<<
>>

Реалии экзистенциального драматизма

Пертурбации XX века - войны, революции, глобальные проблемы, технические революции, крах государственных идеологий и т.д. свидетельствуют, что неоевропейский проект во многом себя исчерпал.

Необходима новая система жизнесмыслов, возможно, «третья ось»[42] мировой истории. Потребность в оной диктуется условиями нынешнего человеческого бытия. Оно рукотворно, изменчиво, эфемерно, непостоянно (как в этой связи не вспомнить исходную максиму буддизма: мир есть вечное становление). Жить в таком мире означает изменяться вместе с ним. Однако это происходит не само собой, а является результатом человеческих действий. Переориентация с цели на становление ведёт к абсолютизации творчества как такового. Творчество (в широком смысле слова) становится образом жизни, а его наиболее эффективной формой выступает научно-техническое конструирование. Инновации превращаются в норму жизни. Реклама предлагает обывателю ту или иную новинку буквально каждый день. Но главное, конечно, это те изменения, которые происходят в фундаментальных основах социального и индивидуального бытия людей.

Качественно обновляется не только мир артефактов (т.е. создаваемая человеком предметная среда его обитания), но возникает и невиданный прежде компьютерный мир виртуальной реальности. Происходит структурная перестройка экономики, исчезают целые отрасли промышленности, а вместе с ними - ненужные сегодня профессии: так, в США за последние 20 лет обновилась почти половина всех специальностей, существовавших до 70-х гг. в сфере занятости. Растет сектор наукоемких производств и услуг, основанных на новейших - космических, биологических, оптических и информационных технологиях. Меняется стиль жизни людей - он становится динамичным, связан с частыми переменами работы, места жительства, круга привязанностей, переквалификацией и т.д. Все большее значение в биографии конкретного человека приобретает установка на постоянное обновление знаний и профессиональных навыков (в развитых странах инженер за свою трудовую карьеру должен в среднем переучиться 8 раз).

Компьютерные и информационные технологии открывают перед индивидом перспективу свободного выбора места жительства и времени работы, возможность практически неограниченного общения и творческого самоутверждения.

Суммируя суть происходящих перемен, можно сказать следующее: на наших глазах происходит рождение нового типа цивилизации. Её именуют по-разному - постиндустриальной, информационной, экотехнической и т.п. Дело, однако, не в названии, а в том, что формирующийся тип общества означает переход человечества на некий принципиально иной уровень бытия.

Поток креативности неудержим, как течение реки. И перекрыть его невозможно. Благодаря новейшим технологиям в него вливаются усилия миллионов. К чему это в итоге приведёт, сегодня можно только гадать. Однако некоторые «моменты» в этом процессе наводят на определённые размышления. Творчество - это, возможно, самая интимная грань человеческой экзистенции. Передоверяя его компьютеру, человек расширяет сферу искусственного, а сам превращается в пассивного наблюдателя творения нового бытия кем-то другим. Сегодня моделируется, математизируется, формализуется всё, включая душу, чувства, сознание. Рекламируются роботы, которые могут даже «лгать». Музыкальный программист и компьютерный график вытесняют композитора и художника. На эстраде вместо личности исполнителя -искусственная «звезда», сотворённая из моря огней, красок, шума и «фанеры». ЭВМ «пробует» себя в поэзии. Тем самым культура превращается в «техтуру», как остроумно заметил один современный философ. Наше бытие всё больше подчиняется императивам функционирования искусственной среды. Человеческое - слишком человеческое чтобы противостоять напору рассчитанной эффективности и выгоды. Другими словами, всевозрастающий вал творчества во имя творчества как такового, безотносительно целей и берегов парадоксальным образом ведёт к минимизации в , нём человеческого начала.

Ещё один важный «момент» рассматриваемой проблемы заключается в том, что творчество является не только манифестацией человеческой свободы, но - и проявлением произвола (свобода - всегда отрицание, и в этом смысле творчество может быть и от «лукавого»).

«Хитрость дьявола» в том, что творчество из силы, возвышающей человека, превращается в средство его умаления. Сегодняшний вал новшеств - это часто не буйство духовной силы, а программа, калькуляция, машина. Подчиняясь логике её репрезентации действительности, человек не только замещает естественное искусственным, но и стремится его как можно быстрее обновить. В этой всё убыстряющейся гонке, неизвестно куда и зачем он начинает проигрывать. В подобной ситуации нельзя исключать возможность самовоспроизводства, а затем самопорождения искусственной средой себя самой с перспективой «снятия» человека.

Такого рода предположения не беспочвенны. Ретроспективный анализ развития цивилизации показывает, что каждая последующая технологическая революция с её многочисленными демографическими, урбанистическими, социальными, психологическими, духовными и прочими последствиями всё более отдаляла человека от естественной среды обитания. Сегодня дикая природа в относительно первозданном виде сохранилась лишь в заказниках и заповедниках.

Завтра, в условиях грядущей технологической революции потребность в оной может исчезнуть вовсе. В докладе национальной академии наук, подготовленной для правительства США в 1998 г. утверждается, что в XXI в. произойдет самый удивительный технологический переворот в истории человечества. И связан он будет с так называемыми нанотехнологиями. Нанотехнологии работают с объектами порядка 10-9 м. Впервые возможность их появления предсказал ещё 40 лет назад знаменитый физик, нобелевский лауреат Р. Фейнман. По его словам, не за горами время, когда человечество сможет конструировать материальный мир, манипулируя атомами и молекулами, как теперь болтами и гайками. Первые «ассемблеры» - сборщики атомов - уже собраны и демонстрируют впечатляющие успехи. Актуальные проблемы нанопроизводства исследуются и учеными БГУИР.

Энтузиаст нанотехнологий, американский физик Э. Дрекслер убеждён: родоначальника, своего рода «наноАдама», создаст уже нынешнее поколение «сборщиков».

Последующие поколения должны образовать самовоспроизводящееся интеллектуальное окружение человека, призванное решать и удовлетворять практически все его потребности. Какой в итоге будет новая экономика, экология, а главное - человек - не знает никто. Найдется ли занятие для миллиардов людей, если не нужны станут целые отрасли? Не использует ли человек, как то не раз бывало в прошлом, новую технику для целей самоуничтожения? Фантастический сценарий, описанный С. Лемом в романе «Непобедимый» 20 лет назад, в настоящее время уже не кажется таким невероятным: там мириады жучков-роботов носятся в воздухе и уничтожают там всё живое. А может быть, на этот раз, в действительности мы будем умнее?

Неопределённость, а в некотором смысле и драматизм ситуации усугубляется тем, что нынешняя культура, лишённая «вершины» (идеалов) и «основания» (традиций) мало чем может помочь мятущейся человеческой душе в метаморфозах стремительно надвигающегося столкновения с будущим. Извечные функции культуры - социально-регулятивная и воспитательная сегодня почти утратили свою императивную силу. Утратили потому, что не отвечают на главный вопрос: зачем, во имя чего живёт, действует и изменяет мир человек? В итоге мы наблюдаем ослабление давления культуры на человеческую природу. Всё чаще наружу пробиваются инстинкты в своём, так сказать, первозданном виде. Это проявляется в росте преступности, насилия, терроризма, причём пик волны приходится на вполне благоустроенные и благополучные страны. Так, в тюрьмах США в настоящее время содержится 2 млн. человек, что составляет четверть всех заключенных мира (в скобках заметим, что население Америки составляет лишь 5% от общемирового).

Своеобразное преломление эта тенденция обнаруживает и в искусстве. Искусство - зеркало жизни, испокон веков служило целям духовного возвышения человека. Сегодня оно вырождается в потрафляющий низменным вкусам и чувствам «человека-массы» (Х.Ортега-и-Гассет) масскульт. Кино, телевидение, романы-триллеры, детективы, бульварная пресса вкупе с «крутыми» шоу (нередко заканчивающимися увечьями или даже смертью участников) инициируют в человеке агрессию, формируют психологию вседозволенности, нигилизма, культ силы, т.е. способствуют высвобождению в нём некой первобытности.

Возникает резонный вопрос: что всё это значит? Почему уходит из-под ног культурная почва «старых добрых времён»? Уходит потому, что любое общественное явление причинно обусловлено и является выражением какой-то порождающей его сущности (цепи причин). Так вот: нынешнее «освобождение» общества от культуры и культивирование биологических начал в человеке также имеет свои корни. Во-первых, это иррациональное проявление протеста против некой несостоятельности, ограниченности, даже фальши культуры предыдущих столетий (этот протест начался в 60-х гг. с сексуальной революции, движения зелёных, антирасистских выступлений, психоделических опытов по расширению сознания и с тех пор растёт как снежный ком, приобретая всё новые, нередко шокирующие формы). Во-вторых, такое радикальное отречение от утративших жизненность идеалов и ценностей отцов можно рассматривать как предпосылку более активного поиска новых императивов человеческого существования. В-третьих, этот процесс является выражением стремления современного человека прорваться к бытию, соприкоснуться с ним хотя бы на миг и пусть даже в извращённой форме. Эта же потребность, к слову сказать, удовлетворяется через современные танцевальные ритмы, спорт, массовые представления и т.д. Обращение к архаике можно наблюдать и в сюжетах «высокого искусства».

Вполне естественной реакцией многих людей является неприятие такого рода перемен в жизни и культуре, психологический дискомфорт и рост напряжённости между сторонниками неумолимо надвигающегося и неопределённого будущего и приверженцами относительно стабильного, предсказуемого, но неотвратимо уходящего, настоящего. Таким образом, в современной социальной синергии явственно обнаруживается «борьба» двух основных тенденций - с одной стороны - это нарастающее давление на жизнь искусственной среды и рациональности, а с другой - чаще всего спонтанно противодействующие ему иррациональные импульсы человеческой экзистенции (хотя внешне, повторимся, они могут иметь вполне институализованные формы - кино, шоу и т.п.).

В такого рода ситуации цвишенизма происходит становление новой, в перспективе нанотехнической цивилизации. Какая культура, а значит и человек, должны ей соответствовать? Вопрос риторический.

По сути, прецедентов в истории не было. Отдаленным аналогом, возможно, может быть параллель с переходом общества от варварства к цивилизации. И "тут", и "там" человек оказывается один на один с неизвестностью, когда нужно начинать как бы с начала. И "тут", и "там" исторический, т.е. социальный, технический и т.д. процесс опережает культурный. Но, в отличие от своих предков, современный человек, во-первых, находится во временном цейтноте, и, во-вторых, он не имеет права на ошибку.

В ситуации "начала" мышления и действия принципиальное значение имеет образ бытия, т.е. ценностно-смысловая картина мира и представление о месте в нем человека. Этот образ рождается в столкновении с классическим мировоззрением и его отрицанием. Смысл отрицания заключается в отказе от понимания природы как противостоящей человеку механистической системы (с элементами которой он волен экспериментировать по своему усмотрению) в пользу репрезентации действительности в качестве суперсложной, самоорганизующейся и саморазвивающейся реальности, неотъемлемым компонентом которой является человек.

Подобное понимание универсума (всего существующего) ориентирует ученого не только на "добывание" знаний об интересующем его объекте, но и предполагает включение в стратегию исследования ценностных, прежде всего гуманистических ориентиров. Так, еще в 70-е гг. ученые США после ряда опытов над животными пришли к выводу о возможности поддержания в состоянии высокой активности человеческого мозга самого по себе — без туловища. Перспективы такого рода исследований весьма заманчивы и многообещающи. Но в силу причин морального характера подобные эксперименты были прекращены. Еще более серьезные нравственные и юридические коллизии возникают в связи с перспективами генетического клонирования людей, т.е. искусственного воспроизведения (тиражирования) генетически идентичных человеческих особей.

Взгляд на мир как континуум (т.е. целостную, органично взаимосвязанную систему) оказывается странным образом созвучным с интуитивными прозрениями древних мудрецов. И в этом смысле современные научные представления о Космосе, жизни, человеке оказываются ближе к интуициям даосов и античных греков, нежели к теориям классической науки. Поэтому не случаен интерес многих ученых к древним текстам, их осмыслению с позиций сегодняшнего дня и сегодняшних проблем.

Формирующийся новый образ бытия, как видим, не является таким уж новым. С удивлением для себя на пороге XXI века мыслящие люди обнаруживают, что будущее коррелятивно с прошлым, что движение вперед есть возвращение назад — к гармонии с природой, космосом (это modus vivendi древнего мира); к культивированию не отдельных способностей человека (физических или интеллектуальных), а всестороннему развитию всех сущностных сил личности (идеал античности); к поиску новых оснований типов социальных связей и отношений (непреходящее значение в этом плане имеют некоторые гуманистические принципы конфуцианства); к диверсификации (разнообразию) индивидуального опыта личности путем расширения сознания (бесценным в данном отношении является опыт буддизма, йоги) и т.д.

Подчеркнем, однако, что поиск новых культурных оснований бытия человека в мире не может быть делом механического заимствования прошлого опыта или произвольного конструирования идеалов и ценностей на манер утопий и мифов XIX ст., хотя, конечно, без всевозможных «сценариев будущего» тут не обойтись. Эта задача во многом является проблемой отбора — отбора из огромнейшего социокультурного наследия различных цивилизаций и культур, как существующих, так и исчезнувших, тех целей, ориентиров и ценностей, которые окажутся адекватными жизненным интенциям экотехнического общества. Это возможно только на основе открытого и широкого меж- и внутрикультурного диалога и коммуникаций. Привилегированных сторон в этом процессе нет, а его средоточением должны быть проблемы единства, гармонии, целостности, устойчивого развития общества и природы, гуманизации общественных отношений и полноценного — физического и духовного — развития личности. Будущее отнюдь не предопределено: туда ведет множество дорог. Среди них есть и тупиковые. Это важно понимать и чувствовать. Ибо только там, «где опасность, там и вырастет и спасительное» (Гёльдерлин).

М. Хайдеггер, размышляя над проблемами потребительского общества, произнес как-то странную фразу: «Спасти современное человечество может лишь Бог» В этой незатейливой, на первый взгляд, сентенции есть важный обертон. Смысл его в следующем. Извлекая в ходе социокультурного развития все новые и новые определения своего образа (через столкновение и диалог различных культур), западноевропейский человек в итоге остановился на идее творца. Увлекшись подобным представлением о себе, он, похоже, начинает переигрывать сам себя, превращаясь в манипулятора, начисто забыв об истоках своей свободы и креативности -христианской культуре. Но суть в том, что в христианстве есть еще одна идея, которая, в отличие от других, никогда не становилась всеобщим культурным императивом. Так вот, помимо прочего. Бог есть еще и любовь. Возможно, именно такой гуманистический аспект религии имел в виду немецкий философ, говоря о помощи нам Бога.

Человеческой свободе и творчеству необходимы «берега», причем не только внешние, но и внутренние, которые ставит перед «Я» - творцом его совесть. Творчество имеет гуманистическую ценность в том случае, если оно развивает и обогащает жизнь новым содержанием и качествами, служит развитию сущностных сил человека и не ставит под сомнение ни его будущее, ни будущее мира, в котором он живет.

<< | >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме Реалии экзистенциального драматизма: