. Changing Roles in Information Dissemination and
Education // D. Garson (ed.). Social Dimensions of Information
Technology. Hershey, PA: Idea Group, 2000. Р. 143.
ские и 3) собственно учебные. Наиболее существенно и сложно реализовать третий момент, выражающийся в установлении аутентичных отношений в учебном процессе. Очевидно также, что дистанционное обучение усиливает традиционный университетский принцип автономии студентов. Однако одновременно с этим возрастает роль ответственности и самоорганизованности учащихся, что достигается во многих случаях с большими сложностями. Причем опять же речь идет о самой методике обучения, которая должна быть такой, чтобы она содействовала активности и ответственности учащихся. И особенно сложно это в сфере социальных и гуманитарных знаний, где результаты в значительной мере зависят от непосредственного диалога между преподавателями и учащимися. Необходимо освоение методик организации подобного диалога он-лайн.
Важно понять организационные и психологические трансформации, связанные с реализацией учебного процесса на основе современных технологий[10]. Особое значение имеет здесь изменение темпоральных измерений академической жизни, что ведет к ее культурным трансформациям, оказывающимся серьезными вызовами для преподавателей и студентов[11]. Традиционное «медленное» время академической жизни сменяется необходимостью быстрого приспособления к дигитальным ритмам, или clock time. Ключевое значение приобретает инструментальная рациональность, столь долго критиковавшаяся различными философскими направлениями, исходящая из анализа данных и регулируемая извне. «Скорость» и «результаты» становятся ключевыми показателями организации академической жизни, опосредованной сетевым, глобально организованным пространством. Имеет место сдвиг от медленных интерпретаций к быстро достигаемой продуктивности. Инструментальное рассуждение становится грамматикой новых порядков темпоральных систем, а биты и байты дигитальной коммуникации превращаются в их язык, т.е. язык стандартизированных абстракций, оторванных от партикулярных мест и людей, их опыта, историй и рассказов. Посредником оказывается не конкретный опыт, а репрезентирующий этот язык экран, конструирующий собственные ритмы. Ритмы академической жизни детерминируются ритмами дигитальной коммуникации. Ключевым становится давление необходимости ответить (обслужить) здесь и сейчас, что разрушает традиционную рутину аудиторного учебного процесса. Главным звеном интеракции выступает сообщение. Следовательно, особые усилия должны быть сосредоточены на его качестве и неслучайности. Но это, видимо, делает намного более ценным реальный диалог со студентами, требуя его значительно более качественной организации: в сети мы обмениваемся информацией, в аудитории на передний план выходят неслучайные смысловые интерпретации.
В современном академическом дискурсе предельно распространенными и модными стали слова о «корпоративном» или «предпринимательском» университете[12], причем многие критики, особенно левого направления, полагают, что данная тенденция ведет к разрушению классического университета и его академических ценностей. Однако зачастую подобная риторика закрывает реальный анализ того, что действительно происходит с университетом сегодня. Иными словами, необходим конкретный анализ, а не громкие слова об упадке университета. И если уж вести речь об упадке, то важно понимать, что уходит в прошлое и что приходит на 27
замену .
Необходимо исходить из широкого понимания предпринимательства, а именно: рассматривать его как поиск возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов. Речь идет о гибкости и стратегическом взаимодействии с внешней средой. Соответственно, «предпринимательский университет — это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах — генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику — путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой»28. Не следует при этом забывать, что корпоративизация университетов приходит вместе с внедрением новых информационных технологий в организацию высшего образования. Постепенный отрыв учебного процесса от стационарного кампуса неизбежно превращает образование в бизнес.
Корпоративизация означает вхождение университетов в рыночные отношения с учетом всех особенностей последних, что вовсе не тождественно уничтожению традиционной академической культуры. Это не значит, что университеты прежде не интересовались предпринимательством. Но сегодня этот интерес вырос на порядок выше. Данный процесс может быть описан раз-
29 ГЛ
личными индикаторами . Отметим среди них лишь некоторые, предельно важные и для развития ЕГУ. Университеты трансформируются в предприятия корпоративного типа. Студент превращается тем самым в потребителя, что перестраивает отношения между студентами, преподавателями и учебным планом: университет рассматривается студентами просто как провайдер определенных услуг. Удовлетворение потребителя оказывается ключевым показателем результатов работы университета. Под реальной угрозой оказываются департаменты, скажем, философии или поэзии с их малым количеством студентов: они должны либо исчезнуть, либо перестроиться в некое иное качество гу-
28 Константинов, Филонович. Указ. соч. 2007. С. 55.
29 Steck H. Qp. cit. Р. 74—80.
манитарного знания. Ключевое значение приобретает контроль качества создаваемого университетом продукта. Фундаментальную роль играет бренд университета, продажа которого расширяется благодаря сети. Более того, сам университет должен все более становиться генератором социальных сетей, в том числе через сохранение связей со своими выпускниками. Одновременно должны быть иными формы представления знаний, преодолевающие границы «департаментов». Более гибкими становятся модели занятости преподавателей, преломляющие в университете модели занятости корпораций. С развитием дистанционного образования курсы становятся результатом деятельности команды, а не отдельного преподавателя.
Корпоративизация усилила интерес к совершенствованию управления университетами, что выразилось в появившейся в начале 1990-х гг. концепции «нового менеджериализма», который означает принятие структурами общественного сектора организационных форм и технологий, управленческих практик и ценностей, характерных для частного предпринимательства, с целью достижения оптимального функционирования университетской структуры[13]. Акцент делается при этом на эффективности и качестве работы сотрудников (в особенности команд сотрудников) университета, что ведет к изменению культуры организации университетской жизни, расширению функций и обязанностей администрации и преподавателей. Бюрократические и коллегиальные формы управления вузом заменяются или дополняются предпринимательскими формами. Все это вызывает противоречивые оценки, поскольку, как полагают некоторые, снижает университетскую автономию и свободу преподавателей. Однако данный процесс не следует оценивать однозначно, ибо основной проблемой как раз и являются пути соединения эффективности и академической свободы и автономии. Именно с данной проблемой столкнулся ЕГУ, особенно в период изгнания из Беларуси. Подобный тип управления требует усиления иерархической структуры и дисциплины исполнения, но, как показывает опыт, он содействует и демократизации жизни университета, что выражается в трансформационном типе организационных форм, когда необходимая работа выполняется командами и особое внимание уделяется управлению организационной культурой.
* * *
Таким образом, определяя свое место в современном мире социальной неопределенности, университет радикально меняет свой облик. В статье обозначены только некоторые измерения этого процесса, которых, конечно, намного больше. Акцент именно на данных измерениях сделан в контексте значимости их учета для развития Европейского гуманитарного университета, проекта, лидером которого является Анатолий Михайлов.