<<
>>

ТЕЗАУРУС

Аграризм - идеология популистского толка в «периферийных» странах и регионах Юго-Восточной Европы, генезис которой был связан с особенностями политической культуры, конфессиональной спецификой, социальной структурой населения с преобладанием крестьянских слоев.

Ключевое для популизма понятие «народ» органично соединялось в ней с идеализированным образом крестьянства. Аграризм базировался на признании уникальности социальных, экономических, духовных качеств крестьянина, ключевой роли крестьянства в сохранении этнического ядра и государственного суверенитета нации. C точки зрения аграриев именно крестьянское хозяйство, основанное на соединении института частной собственности и «трудового начала», представляет собой идеал социально-экономической организации общества, а крестьянство выступает в роли гаранта социального мира, слоя, способного преодолеть классовое противостояние буржуазии и пролетариата. Аграризм вошел в идейный арсенал крестьянских партий и движений восточноевропейских стран («Странництво людове» в Польше, Болгарский земледельческий народный союз, Партия мелких сельских хозяев в Венгрии, Хорватская народная крестьянская партия). Дальнейшая идеологическая эволюция аграризма шла в двух направлениях - сближение с буржуазно-реформистскими партиями и перенос акцента в программных установках на идеи антимонополистической политики, укрепления парламентской демократии и проведения умеренной аграірной реформы или развитие идей «аграрной демократии» как «особого пути» развития своих стран.

Австромарксизм - идеология центристской ориентации, возникшая в период раскола международного рабочего движения в конце XIX - начале XX в. Центристы критиковали идеологический экстремизм большевиков и реальный опыт осуществления диктатуры пролетариата в Советской России, но не принимали и стремление последователей Бернштейна отказаться от самой идеи диктатуры пролетариата и революционного пути преобразования общества. Основную роль в разработке идеологической платформы центризма сыграли лидеры австрийской социал-демократии - Макс Бауэр, Карл Реннер, Фридрих и Макс Адлеры. B их теоретических построениях пролетарская революция представлялась как достаточно долгий процесс, состоящий из трех

фаз - политической, национальной и социальной революций. Политическая революция должна была уничтожить старые государственноправовые формы, связанные с дискриминацией отдельных классов, социальных, этнических, конфессиональных групп, и создать демократический парламентский государственный строй. Под национальной революцией австромарксисты подразумевали не решение собственно национального вопроса, а формирование новой государственности в пределах экономически эффективного региона. Если две первые фазы должны были решить общенациональные задачи, то социальная революция носила уже классовый, пролетарский характер. Идеологи авст- ромарксизма отвергали революционный опыт большевиков и рассматривали социальную революцию как длительную цепь социально-политических и экономических реформ. Приход к власти пролетарской партии должен был совершиться не в ходе политического путча, а путем победы на демократических выборах. Правящая пролетарская партия получала возможность начать строительство социализма, форсируя социализацию общественного производства.

Ho суть этого процесса заключалась не в прямом изменении форм собственности, а в ликвидации социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Такая задача могла быть решена не столько контролем государственных органов управления, сколько за счет координирующей деятельности на всех «этажах» экономической системы особых согласительных комиссий, включавших представителей предпринимателей, рабочих, потребителей и государства. Учет интересов каждой из сторон в сочетании с приоритетом общенациональных задач мог стать залогом примирения различных классов и социальных групп. Ликвидация же института частной собственности, по мнению австромарк- систов, противоречила духу социализации и являлась одной из наиболее радикальных форм социальной несправедливости. Залогом эффективности процесса социализации австромарксисты считали проведение культурной революции. Подразумевался комплекс мер, призванных повысить не только классовую сознательность, но и общий образовательный и духовный уровень пролетариата, подготовить его к равноправному сотрудничеству с другими социальными группами, превратить в класс, способный стать действительным авангардом общества. Австромарксисты считали, что интеграция рабочего класса в современное культурное пространство не может рассматриваться как результат эволюционного преобразования общества, а является задачей целенаправленной политики рабочих партий и отвечает именно классовым интересам пролетариата. B таком же ключе решался и вопрос о диктатуре пролетариата и судьбе демократической государственности. Формадиктатуры, в соответствии с идеологией австромарксиз- ма, не обязательно подразумевает политическое насилие. Диктатура какого-либо класса устанавливается вследствие его полного политического, социального и экономического преобладания. Диктатура буржуазии, отражающая авангардную роль этого класса в период развития индустриального общества, осуществлялась в условиях парламент-

ской демократии. По мере консолидации пролетарского движения и активизации социал-демократических партий появляется возможность использовать демократическую государственную власть уже в общенациональных интересах. Тем самым, начинается «период классового равновесия» (режим «функциональной демократии»), Ha этом этапе в силу возрастания численности рабочего класса, повышения его организованности и культурного уровня и складываются предпосылки для установления диктатуры пролетариата без применения политического насилия и отказа от демократических форм государственного устройства. Социальная революция как процесс изменения самих основ общественного устройства охватывает все периоды развития классовой демократии, а в результате ее победы возникнут предпосылки для формирования строя социальной демократии - то есть бесклассового общества. Идеология австромарксизма объективно являлась компромиссом между социал-реформизмом и большевизмом, попыткой сохранить традиции революционной социал-демократии в условиях империалистического развития.

Авторитаризм - политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижением роли представительных институтов, сведением к минимуму оппозиции, диктаторскими методами правления. Традиционная авторитарная форма правления основывается на сакральном монархизме. B XX в. воссоздание авторитарной модели происходит в специфических условиях «ситуации вызова» - ранней фазы ускоренной модернизации, когда массовая негативная маргинальность создает предпосылки для установления диктатуры во имя сохранения стабильности и спокойствия народа, но недостаточно глубокое влияние модернизации не позволяет режиму использовать механизмы массовой мобилизации. B результате складывается элитарная политическая модель, схожая с традиционной системой авторитарных властных институтов (вождь, опирающийся на чиновническую бюрократию, армию, часто церковь, как корпоративные, закрытые, элитарные институты). Отличие авторитарных диктатур XX в. по сравнению с традиционными диктатурами - принцип вождизма, как персонификация политического руководства (не занимаемое место, пост, а личность, харизма делают лидера переворота всенародным вождем, обеспечивают легитимность режима). По содержанию политики авторитарные диктатуры делятся на консервативные и прогрессистские. B условиях прогрессистской ставится стратегическая цель ускоренных и стабилизирующих реформ во имя блага народа, но без демократии, с преобладанием силовых, директивных методов.

Авторитарная личность - особый тип массовой социально-политической психологии, формирующийся в условиях ускоренной модернизации с присущим ей стремительным изменением уклада жизни, характера общественных ценностей, мотивации социального поведения. B основе формирования «авторитарного характера» - психологическая неготовность значительного количества людей к этой насильственной

трансформации привычных социальных отношений, к ответственности за собственную судьбу, к необходимости постоянного личного выбора. He выстраданная, а подаренная свобода ассоциировалась в этой ситуации скорее с одиночеством, изоляцией, порождала растерянность и неприкаянность. Психологической реакцией на издержки ускоренной модернизации стало появление массовой маргинальности, особого рода политической агрессивности. Мировоззрение и мироощущение «авторитарной личности» основывалось на понятиях власти и силы. Сила привлекала не идеями, которые она утверждает, а в качестве фактора стабильности и спокойствия. Бессилие вызывало презрение и желание напасть, чтобы скрыть собственную неуверенность и слабость. Соответственно раздваивалось и отношение к власти. «Авторитарная личность» оказывалась способна на крайнее бунтарство, если сталкивалась со «слабым государством», но с удивительной легкостью подчинялась системе сильной и жесткой, приобщение к которой давало иллюзию собственного величия. Такие люди оказывались склонными к полному нигилизму, будучи уверенными в том, что жизнь подчиняется и определяется внешними, сторонними силами. Ho они были способны и на глубокую веру, преданное служение «высшим» идеям и идеалам. Так рождался феномен «невостребованной свободы», а точнее поиска иной, «настоящей свободы», связанной с идеалами равенства и справедливости, спокойного труда без страха за будущее, свободы, основанной не на возможности спонтанного, индивидуального выбора, а на коллективных усилиях по достижению общих, конкретных целей. Ища опору и поддержку вовне, эти люди постепенно растворялись в единой массе. Масса, как и толпа, на знала социальных различий и могла включать люмпенов и аристократов, чиновников и пролетариев, но в отличие от толпы являлась феноменом психологическим, признаком бегства от одиночества, желания раствориться в чем-то большом и сильном. Масса, как особая коллективная форма сознания, генерировала и адекватные модели политического поведения. «Человек массы» стал основой для формирования социальной базы раннего фашистского движения.

Акционерное общество - хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций. Акционер - владелец акции, лицо, обладающее акцией и пользующееся всеми вытекающими отсюда правами. Акционеры отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Орган управления акционерным обществом - совет директоров, избираемый общим собранием. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. Открытое акционерное общество распространяет свои акции посредством открытой продажи.

Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Идеологами Нового света Америка рассматривается как бастион гражданских и

религиозных свобод. B рамках американоцентризма Европа и другие части мира представляются плацдармом для укоренения американской культуры.

Анархо-синдикализм - специфическая разновидность корпоративной идеологии. Ведущим идеологом анархо-синдикализма был Жорж Co- рель (1847-1922). Он продолжил разработку синдикалистской теории профсоюзного движения, сторонники которой считали синдикаты - профессиональные объединения - основой социальной, политической и духовной жизни общества. Синдикализм рассматривал консолидацию профессиональных групп и первенство их интересов как основное средство ликвидации эксплуататорской экономической системы и трансформации государственно-политического организма на солида- ристских принципах. Тем самым, он чрезвычайно близко подходил к логике корпоративных идеологий, но опирался именно на рабочее движение. Сорель внес в синдикалистскую идеологию два важных тезиса, точно отразивших специфику политической стилистики многих корпоративных движений первой половины XX в. Он сформулировал так называемую «теорию политического мифа», согласно которой в современной общественной жизни не сокращается, а, напротив, возрастает значимость иррациональных факторов. Сорель считал, что любые идеологические доктрины все в большей степени оказываются представлены не рациональными теориями, а системой политической мифологии, обращенной к чувству, эмоциям человека. Их эффективность зависит не отдоказательности и аргументированности, а от способности увлечь массу, ослепить ее яркими идеями, чувственно воспринимаемыми образами. При определении методов деятельности синдикалистского движения Сорель, соответственно, предлагал ориентироваться на «теорию прямого политического действия». Наиболее важными признавались политические акции, не обремененные рациональными целями, не направленные на конкретные, утилитарные результаты, а выполняющие именно моральную, нравственную функцию, важные для создания в обществе особой моральной атмосферы, для духовной консолидации движения. Эти идеи Сореля, представленные в книге «Размышления о насилии» (1908), получили особенно большую поддержку среди самых разнообразных оппозиционных движений послевоенного времени.

Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм сформировался исторически на базе религиозной мотивации, в качестве реакции на конфессиональные особенности иудаизма. Ha рубеже XIX-XX вв. антисемитизм превратился в достаточно мощную политическую силу, окончательно утратив религиозную основу и отражая чисто экономические и социальные аспекты «антимодернизационного бунта». Особенно характерен в этом отношении был немецкий антисемитизм. B публицистических работах его классиков - E. Дюринга, О. Глагау, В. Марра, антисемитская пропаганда тесно увязывалась с идеями народной общности, национального социализма.

Банкротство-долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам.

Биржевая паника - наиболее острый период биржевого кризиса, характеризующийся резким падением курса акций.

Биржевая спекуляция - получение посредством сделок на фондовой бирже спекулятивной прибыли за счет разницы между курсами ценных бумаг в момент заключения и исполнения сделки.

Временная стабилизация капитализма - понятие, первоначально связанное с концепцией мировой пролетарской революции, разрабатывавшейся в рамках коммунистического движения - как «временная стабилизация мирового капитализма после революционного подъема послевоенных лет и перед новым этапом активизации революционного движения пролетариата», в дальнейшем соотносилось с динамикой циклов развития капиталистического производства в межвоенный период. Основной причиной стабилизации 20-х гг. была деформация циклического развития, вызванная первой мировой войной, - образование широкого отлаженного потребительского и производственного спроса, восстановление инвестиционной мощи монополий в период войны. Вместе с тем, эффективность капиталистического производства существенно возросла в этот период и в связи с широким внедрением так называемой фордовско-тейлоровской системы организации труда.

Вывоз капитала - экспорт капитала в другие страны государством, предприятиями, фирмами, частными лицами с целью наиболее выгодного его размещения, использования.

Грюндерство - массовое неупорядоченное учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемое обширной эмиссией ценных бумаг, биржевыми спекуляциями, созданием временных фиктивных фирм, мошенничеством.

Демаркация - установление государственной границы на местности.

Депрессия - застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после и в результате экономического кризиса. Депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешел в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъема экономики.

«Закат Европы» - духовный кризис индустриальной общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Восторжествовавшая в эпоху империализма «свобода от» подвергла разрушению не только религиозные, сословные «ОКОВЫ» ЛИЧНОСТИ, HO и саму духовную и социальную преемственность человеческой жизни. Идея безусловного прогресса - идол индустриальной системы - оказалась ловушкой. Слепая вера в будущее превращала реальность во временное, условное состояние, а прошлое - в темный временной провал, лишенный какого-либо самостоятельного значения. Отказавшись же от себя вчерашнего, человек лишался и пространства для осмысления всей жизни в целом, смысла своего существования. Вся система общественных оценок, мировоззренческих стимулов, моральных устоев оказывалась под сомнением. Индивидуалистическая социальная философия, прагматизм и деловитость, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали сам психологический строй личности. Ключевыми ориентирами жизнедеятельности становились независимость, эффективность, благосостояние. Развитие личности как духовного феномена приносилось в жертву дееспособности человека в качестве производителя материальных благ. B итоге, разрушив традиционное общество, новая цивилизация не столько обособила индивидуума, сколько поместила его в систему обезличенных, но чрезвычайно жестких связей. Ee основу составила индустриальная машина, превращающая человека в своего рода механизм с определенными производственными и потребительскими функциями. Внешне спонтанная, хаотичная рыночная стихия складывалась в монолитный, нависающий над человеком молох, регламентирующий стандарты поведения, стиль межличностного общения, образ мышления. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы личности, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к «деперсонализации» личности. «Человекдостиг возможностифизического полета при полнейшей духовной привязанности к земле» (А.М.Ла- дыженский). B философской мысли начала XX в. эта ситуация получила название «кризис европейского пессимизма», «закат Европы» - нарастающее разочарование в самих духовных основах индустриального общества, осознание ограниченности идеалов нового времени.

Закон спроса и предложения - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению спроса на товар и увеличению объема предложения этого товара при прочих равных условиях.

Идеологии «третьего пути» - идеологические доктрины, связанные с преодолением модернизационного дуализма общественного развития, отказом от балансирования между традицией и «вызовом Запада», принципиальным неприятием как охранительного консерватизма, так и прогрессизма (классического либерального или марксистского). Сам тезис о «третьем пути» общественного развития по своему происхождению был связан с моделью партийно-политического спектра, сложившейся в XIX в. и основанной на противостоянии «правой» (охранительной) и «левой» (прогрессистской) идеологии. «Третья идеология» формировалась «по ту сторону левого и правового» (С. Франк) и по своему духу противостояла радикальным вариантам консервативного традиционализма и либерально-марксистского прогрессизма не в качестве умеренной, центристской линии, а как принципиально новая политическая философия, особым образом преломляющая отличительные черты классических концепций. Как и консерватизм начала XX в., это направление ориентировалось на «реальную», «конкретную» политику в противовес «формальной логике» классовых идеологических концепций. Ho, подобно своим оппонентам из либерального и марксистского лагеря, его сторонники делали ставку на глобальные изменения, а не частичные реформы, создание принципиально новой

социальной системы. B центре поиска «третьего пути» оказались обычные для консерватизма ценности социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме. Ho органическая концепция была дополнена некоторыми базовыми категориями прогрессистской идеологии, в том числе понятием свободы как ценностной ориентации общественного развития. Вот только понятие свободы в данном случае было уже совершенно иным - как свободы «качественной» (К. Манхейм), связанной с преодолением любых форм отчуждения человека. Основным источником отчуждения называлась формализация социальных отношений в современном обществе, связанная с нарастанием эгалитЙрйых тенденций. Причем подразумевались не только леворадикальные варианты уравнительной идеологии, но и сам классовый подход, превращавший человека в безликую фигуру, чей общественный статус определяется стандартным набором социально-экономических характеристик. Отвергалась и формализация человеческих отношений, связанная с либеральной трактовкой индивида как носителя неких универсальных естественных прав, вне- личностных по своему характеру. Идеалом идеологии «третьего пути» являлась свобода «конкретной личности», гарантированная «подлинными субъектами» социальных отношений - коллективами, сообществами, социальными группами, семьей, религиозной общиной и т.п., т. e. корпоративная свобода, а не индивидуальная или классовая (корпорация как реальный социальный организм, сформированный общностью целей, интересов, качеств конкретной группы людей). Предполагалось, что корпоративная свобода отдельного человека не противостоит интересам всего общества, а дополняет и расширяет их. Корпоративизм представлял собой как новый политический проект, так и особую форму социальной философии, связанную с отказом от рационального способа познания мира. Свойственное для этой идеологии преобладание априорных ценностей и интуитивного познания отражало принципиальное признание иррационализма действительности, исключительной значимости нематериальных факторов общественной и индивидуальной жизни. Сама личность рассматривалась в этой связи как феномен духовный, а не материально детерминированный. При этом присущее консерватизму упование на стихийность и естественность развития общества сменилось стремлением к радикальным и целенаправленным преобразованиям. Основой их должно было стать не экономическое и политическое, а духовное строительство, совершенствование самого человека, социальное творчество, порожденное интуитивным стремлением к естественным формам человеческих отношений. Первоначально корпоративные движения ориентировались прежде всего на внутреннюю духовную консолидацию, распространение своих идей, а не вступление в непосредственную борьбу за власть. Концептуальные особенности корпоративной идеологии предопределили скептическое отношение ее сторонников к формированию жесткой рациональной доктрины. Речь шла скорее о выработке базовых идеологических принципов, отражающих общую ду-

ховную ориентацию движений. Результатом явилось формирование сразу нескольких самобытных направлений, имеющих сходные социальные истоки, общую функциональную направленность, но совершенно разные отправные идеи. Крупнейшими из них стали социально-христианская доктрина, солидаризм, фелькишское течение, анархо-синдикализм и раннее фашистское движение.

Иностранный капитал - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых различных формах.

Империализм - период в истории индустриального общества (70-x гг. XIX - 20-х гг. XX в.), непосредственно связанный с существованием особой макроэкономической модели монополистического капитализма. B качестве особого этапа цивилизационного развития индустриальной цивилизационной системы эпоха империализма стала периодом наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов модернизационной парадигмы, торжества идеалов раскрепощенной, независимой личности, обладающей правом на свободное творчество, наиболее полного распространения принципа «свободы от» («laisser-faire») на все стороны общественных отношений, тотальной экспансии этих принципов. Именно эпоха империализма при этом окончательно разрушила великую мечту нового времени - мечту о гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готовности человечества к духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в экономической, правовой, политической, культурной сферах имело единые истоки - кризис общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Запад стоял на пороге сложной цивилизационной трансформации. Суть ее объективно заключалась в «социализации» общественного устройства, отказе от крайностей индустриального техницизма, возрождении духовной природы личности, укреплении ее социальных связей.

Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Bce виды интервенции запрещены международным правом.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфляция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Различают различные формы инфляции: административная инфляция - инфляция, порождаемая административно управляемыми ценами; галопирующая инфляция - инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен; импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным поступлением в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция - ypo-

вень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный пе риод; открытаяинфляция - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов, подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. B этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые рынки, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен; инфляция спроса, проявляющаяся в повышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

Квалификация - профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.

Клерикализм - идеологическая доктрина, предусматривающая приоритет церкви и духовенства в общественной жизни. Классический клерикализм являлся консервативной охранительной идеологией. Ha протяжении XIX в. его влияние ослабевает, а на смену жесткому клерикализму приходит политический католицизм - движение за широкую общественно-политическую эмансипацию католиков в условиях демократической государственности. Современные формы клерикализма по своему происхождению связаны с формированием на рубеже XIX- XX вв. обновленной солидаристской социальной доктрины христианской церкви и попытками рассмотрения этой доктрины в качестве единственной эффективной альтернативы решения конфликтных проблем индустриального общества. B частности, клерикализм тесно связан с воинствующим антикоммунизмом.

Клиенелистские отношения - особая форма отнсшений, например между главарем клана или мафии и их членами, руководителем группы или партии и их членами, предпринимателя и его наемных рабочих и т.д., построенные на принципах взаимности, когда подчиненные готовы безоговорочно поддерживать своих начальников за предоставляемые им материальные или иные блага или поощрения.

Коммюнике - официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях внутренней жизни страны, военных действиях и т. д.

Компрадорская буржуазия - буржуазия экономически отсталых стран, осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком.

Концентрация производства - сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона. Тенденция концентрации производства была очевидной на протяжении всего XIX в. Сама рыночная система создавала предпосылки для увеличения размера предприятий как важного фактора их конкурентоспособности. Долгое время сохранялась достаточно узкая отраслевая структура, обусловленная медленным (по сравнению с последующим периодом) ростом платежеспособ-

ного спроса и небольшими темпами накопления капитала. B результате реинвестирование сосредоточивалось преимущественно в уже сложившихся отраслях, в рамках уже действующих производственных единиц. Укрупнению предприятий способствовал растущий отрыв ведущих стран Запада в процессе модернизации промышленности, их господство на мировом рынке - мелкие предприятия имели меньше шансов самостоятельно действовать на внешних рынках сбыта. Однако все эти факторы способствовали главным образом экстенсивному росту производства. Технологическая революция конца XIX в. и формирование принципиально новой энергетической базы производства привели не только к следующему витку в процессе концентрации, но и существенно изменили всю техническую базу производства. Тем самым были созданы предпосылки и для глубоких организационных преобразований.

Концессии - договор о передаче принадлежащих государству источников природных богатств или хозяйственных объектов в эксплуатацию на временный срок иностранным фирмам или частным лицам.

Либерально-консервативная идеология - умеренно-реформистская концепция, сформировавшаяся в странах «второго эшелона» в условиях форсированного индустриального рывка на рубеже XIX-XX вв. B основе ее лежал синтез на консервативной основе традиционных ценностных ориентаций и новой либеральной парадигмы. C точки зрения либерального консерватизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых мо- дернизационных реформ зависела прежде всего от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей. Либеральный консерватизм предлагал проектдо- статочно радикального переустройства общества, но смысл этой концепции определялся идеей поступательного развития конкретного общества, а не универсальными категориями общечеловеческого прогресса. B отличие от либерализма, в том числе и социального, для которого ограничение свободы индивидуума определяется в конечном счете приоритетом прав других людей и ответственностью общества перед ними, либеральный консерватизм ориентировался на развитие самого общества как единого организма. Усиленная пропаганда идей органической солидарности и национального единства дополнялись в идеологическом арсенале либерального консерватизма новой элитарной концепцией государственной власти - теорией элит.

Либертаризм - интегрированная идеологическая доктрина, основанная на консервации классических либеральных принципов в условиях общественного развития конца XIX - XX в. Причиной возникновения либертарной идеологии стала функциональная трансформация классических либеральных и консервативных идеологий в индустриальном обществе, прошедшем путь первичной модернизации и закрепившем

в основных экономических, социальных и политико-правовых институтах базовые либерально-демократические принципы. Если дальнейшая эволюция либерализма была связана с социализацией его установок, преодолением социальной философии крайнего индивидуализма, то ниша консервативной идеологии оказалась занята новой охранительной концепцией, отражавшей ценности созданной индустриальной модели. Обновленная консервативная идеология не только отстаивала принципы классического либерализма, но и придавала им гипертрофированный характер. Большую роль в этом сыграли традиционные для консерватизма идеи стихийности и естественности общественного развития, скептическое отношение к рациональным проектам создания общества всеобщего благоденствия и самой способности человеческого разума контролировать ход общественного развития. B итоге из доктрины классического либерализма в наибольшей степени оказались востребованы идеи абсолютной экономической свободы, борьбы стихийных рыночных сил, государственного невмешательства в экономику. Тем самым, осуществился синтез либеральной концепции «laisser-faire» с присущими консерватизму традиционалистскими идеалами. Наиболее ярким вариантом подобной эволюции консерватизма стала доктрина социал-дарвинизма.

Мандатная система - система, в рамках которой отдельным государствам предоставлялись мандаты на управление территориями, составлявшими раньше владения колониальных держав, потерпевших поражение в первой мировой войне.

Массовая культура - понятие, отражающее наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. B самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.

Милитаризм - политика роста вооружений и активной подготовки к захватническим войнам.

Монополизация - процесс структурной перестройки капиталистической системы воспроизводства на основе концентрации производства и централизации капитала. Само стремление к вытеснению конкурентов и монопольному положению на рынке перманентно было присуще капиталистической экономике. Ho только в последней трети XiX в. возникли условия для образования монополий как особой формы организации производства и капитала. Укрупнение производственных единиц сокращало число конкурирующих предприятий и повышало возможность согласованной политики производителей на рынке сбыта. Стремительно растущая капиталоемкость производства создавала высокий инвестиционный барьер для организации новых предприятий, что также сокращало конкуренцию. Важным фактором монополизации стала уязвимость крупных предприятий с большим основным капиталом - горнодобывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических, машиностроительных. Они оказались недостаточно маневрен- ны по отношению к быстрым изменениям рыночного спроса, ориентированы на стабильное расширенное воспроизводство и нуж-

дались в дополнительных гарантиях конкурентоспособности. Именно отрасли тяжелой индустрии с меньшей степенью специализации производства и его массовым, стандартизированным характером оказались основным очагом образования монополий. Наконец, большую роль в монополизации сыграли банки, заинтересованные в получении контроля над целыми отраслями, способные обеспечить для этого необходимую финансовую базу. Таким образом, монополия конца XIX - начала XX в. - это прежде всего соглашение об особой политике на рынке, договор, заключаемый с целью обеспечения контроля над рынком сбыта или сферой производства. Производственная и технологическая система, основанная на монополистической конкуренции, являлась принципиально новой модификацией индустриальной экономической модели и в то же время представляла собой результат всего предшествующего развития капиталистической системы, закономерный итог абсолютизации принципов свободного, неограниченного рынка.

Монополия - 1) форма производственных отношений, связанная с заключением договора об особой политике на рынке производства и сбыта продукции. Цель монополии - достижение привилегированного положения в рамках определенной отрасли или сферы производства, в том числе за счет монопольной цены на продукцию. Различаются основные типы монополий: картель (договор о регулировании объема производства, условий найма и сбыта при сохранении производственной иторговой самостоятельности предприятий), синдикат(аналогичное соглашение, дополненное созданием единого торгового представителя, т.е. потерей торговой самостоятельности), трест (соглашение, создающее единое управление производством и сбытом), концерн (соглашение, предусматривающее фактическое слияние капитала и создание единой финансово-производственной системы); 2) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, в том числе «закрытые монополии» (защищенные юридическими ограничениями) и «естественные монополии» (возникшие в силу специфики использования тех или иных ресурсов).

Национализм - система взглядов, идеология, в основе которой трактовка нации как высшей ценности и формы общности. B XIX-XX вв. национализм выступал в качестве объединяющей силы в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии, странах Латинской Америки. Сопровождаемый идеями национального превосходства и национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Нейтралитет - статус неприсоединения к военным блокам в мирное время и к какой-либо из воюющих сторон во время войны.

Пангерманизм - политическая доктрина, основанная на идее воссоединения немецкой нации путем территориального расширения Германии с присоединением областей с компактно проживающим немецким населением. Пангерманизм стал катализатором шовинистических, националистических настроений в Германии на рубеже XIX - XX в.

Панамериканизм - идейно-политическая доктрина, провозглашающая общность интересов всех стран американского континента и необходимость их единства.

Панъевропеизм - политические концепции, основанные на идеях создания общеевропейских межгосударственных органов и объединений (проекты «Соединенных Штатов Европы», «Федерации народов Европы» и т.д.). Панъевропеизм получил распространение еще в XIX в., но особенно стал влиятелен после первой мировой войны. B 1926 и 1932 гг. состоялись I и Il Панъевропейские конгрессы, где обсуждались различные формы политического, экономического и культурного сближения европейских стран. C нарастанием фашистской угрозы в Европе панъевропейское движение утратило прежнее значение, однако многие идеи паневропеизма возродились после второй мировой войны в связи с развертыванием интеграционного процесса в Западной Европе.

Пацифизм (от лат. pacificus - умиротворяющий) - 1) мировоззрение, основанное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобщего мира; 2) философия международных отношений, получившая реальное распространение с середины 20-х гг. XX в., основанная на принципах создания международного правового пространства, системы международного арбитража, политики разоружения, отказа от войн как средства политики; 3) общественно-политическое движение, выступающее с морально-этическим осуждением агрессивной внешней политики и милитаризации, тесно смыкающееся с правозащитным движением.

Популизм - идеология, распространенная в конце XIX - XX в. в странах европейской«периферии» и опирающаяся на патриархально-патерналистскую традицию (от лат. populus - народ). Доктрина популизма строилась вокруг понятия «народ», трактуемого весьма близко к народнической и фелькишской традиции. При идеализации «народного» образа жизни и апеллировании к традиционным ценностям популизм не подвергал сомнению прагматичную целесообразность модерниза- ционных реформ. Идея исторической самобытности не противопоставлялась пониманию единства цивилизационного развития западного общества и не становилась основой для мессианского синдрома. Коллективистское начало, достаточно сильное в идеологиях такого типа, соседствовало с влиятельной демократической струей. B конечном счете популизм являлся мобилизующей идеологией, которая была способна соединить на определенное время интересы достаточно разных социальных групп, выступающих за более сбалансированный и естественный ход модернизации. Проблема их организационной консолидации решалась преимущественно за счет персонификации, усиления роли лидеров, харизматических личностей, способных увлечь за собой достаточно широкие массы и внушить доверие новым национальным элитам. Это создавало предпосылки авторитарного перерождения популизма, что в идеологическом отношении выражалось в идеях прямой народной демократии, критике либерально-демократического

государственно-правового устройства, роли государственной бюрократии. Особенно заметным явлением эта тенденция стала в странах Латинской Америки, где существовали прочные традиции политической клановости, патерналистских отношений «каудильо» (вождя) и зависимой от него «клиентелы». C другой стороны, все большую роль здесь начинали играть революционно-демократические движения, столь же авторитарные с точки зрения политической практики, но отвергающие элитарность и персонификацию государственной власти. Bce это резко увеличивало роль насилия в общественно-политической жизни латиноамериканских стран, наслаивалось на специфическую политическую культуру этого Ьбщества с присущими ей импульсивностью, эмоциональностью, вспышками бунтарских настроений.

Прогрессизм - собирательное название политической идеологии, ориентированной на идеалы общественного развития прогресса, противоборство с консервативными тенденциями. Пик влияния прогрес- сизма - начало XX в., когда его идеи были связаны с проектами либерального реформизма, утверждением идей социальной демократии, понимания того, что либеральный идеал свободы личности не противоречит, а предполагает защиту индивида от обстоятельств, его связь с обществом, этику взаимопомощи, существование неких приоритетных общественных интересов, до известной степени ограничивающих индивидуальные права личности.

Раннее фашистское движение - пестрый конгломерат группировок и движений в европейских странах «второго эшелона» на рубеже XIX-XX вв., не обладавших каким-либо цельным и четко оформленным доктринальным комплексом. Ранний фашизм в наибольшей степени проявил общую особенность корпоративных идеологий - приоритет духовной консолидации движения, опережающей складывание политической доктрины. Основой генезиса раннего фашизма стал не определенный круг идей, порожденных осмыслением разрушительных последствий ускоренной модернизации, а сам психологический импульс, вызванный этим кризисом и минимально опосредованный какими-либо рациональными доводами. Фашизм наиболее чутко отреагировал на психологические запросы «человека массы». Фашистский синдром складывался из противоречивых, подчас исключающих друг друга стремлений «человека массы», порожденных причудливым переплетением традиционных и модернистских ценностей. Простота мировосприятия, основанная на системе упрощенных стереотипов, высокая эмоциональность в ущерб рационализму, мистический оттенок духовности, подсознательное недоверие к технике и «городам», вера в возможность предопределенного, гармоничного, идеального порядка вещей сочетались с безусловным стремлением к коренным переменам революционного характера, стремлением лично участвовать в них, отношением к технологии как к неизбежному злу, способному ускорить общественные преобразования. Ранний фашизм аккумулировал негативную энергетику маргинальной среды, не пытаясь перевести ее в какое-либо конструктивное русло.

Фашистской идеологии было свойственно иррациональное и даже мистическое ощущение естественности насилия, желание увидеть гибель всего фальшивого мира с его поддельной культурой и притворной моралью. Культ силы, неразборчивость в средствах, спокойное отношение к массовым убийствам, жестокость воспринимались как проявления естественной человеческой сущности. Название «фашистских» получили военизированные отряды в послевоенной Италии (от слова «фашио», т. e. «пучок» - еще в конце XIX в. в Италии действовали крестьянские повстанческие отряды, эмблемой которых был пучок стеблей, символизировавших братство по оружию). Позднее это слово стало применяться для обозначения всех подобных группировок. Их отличительными чертами был политический радикализм, воинственность, бунтарство, массовый характер, преобладание негативных, разрушительных целей и в то же время подчеркнутое стремление к внутреннему единению, боевому братству. Идейный арсенал раннего фашизма пополнялся уже достаточно известными понятиями и категориями, но в наиболее острой, радикальной интерпретации (солидаристские идеи, в том числе сословно-корпоративного устройства общества, анархо-синдикалистская «теория прямого политическогодействия», фелькишская концепция народа как единого социального организма в сочетании с жесткими формами национализма, радикальный вариант социал-дар- винизма, представленный в трудах Ж. Габино, X. Чемберлена, О. Аммона, антисемитизм, а также мистическая традиция начала XX в., в том числе отраженная в трудах Г. Листа, Й. Ланца, С. Рида Тида, Г. Горбиге- pa, П. де Ларагда).

Реваншизм - политическая идеология, основанная на идеях возмездия, реванша за военные поражения, ущемление национальных и государственных интересов.

Репарация - возмещение государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. От репарации нужно отличать контрибуцию - платежи побежденным государством стране-победителю (современным международным правом запрещена).

Сегрегация - существовавший в некоторых государствах (США, ЮАР, Австралийский союз и др.) вид расовой дискриминации: отделение коренного населения от белых (запрещение жить в одних домах и даже одних частях города с белыми, посещать театры, рестораны, в которых бывают белые и т.д.) и законодательное ущемление его прав.

Солидаризм - светская концепция солидаризма, аналогичная по базовым ценностным ориентирам социальному христианскому учению. Целостная концепция солидаризма была представлена в начале XX в. в трудах Л. Буржуа, Ш. Жида, Л. Дюги. Французские солидаристы отталкивались от идеи «естественной солидарности», понимая под ней «взаимную зависимость всех частей одного и того же организма», универсальную для любых форм жизни. Чем более сложным, дифференцированным являлся организм, тем более интенсивной становилась и взаимосвязь его внутренних элементов. C этой точки зре-

ния, современное общество, обладающее высокой степенью разделения труда, идеологическим плюрализмом, разнообразием политических и государственно-правовых моделей, объективно создает предпосылки для развития как естественных, так и социальных (высших) форм солидаризма. B качестве естественных рассматривались различного рода ассоциации, кооперативное движение, синдикаты и корпорации, т. e. все виды договорных отношений, порожденных общими экономическими и производственными интересами. Однако подобные формы «вспомоществования» противоречат принципам социальной справедливости, так как защищают лишь интересы отдельных групп в ущерб иным. Они должны быть дополнены солида- ристским этическим императивом, моральным долгом человека по отношению к обществу. Тем самым, солидаризм предполагал установление особых отношений между личностью и обществом - отношений этического характера, где «социальная мораль восполняет мораль личную». При необходимости, низкий уровень морального воспитания, «недостаток совести» должны дополниться действием закона. Закон призван не оказывать давление на индивида в интересах общества, а превратить моральные нормы в правовые, обеспечить действенность морального императива. Государство, служащее «органическому закону общественной жизни» (Л. Дюги), имеет право требовать от индивида правовой дисциплины, укрепляя социальную солидарность членов общества и обеспечивая им минимум существования. Солидаризм превратился в первой трети XX в. в общеевропейское идейно-политической явление. Ho национальные разновидности этой идеологии отличались определенной спецификой. Французский солидаризм, ставший основой доктрины партии радикалов и радикал-социалистов - одной из наиболее влиятельных в период Третьей республики во Франции, акцентировал свое внимание на экономических и правовых аспектах. Важнейшее значение для него имел принцип персонализма, рассматриваемый как антитеза и индивидуализму, и коллективизму. Персонализм предполагал, что интересы личности являются более значимой ценностью, чем общественные, но высший личный интерес - это гармония отношений с другими людьми, которая может быть гарантирована только обществом. Тем самым именно персонализм придавал солидаристской концепции особое социальное звучание, проводил четкую грань между солидариз- мом и коллективистским социализмом, но в то же время защищал его и от эволюции в сторону индивидуалистической этики. Подобная трактовка, а также безусловное признание демократических форм государственности сближали французский, равно как и английский солидаризм с социальным либерализмом. Немецкий, австрийский, русский солидаризм оказались в большей степени связаны с этическими, религиозными аспектами концепции, а также национальной идеей. Русский солидаризм начала XX в. развивал традиции национальной идеологии соборности, этического комплекса православия

(представители-Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин). Немецкий солида- ризм отличался большей политизацией, хотя по своему происхождению был тесно связан с социально-христианской доктриной (представители - M. Шпанн, Э. Штадлер, А. Штегервальд). B дальнейшем немецкий солидаризм эволюционировал к идеям национально-социальной диктатуры и оказался связан с генезисом фашизма.

Социал-дарвинизм - либертарная идеологическая концепция. Родоначальником социал-дарвинизма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Исследования Спенсера строились на основе органической концепции - через проведение аналогий между человеческим обществом и биологическим организмом и отстаивании идей естественной взаимосвязи всех сторон общественной жизни, способности общества к саморегулированию, эволюционного характера его развития. Спенсер полагал, что в основе как биологической, так и социальной эволюции лежат законы естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных видов (причем впервые подобные идеи английский социолог высказал еще за десять лет до появления известного труда Чарлза Дарвина «Происхождение видов»). Естественным дополнением подобной концепции стали идеи абсолютной экономической свободы, полного невмешательства государства в частную жизнь, неограниченного индивидуализма. Особым успехом идеи социал-дарвинизма пользовались в США. Американские предприниматели Д. Хилл, Д. Херст, Э. Карнеги, Д. Рокфеллер использовали идеи социал-дарвинизма для легализации практики лоббирования государственной политики, борьбы против антитрестовского законодательства. Лидером американского социал-дарвинизма выступил профессор Йельского университета Грэм Самнер (1840-1910). Идеи Самнера воспроизводили основные постулаты теории Спенсера в чрезвычайно радикальной, агрессивной форме. Самнер и его единомышленники подвергали сомнению целесообразность не только социальных революций, но и любых целенаправленных реформ, нарушающих «естественных ход» развития общества.

Социал-реформизм - идеологическое направление, образовавшееся в социал-демократическом движении конца XIX - начала XX в. преимущественно в европейских странах, отличающихся стабильным социальным развитием (Франции, Великобритании, Нидерландах, Бельгии). Основой социал-реформизма стала теория Э. Бернштейна, связанная с пересмотром постулатов революционной концепции классического марксизма. Бернштенианство представляло собой реакцию на изменение объективных задач рабочего движения в странах, завершивших процесс первичной модернизации и вставших на путь социализации классической модели капитализма. Его основой было признание неэффективности революционных методов борьбы рабочего класса, в том числе отказ от концепции диктатуры пролетариата, ставка на реформаторское совершенствование самого капиталистического обще-

ства, а не его разрушение. Большую роль в распространении социал- реформизма сыграл «казус Мильерана» (включение члена французской социалистической партии Александра Мильерана в 1899 г. в состав республиканского правительства P. Вальдека-Руссо), впервые показавшего, чторабочие партии могут быть интегрированы в либерально-демократическую политическую систему. Активная парламентская работа, опыт участия в правительственных кабинетах, ответственность бремени государственной власти, необходимость консолидации разнородных политических сил для решения проблем общенационального значения, растущий потенциал классового партнерства в условиях «социализации» либеральной идеологии стремительно меняли политическую психологию руководства западной социал-демократии. Первая мировая война стала переломным моментом в трансформации идеологического кредо многих марксистских партий, переходу их на позиции социал-реформизма. Подавляющее большинство лидеров довоенной социал-демократии выступило в поддержку государственных программ «довооружения», как отвечающих общенациональным интересам, фракции этих партий голосовали в парламентах за военные кредиты. Il Интернационал, основанный на приоритетном принципе международной (наднациональной) солидарности рабочего движения, оказался дезорганизован. Распад Il Интернационала окончательно превратил социал-реформизм в самостоятельную ветвь организованного рабочего движения, а в дальнейшем - в основу современной модели социал-демократии.

Социальная христианская идеология - концепция, развивающая базовые ценности христианства в качестве идеологии «третьего пути» общественного развития. Первые попытки выработки новой христианской социальной доктрины были связаны с деятельностью в 30- 40-х гг. XIX в. аббата Ф. Ламенне, священников С. Кингсли и Ф. Морриса. B общем виде доктрина социального католицизма сформировалась в период понтификата папы Льва Xlll (1878-1903). B папских энцикли- ках 80-х гг. окончательно были сформулированы новые принципы политической программы Святого престола - позитивное отношение к идеям либеральной демократии, признание гражданского долга христиан, отказ от христианизации государства. B энциклике Льва Xlll «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891 г.) впервые было заявлено о новом отношении Ватикана к социальному вопросу. B «Rerum novarum» жесткой критике подверглись рабочее революционное движение, пафос классовой борьбы, насаждаемый марксизмом, равно как и капитализм, общество экономической эксплуатации, система, разрушающая моральный облик человека, проповедующая нигилизм, безверие и агрессивность, предлагались новые ориентиры общественного развития, переводящие традиционные ценности христианской любви к ближнему в ранг главенствующих социальных принципов. Верующие, и прежде всего рабочие, призывались к последовательному внедрению идей солидарности и взаимопомощи в повседневную

жизнь, моральному очищению общества, настойчивому отстаиванию своих прав, минуя крайности политической борьбы. B энциклике «Graves de comminl·> («Тяжкие всех», 1901 г.) Лев Xlll еще более настойчиво подчеркнул неполитический характер христианско-социального учения, рассматривая его как внеклассовую идеологию, направленную на изменение самих устоев современного общества. B период понтификата папы Пия Xl (1922-1939) произошло окончательное складывание социально-христианской доктрины. Программные энциклики «Ubi arcano Dei» (1922 г.) и «Quadragesimo аппо» (1931 г.) не только отстаивали традиционные ценности брака, семьи, моральной чистоты, но и содержали идеи коренного переустройства общества на началах солидаризма. B основу католической трактовки солидаризма были положены два базовых принципа: сословно-корпоративного устройства общества и субсидиарности. Корпоративизм рассматривался уже не только как общая идея социальной солидарности, но и в качестве принципа реального общественного устройства, призванного преодолеть классовые противоречия и поставить в центр государственной жизни «реальные» интересы корпораций, сословий. B отличие от феодального сословного строя этот проект предполагал открытость сословной организации, экономическую (отраслевую) основу ее формирования. Принцип субсидиарности (от «subsidium» - помощь, защита) подразумевал сохранение индивидуальной ответственности человека за свое будущее при его праве рассчитывать на поддержку общества. Субсидиарность, в интерпретации Пия XI, представлялась как эффективный правовой принцип, позволяющий сохранить индивидуальную свободу и независимость личности, частную инициативу и заинтересованность при жестком упорядочении общественной организации, обеспечении социальной справедливости и морального возрождения. Идеи, адекватные социальному католицизму, также распространялись в немецкой евангелической церкви, американском протестантизме, англиканской церкви. Особенно заметным явлением стал американский социальный евангелизм - идеологическое движение в протестантской церкви США, возникшее в «прогрессистскую эпоху» конца XIX - начала XX в. B его основу легли идеи «социального спасения» - сочетание традиционной протестантской трактовки догмата о спасении, связанного с личной моральной ответственностью перед Богом, с понятием социальной ответственности человека и церкви. «Царство Божие включает всю социальную жизнь человека». Ведущим идеологом социального евангелизма являлся У. Раушенбуш.

Социальный либерализм - доктрина, представлявшая собой результат идейного генезиса классической либеральной традиции в странах, прошедших путь первичной модернизации. Концептуальные особенности социального либерализма были связаны с пересмотром трактовки базовых либеральных ценностей - свободы и равенства. Была отвергнута негативная идея свободы как «свободы от», рожденная пафосом разрушения враждебной социальной системы. Ha смену ей

пришла идея «свобода для», связанная с возвращением к позитивному восприятию понятия социальной справедливости. C точки зрения социального либерализма, общество, гарантирующее свободу как всеобщее и безусловное право каждого, должно обеспечить и необходимые условия для пользования этим правом, т. e. гарантированный минимум жизненных средств, позволяющий реализовать собственные способности и таланты, занять достойное место в общественной иерархии и получить адекватное вознаграждение за общественно полезный труд. Социальный либерализм no прежнему отрицал уравнительные эгалитарные принципы, подчеркивал приоритетную значимость индивидуальной инициативы и ответственности, но отказывался видеть в личности самодостаточный феномен, отрицающий роль общественной взаимопомощи. Переосмыслению подверглась даже трактовка природы частной собственности - на смену представлению о безусловной связи собственности с вкладом и деятельностью отдельного индивида пришло понимание роли общества в охране и обеспечении эффективного функционирования любых форм собственности. Это вело к осознанию права государства как представителя общественных интересов на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений, обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами, в том числе между работодателями и наемными работниками, производителями и потребителями. Социальный либерализм не отрицал полярность классовой структуры индустриального общества, однако ориентировался на достижение гармонии в отношениях классов и групп на основе их взаимозаинтересованности и сотрудничества. Большая роль отводилась государственным реформам, ориентированным на «улучшение общества».

Теория элит - элитарная государственно-правовая идеологическая доктрина, сменившая в странах ускоренной модернизации традиционный сакральный монархизм. Родоначальниками ее были представители итальянской и немецкой политической науки Гаэтано Моска (1858— 1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Макс Вебер (1864-1920), Роберт Михельс (1876-1936). Лейтмотивом разрабатываемой ими концепции стало представление о делении любого общества на управляемое большинство и управляющее меньшинство («политический класс» - Моска), о естественности политического насилия, легитимированного традициями, харизмой властвующих лиц или рациональной правовой системой. C этой точки зрения даже демократия является системой элитарного властвования, но с особым механизмом формирования элиты и осуществления ею своих полномочий. Последовательная реализация принципа народовластия может создать лишь предпосылки для распада государственного механизма, для торжества интересов толпы. B соответствии с «теорией элит», демократия, понимаемая как непосредственное народовластие, является отвлеченной идеей, несовместимой с подлинным предназначением власти. Она переносит лейтмотив политической жизни с поиска эффективных механиз-

мов обеспечения реальных потребностей всего народа на совершенствование форм волеизъявления большинства, не готового к ответственности за свои решения. Тем самым, именно демократия становится основой для политического произвола и нелегитимного насилия. Подобная угроза, а также целый ряд новых особенностей государственной жизни (в частности, рост требований к профессионализму политиков, быстрая бюрократизация, изменение текущих целей государственного управления в условиях крупномасштабных реформ, идеологизация государственного управления) вели к еще большему усилению роли властвующей элиты, формированию на ее основе политической олигархии («железный закон олигархии» - Михельс).

Фелькишское движение - германское политическое движение народни- ческоготипа на рубеже XIX-XX вв. B центре народнической идеологии находилось понятие «народ» как особая органическая общность, единый социальный организм, обладающий собственной душой, характером, волей, судьбой. Именно народ - неделимый на автономные единицы носитель коллективного разума, морали, веры - обладает правом определять пути общественного развития, выступает связующим звеном между прошлым и будущим. Идеология и движение «фелькиш» в Германии, как и народничество в России, выходили за рамки обычной политической идеологии. Они составили особый пласт национальной культуры, образовали целостные мировоззренческие системы, отражающие специфичный строй мышления, социально-психологический комплекс, сформированный на базе этнического самосознания. Радикальная критика буржуазного образа жизни как ложного и чуждого национальным традициям сочеталась в этих концепциях с выдБИ- жением нового социального проекта, основанного на демократических и социалистических (коллективистских) началах, идеалистических представлениях о социальном бытии под знаком единства «крови и почвы». При этом идеология «фелькиш» отличалась особенно обостренным национальным чувством, переходящим в открыто антисемитские, расистские идеи. «Социализм» фелькишских группировок носил подчеркнуто «немецкий» характер, претендовал на возрождение «истинно немецкого образа жизни» как в нравственном, психологическом, так и в расово-биологическом, генетическом отношении. Фелькишское движение активно поддерживало пангерманские идеи и выступало за укрепление имперской государственности. Оба эти аспекта обладали для «фелькиш» высшим, сакральным смыслом, рассматривались как путь к реальному «соучастию» («Anteilnahme») народа-организма в политике, способ решения национальных задач общими усилиями. Российская народническая традиция в дефиниции «кровь и почва» переносила акценты на второй компонент.

Фермеризация - процесс трансформации социально-экономических основ жизни сельскохозяйственного населения в ходе последней фазы модернизации. Фермеризация сохраняла семейное хозяйство в качестве основной единицы сельскохозяйственного производства, но су-

щественно меняла его техническую и технологическую базу. Происходит механизация труда, внедрение новейшей агротехнологии. Через систему кредита фермерское хозяйство оказывается связанным с общей структурой межотраслевого финансово-инвестиционного рынка. Организация централизованного снабжения и сбыта, развитие кооперации формирует новую систему агробизнеса. Тем самым, значительно повышается общая производительность сельскохозяйственного труда, освобождается значительное количество рабочей силы. Это приводит к новому и самому значительному витку урбанизации, массовому оттоку населения в города. Существенно меняется демографическая модель воспроизводства сельского населения - на смену многодетным патриархальным крестьянским семьям, состоящим из нескольких поколений, приходят «малые» фермерские, включающие, как правило, супружескую пару и несовершеннолетних детей. Bce это позволяет фермерскому слою достаточно органично интегрироваться как в производственную систему, так и в социальную структуру индустриального общества. B качестве социального процесса фермериза- ция являлась одним из косвенных источников урбанизации.

Фордовско-тейлоровская система - система конвейерной линии производства с так называемой инженерной организацией труда, разработанной Фредериком Тейлором. Модель поточного производства дополнялась здесь разделением всего производственного цикла на простейшие трудовые операции с измерением точного времени, необходимого на каждую из них и на цикл в целом. Управленческоинженерные кадры осуществляли тщательное наблюдение за производственным процессом, систематизацию передового опыта и любых рационализаторских предложений. Ha основе обобщения навыков и знаний квалифицированных рабочих организовывалось обучение персонала с учетом узкой специализации в рамках конвейерного цикла. Такая модель позволяла значительно оптимизировать организацию труда за счет ритмичного конвейерного потока, максимального сокращения потерь рабочего времени и четкой специализации кадров. Специализация оборудования в сочетании со стандартизацией продукции составляли технологическую базу этой модели. Г. Форд попытался разработать на основе тейлоровской системы новую социальную философию индустриального производства. Он полагал, что конвейерное производство, организованное на научной основе, ликвидирует взаимные претензии рабочих и предпринимателей и создает возможность их конструктивного сотрудничества. Эффективность производства, по его мнению, должна достигаться за счет оптимизации труда каждого работающего, а не сохранения минимально возможного уровня заработной платы. Более того, лишь высокий заработок может обеспечить остро необходимую в условиях конвейера рекреацию рабочей силы. Наконец, заработная плата, превышающая прожиточный минимум, превращала рабочих в потенциальных потребителей предметов длительного пользования, тем самым обеспечивая расширение сбыта

и рост конечной прибыли. B связи с этим Форд применил и принципиально новую стратегию конкурентной борьбы. Ставка была сделана не на получение монопольной сверхприбыли, а на дальнейшее расширение поточного производства и продажу широкого потока стандартизированной продукции по достаточно доступным ценам в сочетании с мощной рекламной кампанией. Усилиями Форда символом американской «потребительской мечты» стал первый в истории массовый автомобиль «Форд-Т» - автомобиль «среднего американца».

Фундаментализм - общее название сторонников ортодоксальных взглядов и идей, главным образом религиозных.

Харизма - исключительная одаренность. Харизматическим лидером принято называть человека, наделенного в глазах его последователей авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности. Таким образом, в основе харизматичности лежит культ личности конкретного человека, не связанный непосредственно с занимаемым им местом в государственной, политической иерархии. B то же время возникновение харизматичности имеет и объективные причины, связанные с резкой ломкой политического сознания, формированием альтернативных, формально нелегитимных моделей политического поведения. Персонификация властных отношений, крайней формой которой выступает харизматичность, является характерной чертой переломных периодов в истории.

Централизация капитала - процесс широкого изменения инвестиционной базы производства, первоначально связанный с широким распространением в конце XIX в. акционерных обществ, позволявших аккумулировать капиталы мелких и средних собственников, направляя их на развитие ведущих отраслей экономики. Эта тенденция значительно изменила методы рыночной политики банков. Обладание контрольным пакетом акционерного общества позволяло банку определять стратегию развития производства, масштабы и характер инвестиций. Тем самым происходило реальное сращивание банковского и промышленного капитала (возникшую новую форму капитала марксистские исследователи назвали «финансовым капиталом», в дальнейшем в экономической науке закрепилось название «промышленно-финансовая группа»). Прямое или косвенное участие банков в промышленных инвестициях увеличивало динамичность самого банковского капитала. Результатом стала растущая дифференциация банковского сектора экономики, выделение крупнейших банков в элитарные группы, контролирующие большую часть инвестиционного рынка. Постепенно ведущие банки начали аккумулировать и большую часть мелких вкладов. Захват финансовых рыков сопровождался быстрым вытеснением или поглощением более мелких банков.

Электорат (от лат. elector - избиратель) - круг граждан, имеющих право принимать участие в парламентских, президентских, муниципальных выборах.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

<< | >>
Источник: Пономарев M.B., Смирнова С.Ю.. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб пособие для студ. высш. учеб, заведений: B 3 ч. — M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. — Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». — 288 с.. 2000

Еще по теме ТЕЗАУРУС:

  1. 50. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
  2. Звуковые средства создания рекламного образа
  3. Берлинский этап становления (завершения) ОТО.
  4. ГЛАВА 6. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ БИФУРКАЦИОННО- АТТРАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ НКМ И ОТО)
  5. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  6. Глава 3. Инструменты поиска
  7. Акмеология и акмеологический подход к инженерному образованию
  8. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  9.   ПОСЛЕСЛОВИЕ
  10. КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
  11. 3.1. Информативность УПД
  12. 3.5. Интеграция текстов УПД
  13. МЕРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
  14. ТЕЗАУРУС
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -