<<
>>

Молчание

Молчание принадлежит к внешним не-словесным мыс­лительным актам, имеющим знаковую природу. Молчание — это нулевой речевой акт; это также отсутствие шума. Акт молчания характеризует, однако, не само «тело», а его ком­муникативные средства.

Наряду с другими вербальными и невербальными средствами оно является одним из компо­нентов человеческого общения. Коммуникативные возмож­ности молчания издавна получили высокую оценку, что на­шло отражение в народной пословице: «молчание — злато, слово - серебро, а жизнь - копейка с мелким разговором». Подобно тому как тело способно служить проводником раз­ного рода чувств, эмоций и мысленного содержания, точно также и молчание обладает самыми разными коммуника­тивными функциями. Наиболее значимой функцией явля­ется способность передавать информацию, сохранять интен- циональное содержание. Разновидностью молчания служит тишина; чередование звука и тишины своим ритмом, ин­тенсивностью оказывает сильное коммуникативное воздей­ствие на сознание и подсознание. Коммуникативный взгляд позволил выделить молчание в качестве самостоятельной единицы не-словесных мыслительных актов.

Смысл молчания и его функции могут видоизменяться в зависимости от коммуникативной ситуации, от задач, сто­ящих перед коммуникантами. Отсюда и разнообразие форм, которые приобретает молчание: молчание используют для обеспечения тишины, для выражения какого-либо отноше­ния (проявление невежливости, сохранение дистанции).

Принято выделять ковенциональный тип молчания, коммуникативно значимое и коммуникативно незначимое молчание. Будучи включенным в структуру языкового об­щения, коммуникативно значимое молчание способно вы­полнять определенную коммуникативную функцию. То есть способно быть: единицей общения, знаком, коммуникатив­ным актом. В зависимости от разных факторов общения — ситуативных, социальных, психологических — молчание может интерпретироваться самым разным образом, может иметь самые разные смыслы.

Это вытекает из самой приро­ды молчания, его полифункциональности.

Формой конвенционального молчания является, к при­меру, «минута молчания»; таким же по смыслу будет молча­ние, которое выполняет стратегическую роль, так-то: убе­дить в чем-то своего оппонента, привлечь его внимание, произвести на него впечатление и т.д. Для вербальной ком­муникации характерно коммуникативно значимое молча­ние; во время сна, в процессе работы молчание не имеет функциональной нагрузки. В качестве коммуникативно не­значимых выделяют такие своеобразные разновидности, как тишина и пауза. Уже по своему первоначальному смыслу тишиной является отсутствие шума, звука как такового; пау­за же — это только задержка начала речевого акта. В каче­стве коммуникативного акт молчания рассматривается в случае, если речевой акт не актуализируется, но коммуни­кативное намерение сохраняется. Исследователи феноме­на молчания подчеркивают, что молчание не следует путать с одиночеством; последнее лишь способствует длительно­му молчанию.

Из сказанного о коммуникативном молчании вытека­ет, что последнее функционирует только в ситуации обще­ния. Некоторые авторы высказывают между тем суждение о том, что молчание скорее является одним из физиологи­ческих актов, либо видят в последнем момент умственной деятельности. Одним из поводов для таких высказываний служит существование особой категории молчания — «не­говорящих» людей. В литературе проведены исследования по типологии немых детей. Принято выделять три таких типа. К одному типу причисляют детей, которые глухи от рождения или рано оглохшие; к другому относят детей, у которых физиологические слух и зрение находятся в сохран­ности, но имеются органические поражения речевых зон мозга: отсюда и происшедшее блокирование процессов фор­мирования речи; наконец, к третьему типу относят аутич- ных детей с синдромом Каннера: эта категория детей не желает слышать потому, что у них нарушена потребность в коммуникации, хотя они способны слышать и видеть, у них отсугствуют органические поражения мозга49.

Обсуждение главной для молчания коммуникативной функции способствовало углубленному и детальному анали­зу зависимости между смысловой (семантической) и звуко­вой компонентами языка, между молчанием, шумом и тиши­ной. Эти направления исследований развертываются в осо­бую сферу: возник специальный раздел знания - акусфера; н качестве одного из разделов лингвистики сформировалась фонология. Результаты P.O.Якобсона и Н.С.Трубецкого по­казали наличие «семантического террора» - убийства слов. Речь идет о существовании таких слов и звуков, которые об­ладают множественными смыслами, воздействующими в ос­новном на чувство, а не на разум'0.

Основания, которые принято использовать для выде­ления функций молчания, выделяются в соответствии с са­мыми разными критериальными признаками, в зависимос­ти от области изучения, в соответствии с характером реша­емой проблемы.

Будучи коммуникативной единицей, акт молчания вы­полняет определенные коммуникативные функции. К на­стоящему времени уже существуют опыты классификации актов молчания, выделения их коммуникативных функций. Разные исследователи феномена молчания выделяют раз­ные функции молчания. Для Дж.Йенсена это будут функ­ции связи, воздействия, узнавания, суждения, действия. Для Т.Брюно — психолингвистическая, социокультурная и ин­терактивная формы молчания. А.Стредье выделяет четыре функции: отрицательная обратная связь и положительная обратная связь, которые выражают ту или иную оценку дей­ствия или высказываниям коммуникантов; ролемаркирую­щую функцию, которая имплицирует социальное положе­ние собеседников; и эвокативную функцию, с помощью которой можно вызвать собеседника на разговор.

В.В.Богданов указывает на три основных функции молча­ния: ролемаркирующую, под которой понимается смена коммуникативных ролей; информативную и синтактико- консгруктивную51.

Аргументация за или против какого-то основания сис­тематизации развертывается, как мы убедились, в связи с типичными исследовательскими интересами.

Обсуждение проблемы функций продвинуло систематизацию коммуни­кативно значимого молчания, что позволило выделить ряд таких типов. В работе С.В.Крсстинского мы встречаемся с их подробным анализом. Это: контактная функция, кото­рая проявляется при условии полной взаимной идентифи­кации коммуникантов - такое молчание является маркером близости людей, их взаимопонимания, когда слова оказы­ваются излишними; дисконтактная функция, которая про­является при условии отсутствия взаимной идентификации коммуникантов - такое молчание изолирует людей, свиде­тельствует об их отчужденности, негативном отношении друг к другу, отсутствии общих интересов, в ситуации, ког­да людям не о чем говорить друг с другом. Эмотивная функ­ция свидетельствует о возможности передавать различные эмоциональные состояния человека: страх, удивление, вос­хищение, радость и пр. Информативная функция сигнали­зирует о согласии и несогласии, одобрении и неодобрении, о желании или нежелании что-либо выполнить, осуществить какое-либо действие. Стратегическая функция выражает нежелание говорить, когда преследуется определенная цель, чтобы, скажем, не показать свою некомпетентность, неже­лание признаться в чем-либо, не выдать кого-либо и т.д. Молчание в риторической функции может способствовать тому, чтобы привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, произвести какое-либо впечатление, придать особую весомость. Молчание может выражать оценку действиям, словам собеседника, отношение, например презрение, нео­добрение и пр. Акциональная функция проявляется при молчаливом выполнении какого-либо действия: извинения, прощания, примирения и т.д. Такое молчание часто сопро­вождается параязыковыми средствами общения - жестами и мимикой. Проведя большую исследовательскую работу, автор полагает, что к какой-то законченной картине функ­ций молчания все же придти не удалось52.

Следует вместе с тем признать, что к молчанию прибе­гают не для одного только разрешения коммуникативной ситуации между Я и другим.

Молчание может быть сопря­жено со сферой духовного, с «сокровенным», с «тайниками души», с тем, что является для человека сферой неявленно­го знания. В этих случаях человек использует молчание по­тому, что не находит ни самих слов, ни соответствующих знаковых эквивалентов, которые могли бы приоткрыть за­весу над сокрытым. И лишь молчание становится в этой ситуации адекватным средством для выражения внутренних смыслов.

Примечательно, что сами эти смыслы оказываются раз­ными в разных случаях. Для поэта В.А.Жуковского молча­ние равнозначно «несказанному», сокровенному:

Какой для них язык?

Вотще душа горит. Все несказанное В единый вздох стремится.

И лишь молчание понятно говорит.

Феномен молчания находит также свое проявление в сфере неявного знания, о существовании которого лако­нично выразился J1.Витгенштейн: «То, о чем мы не мо­жем говорить, мы должны предоставить молчанию». М.Полани специально оговаривает принадлежность мол­чаливого знания к миру неявного, неявленного, неарти- кулированного знания53.

Молчание может быть также и средством самовыраже­ния. Будучи не произнесенной, не высказанной вслух, мысль-молчание может выражать глубокое содержание. Серен Керкегор с помощью таких не-речевых средств, как «пропущенные звенья», интонация, использование орфог­рафических частиц, сумел выявить и артикулировать такие смыслы, которые были «неуловимы для разума», «не дава­лись мысли»54.

По мысли М.Мерло-Понти, молчание является неким контекстом, который находится как бы вовне, но тем не менее наделяет смыслом поток происходящих событий. Ро­мам, как и живопись, считает автор, выражает мысли без­молвно. Сюжет романа можно так же пересказать, как и сю­жет картины. Но важно не то, что Жюльен Сорель, получив известие о предательстве госпожи де Реналь, едет в Верьер и пытается убить ее, - а то, что было после получения известия: молчание, полет воображения, бездумная уверенность, веч­ная решимость. Об этом ничего не говорится. Нет нужды в этих «Жюльен думал», «Жюльен хотел».

Чтобы выразить это, Стендалю достаточно было перенестись в Жюльена и заста­вить мелькать у нас перед глазами55. Об исторически меняю­щихся смыслах идеи молчания говорит современный поэт Ю.Кузнепов. В своем стихотворении «Молчание Пифаго­ра* автор показывает, что это бывают и «шит молчания», и «подвалы вздыбленных держав, где жертвы зла под пытка­ми молчали; и «безмолвие белогвардейских психических атак гражданской войны»56.

Предоставив «невыразимое» молчанию, мы все же дол­жны уметь его расшифровать, иначе человеческое взаимо­понимание будет недостаточно полным. Хайдеггер вслед за Ницше говорит о необходимости создания специальной тех­ники молчания - сигетики. Аристократии сильных требу­ется особая технология, призванная управлять массой. Это - «тихая», подсознательная коммуникация посредством умолчания среди посвященных. Но это еще не все. Нужна и другая сторона такой технологии, состоящая в том, чтобы полностью лишить тишины всех остальных, кем нужно уп­равлять. Так на современном Западе возникло явление, ко­торое получило название «демократия шума». Такая акция имеет своею целью предотвращение возможности зарожде­ния собственных групп элиты (интеллигенции) в массе уп­равляемых.

Смысл молчания многообразен по формам своего про­явления. В философии — это особый язык, посредством ко­торого пытаются выразить своеобразие культурно-истори­ческих условий. Молчание (умолчание) как особый способ философствования обладает смысловой выразительностью.

Трудности, встающие на историческом пути, философия ча­сто решала за счет умения «промолчать». Это помогало ухо­дить от нападок и непонимания со стороны недоброжелате­лей философии. В XX в. философская мысль не склонила своей головы перед силой, сохранилась не путем приспособ­ления, а за счет молчания. Появившаяся на исторической арене псевдофилософия произносила много слов, но ей не удалось сказать своего слова: молчащая мысль (или «говоря­щее молчание») не дала ей слова. «Своим молчанием мысль вынесла худший приговор тому, что прилагало огромные силы, чтобы занять ее место. Молчание мысли, когда громко говорят фикции мысли, — залог того, что последнее слово в истории не останется за тем, кто спешит его взять»57.

Итак, из сказанного о разнообразных функциях молча­ния вытекает, что наше понимание данной единицы несло­весности существенно расширилось. Молчание — это не толь­ко эквивалент слова, эффективно обеспечивающий комму­никативные отношения самого разного плана. Мы убедились также и в том, что молчание способно служить проводником более глубокого мысленного содержания, к примеру, выра­жать отношение к действительности (скажем, ценностное) или быть воплощением какой-то субъективной позиции (гражданской, например). Другими словами, смысловое мно­гообразие, транслируемое с помощью молчания, свидетель­ствует об изменении экстенсионала данного понятия.

<< | >>
Источник: Абрамова Н.Т.. Несловесное мышление. — М.,2002. - 236 с.. 2002

Еще по теме Молчание: