РЕДАКЦИОННОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ НЕМЕЦКОГО ИЗДАНИЯ
"Проблемы философии морали” — это третий по счету из пятнадцати курсов лекций Т. Адорно, сохранившихся в виде расшифровок магнитофонных записей. Публикация этих лекций и включение их в многотомное собрание сочинений философа фанее из этих лекций увидело свет "Введение в социологию”) еще очень далеки OT своего завершения.
Кроме того, издание лекций, прочитанных в свободной манере, вообще сопряжено с огромными трудностями, разрешить которые бывает не под силу даже целому коллективу специалистов. Моральная проблематика — это по своей сути устная проблематика, связанная с несокрытостью притязаний морали на истину. C другой стороны, эти притязания морали на истину предполагают актуальность, незамкнутость, открытость мысли. Когда в лекциях зимнего семестра 1956/57 года Т. Адорно впервые обратился к теме философии морали, эту взаимосвязь он продемонстрировал на примере личности Сократа: ”Ему в философской традиции Запада отводится роль подлинного основателя философии морали, этики. Ho во всей истории западной философии он также единственный великий философ, который ничего не написал. Несомненно, это связано с собственной моральноч^илософской позицией Сократа, вообще с открьггием им философии морали как таковой. Философствование Сократа имело в основном практическую ориентацию и было направлено на изучение человеческого поведения... Основная мысль Сократа состояла в том, чтобы живое высказанное слово всегда находило ответ, чтобы философское изречение превратилось в "изречение и ответ” и было бы ориентировано на разрешение проблем конкретных людей, тогда как писаное слово, напротив, было бы обращено ко всем людям без различий, и поэтому при столкновении с конкретным вопросом оно демонстрирует свою косность и негибкость” (лекция от 19 декабря 1956 года: Theodor W. Adomo АгсЫѵ). Адорно, считавший себя одним из "последних” философов, последовательно развивает мысль о конце философии морали, о постоянном сужении ее границ. По многим причинам как субъективного, так и объективного плана планировавшаяся им вплоть до самой кончины "книга по философии морали” (см., например: Gesanunelte Schriften, Bd. 7. S. 537) так и не была написана. От своего изначального тезиса, согласно которому мораль в смысле единого логически взаимосвязанного учения перестала быть возможной, Адорно, развивая философию морали, в том числе и в афористичной форме, как это видно на примерю его сочинения под названием "Graeculus”, задуманного им в продолжение своей работы ’’Minima Moratia”, никогда не отказывался. B лекциях 1963 года сама этическая постановка вопроса становится проблематичной, а понятие этики подвергается полной ревизии. Реконструированные более ранние лекции Адорно 1956/57 года, стенографическая запись которых сохранилась в относительно хорошем состоянии и позднее была отредактирована, были посвящены главным образом историческим линиям развития моральноч^илософской мысли от Сократа, Платона и Аристотеля вплоть до Канта и Ницше. Темой же лекций 1963 года, ориентированных главным образом на Канта, стали преимущественно моральные апории.Тематически публикуемые здесь лекции Адорно подготавливают главу о свободе в "Негативной диалектике” и в целом примыкают к центральному для развития критической теории сочинению Макса Хоркхаймера 1933 года ’’Материализм и мораль” (Max Horkheimerl Gesammelte Schriften, Bd. 3: Schriften 1931—1936, hrsg. von AKred Schmidt, Frankfurt а. М., 1988. S. 111 ff.), ко второму экскурсу в "Диалектике Просвещения” и к работе под названием "Minima МогаИа”, которую Адорно отнюдь не случайно посвятил М. Хоркхай- меру. Именно потому, что в живом слове лекций не все размышления доводятся до конца, не все идеи подвергаются ’’правильной интерпретации” и комментируются не строго в соответствии с канонами, источник мышления Адорно становится здесь, как нигде, очевидным —это его требование предоставлять слово самим ’’текстам” и сталкивать их лицом к лицу с социальной диалектикой.
B лекциях нашло отражение характерное для начала шестидесятых годов представление о том, что философия должна служить практическим задачам. A поскольку Адорно резко критикует модный в то время экзистенциалистский протест, то своей аудитории он (по его собственным словам) предоставляет преимущественно ’’камни вместо хлеба”. Уже в этих лекциях Адорно занимает позицию, с которой он позднее критиковал студенческое движение и которая нашла отражение в его сочинениях ’’Маргиналии к теории и практике” и ’’Смирение”. Сама же диалектика необходимого практического сопротивления неправильной жизни и голому теоретизированию по поводу правильной жизни всегда трактовалась Адорно как негативная.Этой чрезвычайно сложной содержательной проблематике лекций соответствует крайне неудовлетворительное состояние сохранившегося текста, которое отнюдь не облегчило работу над подготовкой лекций к печати. Многие имена и цитаты во время чтения лекций и при последующей расшифровке магнитофонной записи были существенно искажены, что вызвало необходимость — во многих случаях настоятельную — в целях большей ясности текста устранить все допущенные фонетические ошибки и двусмысленности, публиковать которые было вовсе не обязательно. Точно таким же образом всегда поступал и сам Адорно. Настоящее издание ориентируется, насколько это возможно, на как можно большую близость к произнесенному устно оригиналу, максимально сохраняя все его лексические и синтаксические особенности. Мы стремились предельно корректно передать устный характер лекций, внося незначительные изменения лишь для лучшего понимания читателем структуры той или иной фразы. Впрочем, в некоторых случаях отдельные слова приходилось заменять на новые — более корректные, уместные и правильно произносимые. Bce содержательно проблематичные реконструкции, не связанные лишь с исправлением фонетических или орфографических ошибок, указаны в примечаниях вместе с текстом, который был удален. Из текста были исключены все анаколуфы, незаконченные фразы и не имеющие риторического значения повторы. Цитаты были исправлены в соответствии с оригиналом. Отклонения, допущенные Адорно при цитировании, указаны в примечаниях, пропуски отмечены многоточием. Издатель счел своим долгом приводить полностью пассажи, на которые в ходе лекций ссылается Адорно. Реконструкция параллелей с другими сочинениями Адорно была сконцентрирована главным образом вокруг более ранних его лекций по философии морали и особенно присутствующих в них сюжетов, связанных с анализом философии морали Канта, а также их последующего развития в ’’Негативной диалектике”.
Апрель 1995 г.