>>

ВВЕДЕНИЕ (Ю.А. Харин)............................................................................................................................................... 4 СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ (Ю.А. Харин)...................................................... 6 Человек как субъект синергии (Ю.А. Харин)........................................................................................... 14 Социоантропная тотальность...............................................................

На рубежах нынешних веков и тысячелетий человечество оказалось перед лицом сложнейших и все более обостряющихся экологических, национальных, демографических и иных социальных проблем.

Соответственно нарастает дискомфортность в её философском осмыслении. Переидеологизация общественного сознания на постсоветском пространстве вынесла окончательный вердикт бездумному оптимизму.

Стали модными принимающиеся уже без всяких колебаний утверждения, что будто бы "в исторических событиях нет ничего детерминированного. Каждая последовательность событий - уникальна"[1]. Это симптомы волюнтаристского субъективизма в видении общественных процессов. Создается впечатление, что многим идеологам и "новым практикам" сейчас удобнее заменять "упрямство" и твердость объективной детерминации спонтанными и произвольными действиями участников социальных событий. На помощь тут часто призывается возникшая совсем недавно как научная дисциплина синергетика с ее "постнеклассическим" воззрением на мир и акцентуацией доминирования в нем хаоса и случайности. Синергетические феномены флуктуаций и бифуркаций воспринимаются теперь как отсутствие какой-либо определенности в современной социальной динамике.

В этих условиях появились прозрения, что "мы живем не в эпоху доктрин, а в эпоху практических решений"[2]. Весьма характерно признание известного западного теоретика. "Практика" отстраняется от "доктрин"! Но ведь "доктрины" - это идеологии, концепции, теории, парадигмы, методологии, ценности, перспективы желаемого будущего. Какая же "практика" без всех подобных реалий?

Скорее всего, разговоры об "эпохе практических решений" свидетельствуют лишь о том, что интеллектуальная элита понимает опасность вакуума привлекательных идей во времена "кризиса мирового капитализма".

Тот же крупнейший олигарх Дж. Сорос констатирует, что "вера в капитализм по модели свободного предпринимательства... продемонстрировала нехватку общественных ценностей в статусе моральных принципов" и что "между подлинными ценностями и рыночными ценностями существует пропасть"[3].

Конструктивно мыслящие западные ученые, экономисты, философы, социологи озабочены сейчас выработкой новых эвристических вариантов идеологии постиндустриализма. Многим теоретикам выход из современного глобального кризисного состояния видится в приобщении человечества к некой интегративной идее "посткапитализма", "справедливого общества", "цивилизма", "общества сетевых структур" и т.п. На постсоветском пространстве в суверенных государствах ведутся поиски собственной "национальной идеи".

В познании общественных процессов, как видим, возникла очередная проблемная ситуация: с одной стороны, прокламируется уникальность социальных событий, индетерминизм, случайность и произвольность, непредсказуемость будущего, с другой же, - четко обозначилось стремление многих теоретиков охватить всеобщей идеологической схемой совокупность событий с целью выявления сущностных моментов социальной детерминации для убеждения в истинности пропагандируемых доктрин. Этот гносеологический парадокс, как считают авторы, вполне поддается разумному осмыслению.

В предлагаемой работе в учебных целях излагаются результаты проводимых кафедрой философии научных исследований.

Предметом анализа, продолжающего прежние публикации[4], выступает синергия как противоречивая диалектическая реальность в единстве ее социальных, национальных, социокультурных, гуманистических, нравственных и правовых аспектов.

Обсуждаемая тема требует прояснения содержания некоторых терминов, употребляемых в исследованиях объективных социальных процессов при их синергетическом осмыслении. Прежде всего это касается различия в понятиях "социальная синергетика"[5], и "социальная синергия".

