<<
>>

Форма регулирования общественных отношений

По нашему мнению, особое место в системе аттракторов - идеалов социальной синергии - занимает право. На протяжении всей человеческой истории наиболее проницательные умы ставили вопрос, почему мир как многообразие бесконечно разнородных явлений, человеческих устремлений и т.п.

не трансформируется в хаос и беспорядок и что за сила удерживает его - этот мир - в состоянии порядка и определенной организованности[23]. В античности и в последующие эпохи - средневековья и нового времени - ответ на этот вопрос связывался с логосом, Богом, естественным правом как той силой, которая через нормы обычного и позитивного права, через государство, гарантирует упорядоченность и стабильность общественных отношений и социумов. Древние представления (в странах Востока и греко-римского мира) о происхождении мира и общества включают в себя образы хаоса как исходного состояния для последующего упорядоченного мира природы и людей, создаваемого вначале богами, а затем земными властителями, наделенными, правда, атрибутами божества. Древнеегипетский фараон, например, "собственной персоной сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат к хаосу... Благодаря фараону Египет находился в том счастливом состоянии, когда, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок"[24].

Уже в первобытно-родовой культуре возникает в качестве предтечи государственно-правового регулирования система табуирования как механизм контроля и формирования социальных отношений.

Гоббсовские представление о войне всех против всех как мрачной перспективе в условиях доправового и догосударственного состояния первых людей, хотя и является отвлеченно-абстрактной идеей, сохраняются и в некоторых современных антропологических концепциях.

В них акцентируется агрессивность как существенная сторона человеческой природы, уходящая своими корнями в животно-биологическую стадию эволюции наших далеких предков.

Однако уже и тогда вырабатывались механизмы ритуализации агрессии. Эта ритуализация на заре становления общества в значительной степени связана была с формированием соответствующего типа социальных связей и служила предпосылкой формирования систем табуирования и обычаев - предшественников будущего права. Утверждение запретов "не убий", так же как и других основ зарождавшейся морали смягчало внутривидовую борьбу и переходило в становление общественных форм жизни, т.е. социальных связей и отношений, регулируемых правом[25].

Постепенно формировавшаяся правовая организация первобытнородового общества (начиная с обычаев) играла важную роль для появления более высоких форм организации социума и цивилизации в целом. Видимо, биологически заложенное в человеке желание выжить, проявлявшееся в самообороне и жажде мщения, обусловили свойственное только людям стремление к формированию морально-правовых норм как способов регулирования, и улаживания конфликтов. При этом формировавшаяся в родовом обществе так называемое примирительное право не представляло вначале ни гражданского, ни уголовного права, а просто-напросто было договором о примирении, перераставшем в дальнейшем в правила, правовые нормы о размерах штрафа, вносимого за убийства или телесные повреждения и т.д. соплеменников[26].

На основании решения бесчисленного множества разнообразных конфликтов возникла целая система правовых норм, оформлявшаяся в конце концов в письменном виде в форме законодательства с декларируемым вмешательством власти и государства со своими санкциями за нарушение установленных правил - норм права. При этом одной из ранних форм санкций, обычно применявшихся в родовой общине, было изгнание.

Возникновение права в становлении общества играло важную и решающую роль как раз в периоды социальных бифуркаций. Важную потому, что именно право устанавливает среди людей и народов порядок и закон, утверждая тем самым социальную солидарность.

Так называемая неолитическая революция (около 10 тысяч лет назад), сыгравшей определенную роль в становлении человека, знаменовала также переломный этап в развитии общества, вызвав к жизни собственность и другие важнейшие, связанные с нею характеристики цивилизации и среди них, наряду с разделением труда и товарообменом, классы, государство, право.

Право и появляется как закрепление и выражение отношений собственности в обществе. Считается, что архетипом права было правило эквивалента, порожденное разделением труда и собственностью и гласившее: даю, что-бы ты дал[27].

Аграрные революции, начавшиеся где-то 4-3 тыс. лет до н.э., вызвавшие к жизни на основе изобретения железных орудий труда, новый этап цивилизации с высокоразвитыми правовыми культурами и более совершенным уровнем правовых систем, Древнего Востока, Древнего Египта, Вавилона, затем греко-римского мира, привели к формированию государственных образований с центральной государственной властью. Греко-римская цивилизация породила к тому же демократию с ее такими фундаментальными принципами как верховенство права и закона.

Новации в греческом праве, введенные вождем афинской демократии Солоном в VI в. до н.э., явились важнейшим средством выхода из кризисного состояния общества того времени. По свидетельству историков, мощь Древнего Рима в огромной степени была обусловлена совершенством и силой римского права.

Эпоха возникновения греческой демократии совпадает с так называемым "осевым временем" человечества в целом, когда почти одновременно в основных регионах цивилизации в условиях беспокойства и движения, граничащего с духовным хаосом "во всех направлениях совершался переход к универсальности"[28]. По Ясперсу, осевое время завершило исчезновение великих культур древности с их мифологическим духом и породило во всех основных сферах жизни человечества - в философии, в религии, в политическом устройстве - новые идеи, новую структуру и единство, способные сохраняться во времени и кое в каких моментов сохранившиеся до наших дней. Этот процесс, все проявления которого, по словам Ясперса, можно назвать одухотворением, носил общечеловеческий и универсальный характер. Он протекал в четко выраженной синергетической форме; из беспорядка и хаоса, ставших невыносимыми и раздиравшими социум в течение нескольких веков, возникло тяготение к новому единению в целях воссоздания и утверждения новых прочных условий жизни. "Повсюду,- констатирует К.Ясперс, - возникая из руин, складывается прежде всего технически и организационно планомерный порядок"[29]. Разумеется, важнейшую роль в этом процессе играло право: право греко-римской культуры, правовые идеи конфуцианства в Древнем Китае, буддизма - в Древней Индии. Важнейшей характеристикой этого процесса стало религиознодуховное и философское открытие того, что "позже стало называться разумом и личностью"[30]. В праве, в особенности, в греко-римском праве, это получило выражение в юридическом понятии лица, субъекта права, что, по словам известного русского правоведа Н.Н.Алексеева, является едва ли не высшим юридическим обобщением в развитии права. Ибо основные правовые явления,- замечает он,- существенным образом связаны с идеей личности[31].

<< | >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме Форма регулирования общественных отношений: