ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постараемся теперь суть изложенного выразить в виде некоторых кратких выводов. Прежде всего в аспекте общефилософских подходов устанавливается, что с применением синергетических новаций к развитию общества достигается более точное понимание диалектики социума.
Если согласиться с академиком Т.И. Ойзерманом, что материалистическая диалектика есть "общая теория движения изменения и развития, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, созданные в биологии, геологии, астрофизике, социологии и ряде других наук"[43], то соответствующие философские интенции на современном этапе научного познания необходимо выражаются в акцентировании роли в общественных и природных процессах известных синергетических феноменов. Синергетическое видение действительности позволяет зафиксировать важные моменты бытия (аттракторность, диссипативность, детерминация хаосом и др.), требующие своего диалектического обобщения.Применительно к социальной диалектике это осознается в эвристичности фиксирования единства субъективного целеполагания и объективной спонтанности в общественных изменениях. Это обеспечивается интегрированием адекватного знания в методологический арсенал социальной философии.
На более конкретном уровне анализа, как было показано в книге, осмысление социальной синергии возможно лишь с непременным учетом характера человеческих действий, определяющих содержание как регулируемых, так и стихийных процессов жизни общества.
Теоретическое освоение его имманентных реалий связано с проникновением в сущностные глубины культуры и ее исторических трансформаций. Это обязательное условие раскрытия многогранности проблематики национальной синергии, правовой регуляции общественных отношений, нравственной гуманизации социума.