Синергетика - это учение о самоорганизации, о возникновении "порядка из хаоса". Предикат "социальная" лишь указывает на пространство проявления всеобщих синергетических эффектов (флуктуации, бифуркации, аттракторы, диссипативность, нелинейность и др.) - человеческая история в ее политических, экономических, cоциокультурных, технологических и иных аспектах. Есть ли основания для подобного рассмотрения социума? Конечно. Синергетика как научная дисциплина вполне компетентна и в анализе общественных событий.

Синергетические идеи о неравновесности, нелинейности, открытости сложных самоорганизующихся систем, о взаимопереходах порядка и хаоса, сопряженные с социальным познанием, трансформируют и обогащают наши представления о соотношении случайности (свободы воли) и детерминации в истории, о роли многофакторности и проблеме альтернативности в историческом развитии, об особом значении переходных эпох в общественной эволюции[6].

В то же время, осознавая большую эвристическую значимость синергетики в понимании исторических явлений, надо видеть и ее объективную ограниченность. На самом деле, в выражении "социальная синергетика" его прилагательное функционально, а не просто демонстративно в обозначении сферы использования модных ныне представлений. Здесь положение аналогично соотношению философских универсалий и категорий социальной диалектики[7].

Социальная диалектика - это теория функционирования всеобщих законов диалектики в условиях опосредования их деятельностью людей. Содержание философских универсалий (противоречие, материя, отрицание, закон, возможность, сущность и др.) обогащается и конкретизируется при их "социальном" прочтении.

Поэтому, возвращаясь к "социальной синергетике", уясним, что в познании человеческих процессов явно недостаточно описывать только общесинергетические эффекты, но надо еще особо заниматься раскрытием их общественных модификаций, обусловленных спецификой социума (многообразие кругов человеческого бытия; диалектика субъективного-объективного; идеального-материального; социальные действия; цели и идеалы; общественная психология; идеология; наука и т.п.).

В отличие от двузначности (теория и реальность) социальной синергетики выражение "социальная синергия" однозначно. Оно фиксирует объективную (объектно-субъектную) социальную действительность в ее статике и динамике. Если под "синергией" понимать "содействие", "соработничество"[8], то рассматриваемое выражение обозначает важный аспект диалектики социума в ее разнообразных оппозициях: социальный хаос - развитие, спонтанность - целерациональность, деструкция - творчество, случайность - закономерность, порядок - хаос, стабильность - цвишенизм, объективное - субъективное, целеполагание - архетипы, идеология - общественная психология, индивид - массы, институализация - спорадичность и т.п. В отличие от известных выражений "социальная инженерия" и "социальное проектирование", а также "социальное управление", схватывающих момент регулируемости в явлениях социума, понятие социальной синергии выражает общественные процессы в единстве их целеполатающих и спонтанных характеристик.

Так понимаемая социальная синергия может быть предметом изучения различных наук: на уровне объективной конкретности - политологии, экономики, истории и др.; в междисциплинарном аспекте - той же социальной синергетики, "социосинергетики", или "гомосинергетики", "синергетики с человеческим лицом"[9]; при социально-философском подходе - социальной диалектики. В последнем случае внимание сосредоточивается на анализе собственно философских вопросов темы. Уместно в данной связи заметить, что совершенно неправомерны суждения некоторых теоретиков о чуть ли не полном вытеснении синергетикой материалистической диалектики из современного методологического пространства научных исследований[10]. Подобные попытки ограничения проблемного поля диалектики были и ранее (вспомним хотя бы о тектологии А. Богданова).

Из этих кратко изложенных соображений вырисовывается позиция авторов в рассмотрении проблем общественного процесса в его синергетическом аспекте.

Под социальной синергией будет подразумеваться общественная реальность, возникающая как суммарный результат объективного хода событий и сознательно-субъективной деятельности людей. В рассмотрении вопросов этой темы станем придерживаться теоретических ориентиров социальной диалектики.

Определение нашей исходной исследовательской позиции дает возможность перейти непосредственно к существу дела. А оно состоит в том, чтобы с применением научных новаций философски осмыслить социальные события и процессы в их структурной противоречивости и интеграции.

Решающий фактор в социуме - это общественные отношения и действия людей. Первые образуют многоуровневую институализированную системность жизни общества, вторые - ее функционирование и изменение. Поэтому представляется необходимым в первую очередь уяснить сочетание в социальных реалиях их сопряженных моментов. Из совокупности различных форм этого сосуществования выделим в качестве бесспорно основных для нас следующие: 1) социодиалектические категориальные оппозиции типа: социальная необходимость - социальная случайность, социальное целое - социальный элемент, социальная причина - социальное следствие, социальное противоречие - социальное единство и т.п.; 2) имманентные характеристики человека и общества, придающие собственно социальное своеобразие синергии в жизни людей: их цели, экзистенциалы, ценности, нормы, мотивы, верования, архетипы, идеалы, логику, интуицию, управление и другие компоненты индивидуальных и массовых действий.

Будет правильным также саму социальную синергию дифференцировать на ее составляющие: политическую, экономическую, духовную, образовательную, нравственную и иные виды.

Дальнейшее продвижение в анализе темы обеспечивается рассмотрением диалектики спонтанности и целеполагания в общественных процессах. Спонтанность - это стихийность, самопроизвольность, "хаотичность", анархичность, нерегулируемость, непредсказуемость, иррациональность. Такие черты приобретают социальные действия людей в ситуациях резких кризисов и конфликтов, при социальном цвишенизме в силу незнания объективных законов, в информационном вакууме, в массовых акциях толпы и т.д.

Напротив, целеполагание в социуме - это интенционально упорядоченный разум и рассудок индивида, выстроенная в интересах господствующего субъекта (носителя власти) идеология, информационные ресурсы, план, организация, управление.

Сопряженность различных структур социальной синергии придает общественному процессу состояние нелинейности, бифуркационности, неоднозначности и относительной субъективной неопределённости.

Возьмем для примера современную образовательную синергию. Под образовательной синергией понимается "момент" социальной синергии, обнаруживающий себя в полифакторном процессе институализированных и спонтанных образовательных воздействий на личность учащегося.

В терминах синергии образование предстает взаимопроникновением двух сравнительно автономных, но интегрирующихся в конечном результате процессов - линии саморегуляции (сознательного, намеренного, целерационального и целенаправленно формируемого сознания подрастающего поколения в системе образования - от детского сада до вуза) и линии спонтанного, стихийного, порой бессознательного опыта усвоения в мире повседневности духовных и социальных ценностей (часто и антиценностей) и навыков поведения.

К тому же в каждой из обозначенных составляющих образовательной синергии содержатся свои антиподы (в целерегулируемой сфере могут быть моменты произвольного и случайного), а в спонтанности повседневной реальности действуют живые рационально мыслящие индивиды с нередко жестко установленным целеполаганием.

В образовательной синергии достаточно четко просматриваются две составляющие: 1) воспринимаемая в качестве общественной необходимости система институализированных целерациональных коммуникативно-идеологических действий по обучению и воспитанию различных возрастных групп и 2) состоящее в существенной мере из произвольных, случайных познавательных актов гностическое (т.е. ориентированное на знания)поведение индивида. Так, каждый человек в принципе приобретает дидактически организованные знания в дошкольных учреждениях, в средних учебных заведениях, в вузах, в постдипломном обучении. Вместе с тем тезаурус знаний конкретной личности складывается не просто из усвоенного материала (скажем, в школе), но и из приобретенной порой совершенно случайным образом информации (по телевизору, радио, при чтении, в кругу семьи, общении с другими людьми, на художественных выставках, из собственного познавательного опыта и т.д.).

Стоит здесь также отметить, что в "школьном" обучении (идущем по первой линии образовательной синергии) далеко не все в содержательном аспекте выражается в терминах "необходимость", "рациональность", "план", "целеполагание", "управление" и т.п. Тут немало и своего, в том числе случайного, стихийного, непредполагаемого. Ну, скажем, ребенку повезло с воспитателем, школьнику с учителем, студенту - с профессором. Каждый из них - выдающийся харизматический высокопрофессиональный педагог. А вот у другого - иная ситуация: в детсаде больше болел, чем посещал; в школе английский язык преподавал учитель географии; в вузе доценту было совершенно безразлично, как усваивается его предмет. К тому же одному довелось учиться в лицее, а другому в сельской школе и т.д.

С завершением системного образования синергетический эффект будет у наших учащихся разный.

Но ведь и во второй линии образовательной синергии все не так просто. Здесь свои цели, стремления, планы, мотивы и побуждения. Они вносят моменты организации, планирования, рациональности, управления в гносеологическую спонтанность и случайность. А если учесть значимость для образовательной синергии личностной триады (генетичность, социальность, самоопределение), то рассматриваемый вопрос предстанет во всей своей теоретической полноте, включающей в конечном итоге необходимость учета зависимости процессов системно-регулируемого обучения от общего состояния социума. Так, при современном цвишенизме процессы образования испытывают негативные воздействия не только со стороны оказавшихся в диссипативном состоянии экономики и политики, но и факторов духовной синергии[11]. В ее социальное пространство входят идеология, общественная психология, наука, формы общественного сознания, цели и идеалы обучения, методология и методика образовательных действий и другие явления духовного круга бытия индивида и социума.

Если же теперь отвлечься от частных модификаций социальной синергии (образовательной, духовной, политической и т.п.) и попытаться зафиксировать общие характеристики, то по выделенным выше составляющим линиям ее содержание наполняется следующим образом:

Факторы спонтанности Факторы целерегуляции
- Природные и социотехнические катаклизмы и катастрофы - целерациональные и ценностно-ориентированные социальные действия
- стихийные массовые действия - управление, власть
- суммарный результат целенаправленных индивидуальных действий - правовая, религиозная, нравственная и др. регламентация
- преступность - традиции, нормы
- личностные свойства лидеров - социальные институты
- дефицит информации - планирование, социальные технологии
- социальный цвишенизм - социальное управление
- социальная случайность - необходимость, социальные законы

Здесь отмечены лишь некоторые основные факторы социальной спонтанности и сознательного регулирования.

Разумеется, не следует резко противопоставлять друг другу стихийность и целерегулируемость в общественных процессах, поскольку саму социальную реальность в конечном счете образуют усилия индивидов, их личностные действия. Они же всегда содержат момент неопределенности и сопутствующие ему экзистенциальные состояния (сомнение, страх и др.). Постулируемые как онтологические реалии, целенаправленные действия (познавательные, производственные, социально-политические) допускают нечеткость, неточность, множественность, вероятность планируемого результата. Это обусловлено прежде всего отсутствием полной информации, на основании которой принимаются рациональные решения; ограниченными возможностями каждого отдельного человека перерабатывать всю доступную информацию, которая оказалась в его распоряжении; неизбежным изменением ситуации и обстоятельств, в контексте которых реализуются конкретные решения.[12]

Тем самым и в объяснении обстоятельств с помощью действий[13], что является одной из главных задач современной науки, необходимо "объемное" многоуровневое мышление в сопряжении человеческих диалектических противоположностей, определенности и неопределенности, информации и дезинформации, целеполагания и сомнения, страха и решительности, духовности и практики. Именно человек в своей социоантропной тотальности оказывается подлинным субъектом и самообъектом социальной синергии. В нашем анализе темы мы поэтому вполне логично теперь должны перейти к рассмотрению вопроса о человеке как феномене действительности.

| >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ (Ю.А. Харин)............................................................................................................................................... 4 СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ (Ю.А. Харин)...................................................... 6 Человек как субъект синергии (Ю.А. Харин)........................................................................................... 14 Социоантропная тотальность...............................................................: