<<
>>

Основы справедливости и свободы

Буржуазное общество на заре своего становления выдвинуло идею прав и свобод личности как фундаментальную основу права исходя из принципов буржуазного индивидуализма, который, с одной стороны, отражал практику нового общественного строя, а с другой,- способствовавшего его дальнейшему развитию и укреплению.

Более того, право обусловило на данном этапе так называемое юридическое мировоззрение, освящавшее утверждавшийся капитализм. Существенной частью буржуазного мировоззрения, была теория неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организаций государственной жизни, разделения властей и верховенства закона. Такое учение особенно обстоятельно было разработанно Д.Локком (1632-1704) и получило в дальнейшем отражение в Конституции США, в Билле о правах человека и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Более того, доктрина прав человека использовалась даже революционерами социалистами-утопистами, в частности выдающимся французским революционером О.Бланки, создавшим в 30-е годы 19 века Общество "Права человека" для осуществления своих заговорщических целей.

Либеральная теория права, ядром которой являются права и свободы индивида, личности, сыграла важную роль в переходе от феодального строя к буржуазному, закрепляя в своих нормах и принципах новые отношения собственности и всего комплекса общественных взаимоотношений.

Вместе с тем с формированием во второй половине XIX века общества "высокой степени сложности" (по терминологии Т.Парсомса) или, в марксистской терминологии, империализма как высшей стадии капитализма, в общественных отношениях стали нарастать тенденции беспорядка и хаоса (рост революционных классовых конфликтов, колониальных захватнических и империалистических войн). Буржуазное право осуществляет, "социальный поворот" (выражение Ю.Хабермаса) с присущим ему социально-государственным патернализмом, ориентацию на универсальные ценности.

Если либеральная буржуазная концепция рассматривала право как выражение свободы личности, индивида, то универсалистская концепция права исходит из некоего целого (государство, корпорация, нация, раса) как базового основания права "только целое имеет силу наделять свои постановления обязательностью". (Н.Н. Алексеев).

Право как форма регулирования общественных отношений объявляет своей конечной целью обеспечение общего блага как высшей основы юридического порядка, тогда как "индивидуальное развитие со степени верховного критерия общественного устройства было низведено до значения одного из многих интересов, охрана которых требуется общей пользой"[32]. Среди крупнейших представителей этого нового направления в развитии права и правоведения (Р.Иеринг, Р.Штаммлер и др.) известный французский юрист Л.Дюги отвергал даже необходимость индивидуальных прав во имя высшей общей цели - социальной солидарности.

Смена либерально-индивидуалистической модели права на социально-универсалистскую проходила в юриспруденции в форме перехода от теории естественного права, усматривавшей источник права в природе человека, к позитивистской теории права, утверждавшей государство как единственный источник, права.

Крайностью указанного универсалистско-позитивистского подхода к праву можно считать фашистскую концепцию права, ориентирующуюся на расу как базис и основу права; она, по сути, отрицала личность, ее права и свободы во имя расы, "крови и земли"[33]. В соответствии с такими принципами "каждый немец или проживающий в Германии ненемец, виновный в оскорблении немецкого народа словом, письменно или действием, - утверждал сподвижник Гитлера и идеолог нацизма Розенберг, - наказывается в зависимости от тяжести случая тюрьмой, каторжной тюрьмой или смертью ... Он теряет все гражданские права, навсегда изгоняется из страны, объявляется вне закона. Его состояние конфискуется в пользу государства"[34].

Утвердившийся в обществе первой половины 20 века нормы и принципы тоталитарного сознания и политики вызвали общеизвестные социальные потрясения и катаклизмы: гибель миллионов людей, геноцид целых народов, невиданные разрушения материальных основ цивилизации в двух мировых и бесчисленных локальных войнах.

Создание ООН, утверждение ее Устава и других основополагающих документов по правам человека и прежде всего Всеобщей Декларации прав человека 1948 году явилось ответом народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом, а также другие драматические события, "которые произошли непосредственно перед Второй мировой войной и в ходе ее" как указывается в исследовании ООН по правам человека[35]. В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека четко сформулировано, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

В конце XX века утвердившиеся принципы: международного права и прежде всего идея прав и свобод человека систематически акцентируются в конституциях правовых государств. Современные конституции в целом включают в себя три комплекса положений:

1) регламентацию института прав и свобод личности;

2) формирование государственного устройства и механизмов управления, основанных на принципах правового общества и государства;

3) создание нового демократического права, призванного с помощью соответствующей судебной системы оградить права и свободы личности от произвола властей и других общественных и физических сил.

Конституция, таким образом, в первую очередь есть декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и зафиксированных в законе.

Появление и углубление глобальных проблем в развитии мирового сообщества во второй половине XX в. стало вносить элементы дезорганизации и дестабилизации, поставило его на грань выживания. На Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году один из ее участников, характеризируя эти тенденции, заметил, что на нас надвигается хаос в форме процессов распада и дезинтеграции общественных связей и отношений во всех основных сферах жизнедеятельности людей.

Важнейшим механизмом овладения этими процессами и перевода их в нормативный порядок общества призвано играть право "как общий нормативный кодекс, регулирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества и определяющих ситуацию для них"[36].

Возможность утверждать нормативный порядок в современных обществах высокой степени сложности, по Т.Парсонсу, связано с присущей праву функцией принуждения через специальные органы государственного управления и, прежде всего, суды и другие правоохранительные органы.3

Рассматривая современное общество как систему взаимодействия сфер экономики, политики, культуры, воспроизводства Парсонс считает, что именно последняя подсистема обеспечивает стабильность и порядок в обществе, предупреждая человеческие отношения от вырождения в войну всех против всех. При этом Парсонс оговаривается, что "то, что мы описали как социетальный нормативный порядок, стоит очень близко к тому, что обычно подразумевается под приятием права"[37].

<< | >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме Основы справедливости и свободы: