<<
>>

§11.5. Право и религия в современном мире


В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия
всегда выполняет в обществе определенные функции. Религия как форма общественного
сознания формирует систему человеческих норм и ценностей.
Именно в религии обще-
ство ищет ответы на вопросы: что такое добро и зло, в чем смысл жизни? Религия тесно
связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип
духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад
общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.
На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма
практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми
их зависимости от природных сил. В процессе разложения родового строя на смену родо-
вым и племенным религиям пришли политеистические (религии раннего классового
общества). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или
наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).
Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или поли-
тических связей.
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как од-
на из разновидностей социальных норм, содержащиеся в различных религиозных книгах
(Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или ду-
ховенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Религия и религиоз-
ные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регу-
лятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно перепле-
тены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание
которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В пери-
од распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на ре-
лигию, право, мораль. В различных религиях, вероисповеданиях устанавливаются обяза-
тельные для верующих правила – религиозные нормы. Множество религиозных норм
тесно связано с моралью, нравственностью, что позволяет им быть регулятором отноше-
ний не только между отдельными индивидами, но и регулятором внутреннего поведения
каждого человека. Нормы религии влияют на сознание личности, формируют в нем оп-
ределенные взгляды, мотивации, ценности. Так, к примеру, Коран предписывает людям
отношение богобоязненности: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He пoднимaйтe cвoиx гoлocoв
1 См.: Вопленко Н.Н. Источники и формы права. – С. 60.
Глава 11. Источники и формы права
247
вышe гoлoca пpopoкa и нe oбpaщaйтecь к нeмy гpoмкo c peчью, кaк oбpaщaeтecь дpyг к
дpyгy, чтoбы нe oкaзaлиcь тщeтными вaши дeлa, a вы и нe знaeтe»1.
При этом важным будет отметить, что по многим морально-нравственным вопро-
сам религии расходятся во мнении, тем самым, формируя различное отношение людей к
одному и тому же явлению. Так, сегодня в нашем мире взгляды людей на проблему уза-
конения эвтаназии напрямую зависят от их религиозных убеждений.
Мусульмане верят,
что только Аллах решает, сколько человеку жить. «Не убивайте человека, кроме как по
праву, ведь это запретил Аллах», – гласит Коран (17,33). Иудаизм выступает за то, чтобы
не продлевать искусственным образом жизнь. В 2005 году в Израиле был даже принят за-
кон, на основании которого разрешается смертельно больным потребовать у врачей пре-
кращения своих мучений. Национальная же конференция католических эпископов в
США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: «Жизнь… дар, которым мы мо-
жем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества»2.
Свод морально этических установлений – составная часть религиозных вероуче-
ний. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в
обществе с самых ранних этапов развития человечества.
Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нор-
мами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер
морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем, что религия в со-
стоянии формировать общественные и иногда политические силы значительного масшта-
ба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма. Она санк-
ционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «оре-
ол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «грехов-
ными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на эко-
номику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культу-
ры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Проис-
ходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Отсюда – наличие правовых систем, полностью отделенных от религиозных норм
и даже враждебно настроенных в отношении любого религиозного влияния. Таковы, в
частности, марксистские атеистические коллективистские общества, в которых одной из
задач права является воспрещение любых религиозных проявлений и рассуждений.
Наряду с этим существуют правовые системы, полностью построенные на той или
иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так называемых теократиче-
ских обществ, в которых принципы и правила общественного поведения одновременно
имеют характер божественных установлений и юридических норм. Со времен средневе-
ковья до наших дней наиболее яркими примерами теократической организации общест-
ва являются исламские страны.
Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы,
где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время религиозные правила,
придавая некоторым из них качество юридических норм.
Например, правовые системы различных государств Западной Европы восприня-
ли значительное количество норм религиозного происхождения. Это количество скром-
нее в странах с сильным светским фактором, таких как Франция, Германия, и намного
внушительнее в странах, где сильно влияние католической церкви, – в Италии и особен-
но в Испании.
1 Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Изд-во вост. лит., 1963. – (49,2).
2 Латынина А. Неужели Бог любит собаку больше, чем человека? / Московские ведомости. №16. –
27 апреля 2007. С. 31.
Общая теория права
248
Даже в странах с сильным светским фактором ряд писаных норм права и судеб-
ных решений носят на себе специфический отпечаток религиозных правил. Это находит
свое выражение в применении некоторых особых принципов в личных, профессиональ-
ных, дисциплинарных, бюджетных, налоговых и иных областях. Так, например, во
Франции священник, преподающий в частном колледже или состоящий при государст-
венной больнице, подчиняется не директору колледжа или больницы, а непосредственно
епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения; в ходе судебного
процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране. В Германии нало-
гоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений – католических или
протестантских, распределяют часть своих налогов на прибыль.
В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве мо-
жет выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязанностей тех или иных
индивидов или групп либо о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых
многим нашим современникам могут показаться излишними. В частности, в Испании
вплоть до 1976 года священник, обвинявшийся в совершении уголовного преступления,
представал перед государственным судебным органом только при наличии предваритель-
ного согласия на то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в
случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре.
В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основа-
нии Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были осво-
бождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохожде-
ние священниками военной службы регламентировано многочисленными условиями.
Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной
регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с
моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой нормы
может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус
в данном конкретном обществе. Статья 16 Конституции Испании гласит: «Никакое веро-
вание не может иметь характера государственной религии. Органы публичной власти
должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддер-
живать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и
другими конфессиями»1. В статье 14 Конституции Российской Федерации говорится:
«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавли-
ваться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отде-
лены от государства и равны перед законом»2.
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-
нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа –
«не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механиз-
ма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому
они – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и
правового порядка в обществе.
Взаимодействие права и религии в странах Запада
Как правило, в настоящее время на Западе основы взаимоотношений между цер-
ковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционно-
го права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что госу-
1 Конституция Испании (доступно на http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM).
2 Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. –
М.: Норма, 2004.
Глава 11. Источники и формы права
249
дарственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отно-
шений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выпол-
нение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятель-
ность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеж-
дений нейтральную позицию.
Согласно, например, ст. 13 Конституции Греции, свобода совести ненарушима.
Пользование личными и политическими свободами не зависит от религиозных верова-
ний. Всякая признаваемая религия свободна, и ее культовые обряды осуществляются
беспрепятственно и под охраной закона. Они не могут посягать на публичный порядок и
добрые нравы1.
Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью,
как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время,
провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных
конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии
с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не ве-
рить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государст-
венная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью
заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода
служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикры-
вались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения
и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта
свобода, таким образом, по своему содержанию yже первой. В субъективном смысле, т.е.
как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще озна-
чает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятст-
венно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины
употребляются как идентичные.
Но тем не менее сегодня наблюдаются нарушения свободы совести, часто завуа-
лированные. В пример можно привести карикатуры на пророка Мухаммеда, опублико-
ванные в датской газете «Юлландс-постен», которые высмеивают ислам, тем самым на-
рушая принцип о равенстве всех религий2.
Важным будет отметить, что мировое сообщество не стоит в стороне от такого ро-
да событий. Доказательством того является принятый документ ООН 30 марта 2007 года,
запрещающий дискриминацию человека по религиозному признаку. В резолюции ут-
верждается, что «диффамация3 религий относится к причинам социальной дисгармонии
и ведет к нарушениям прав человека». Именно поэтому свобода выражения мнений
«может являться объектом ограничений для обеспечения уважения прав и репутации
других людей, защиты национальной безопасности или охраны общественного порядка,
охраны здоровья населения или защиты моральных устоев и уважения религий и убеж-
дений». В этой связи Совет недвусмысленно выразил сожаление в связи со «случаями
глумления над религиозной символикой»4.
Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и
религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать ре-
лигию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеж-
1 Конституция Греции (доступно на http://clin.iatp.by/constitution/zapad_europe/greece-r.htm).
2 Карикатурный скандал (доступно на http://www.hider.ru/?LujB0).
3 Диффамация – оглашение в печати фактов или сведений, позорящих чью-либо честь.
4 Совет по правам человека ООН выступает против публичного оскорбления религий (доступно
на www.pravoslavie.ru).
Общая теория права
250
дения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в
отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто
не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать
религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18)1.
Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобо-
да вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с дру-
гими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распро-
странять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведен-
ной статье Международного пакта.
Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические
убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные
убеждения»), что является явным отголоском прошлых лет. С содержательной точки зре-
ния следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» ре-
лигии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что
данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же
касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед за-
коном, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.
Но тем не менее нельзя говорить о том, что право на Западе абсолютно отделено от
религии. Право находит свое отражение во многих религиозных нормах, совпадая с ними по
своему содержанию. Так например, в Библии (Ветхий завет, книга Исход): «7. Не убивай…
18. Не прелюбодействуй.
19. Не кради.
20. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Религия в странах Запада не столь связана с правом, как, к примеру в мусульман-
ских странах, но все равно мы можем найти ее отражение во многих источниках права
западных стран. Не маловажным будет отметить тот факт, что в США показания сторон и
свидетелей в судебном процессе начинаются с их клятвы на Библии (мусульмане клянут-
ся, положа руку на Коран). Эта процедура в судопроизводстве подразумевает под собой
тот факт, что священная книга есть некий гарант истинности показаний, так как лицо
клянется говорить правду не только обществу, но и Богу.
Связь права и религии в исламских странах
Наиболее тесная взаимосвязь религии и права на современном этапе человеческо-
го развития наблюдается в странах исламского востока (Саудовская Аравия, Египет, Си-
рия, Марокко, Судан, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Турция и др.). Религия опре-
деляет не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но и со-
циальные институты, формы собственности, особенности права, политического устрой-
ства. Правовые системы данных стран входят в семью так называемого религиозно-
традиционного права, а ислам в них провозглашен в качестве государственной религии.
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и
основанных на мусульманской религии – исламе2. Ислам исходит из того, что сущест-
вующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл
его человеку через своего пророка Мухаммеда. Эта религия содержит теологию, которая
1 Международный пакт о гражданских и политических правах (доступно на
http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm).
2 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –
3-е изд., доп. и перераб.- М.: МЭСИ, 2006. – С. 180.
Глава 11. Источники и формы права
251
устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат,
т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает
в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что и называется мусуль-
манским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая
обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами,
шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые
он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их
нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установ-
ленным самими нормами. Он регулирует отношения только между мусульманами. В ис-
ламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и
иудаизм, – это религия закона. Он охватывает все сферы социальной жизни, а не только
те, которые подлежат правовому регулированию. Из всех мировых религий ислам, пожа-
луй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Один из исследователей му-
сульманского права А.А. Авксеньтьев пишет, что в исламе «каждый шаг правоверного
рассматривается как юридический акт»1. На основе тезиса о неразрывном единстве в ис-
ламе «веры и государства», религии и права, многие исследователи приходят к выводу,
что исламу свойственна лишь религиозная теология, мораль и правовая культура, а юри-
дические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными
правилами, и не играют самостоятельной роли.
Но не следует абсолютизировать религиозные нормы. Дело в том, что в мусуль-
манских странах просто никогда не было и нет четкого разграничения между этими
нормами. Основным институтом, традиционно применяющим правовые и религиозные
категории норм, являлись и являются шариатские суды, которые выступают одновре-
менно религиозными учреждениями и государственными органами. В первом качестве
они следят за наблюдением религиозных предписаний, а во втором – обеспечивают осу-
ществление правовых правил поведения возможностью государственного принуждения.
Правда, обе указанные стороны в деятельности мусульманских судов не всегда четко раз-
личались, в силу чего на практике граница между религиозными и юридическими нор-
мами может быть проведена достаточно условно. Отнесению этих норм к одной из двух
групп препятствует и то, что, черпая основания своей обязательности главным образом в
религиозном сознании, они во многих случаях осуществляются добровольно и не требу-
ют от суда обращения к принудительным методам исполнения своих решений. Дело в
том, что широкий круг отношений регулируется совпадающими по содержанию религи-
озными и правовыми нормами одновременно, а это нередко исключает необходимость
государственного принуждения к соблюдению соответствующих образцов поведения.
В этой связи И. Шахт справедливо пишет, что мусульманское право никогда не поддер-
живалось исключительно организованной силой. Такое положение объясняется и тем,
что, несмотря на отделение богословия от правоведения, связь между тем и другим в ис-
ламе очень тесна, а право всегда оставалось и остается религиозно санкционированным.
Религия освящает не только регулируемые юридическими нормами отношения, но и са-
мо мусульманское право. Это порождает особое отношение к нему со стороны мусуль-
ман, придает религиозный характер мусульманскому праву, поскольку осуществление
его норм становится в глазах правоверных религиозной обязанностью2. Наказание за на-
рушение норм мусульманского права воспринимается как «Божественная кара», так как
важнейшей задачей исламского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».
1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1986. – С 45.
2 Там же. – С. 46.
Общая теория права
252
Основными источниками мусульманского права признаются Коран, священная
книга ислама, и сунна, сборник традиций, связанных с посланцем Бога, в основе которых
лежит «Божественное откровение», которые закрепляют, прежде всего, основы веры, пра-
вила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского
права в юридическом смысле. Помимо вышеперечисленных источников мусульманского
права существует иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями и выпол-
няющие функцию восполнения пробелов в религиозных нормах, кияс – рассуждение по
аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими ис-
точниками права.
При этом в странах с мусульманским правом конституция не считается основным
законом. Таковыми как раз являются Коран, сунна, принципы консенсуса и аналогии.
Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульмане-юристы счи-
тают, что нормы, содержащиеся в данных источниках, гораздо сильнее по своему дейст-
вию, так как они освящены волей Аллаха1. Именно как раз по этой причине в Саудовской
Аравии нет писаной конституции, ее место занимает Коран.
По оценкам специалистов, из 6219 стихов, содержащихся в Коране, около 80 со-
держат в себе законодательные положения. Положения же Корана имеют казуистичную
форму изложения и, исходя из этого, можно сделать вывод, что мусульманское право ар-
хаично.
В шариате широкое распространение получили институты гражданского права:
право собственности, договорное право, семейное и наследственное право. По мусуль-
манскому праву обязательства подразделяются на возмездные и безвозмездные, а также
двусторонние, многосторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривается как
правовая и одновременно божественная связь. Наследованию подлежат только имущест-
венные права. Обязанности умершего не могут переходить на наследников. Наследство
открывается только после покрытия расходов, связанных с погребением умершего и уп-
латы всех долгов.
Все граждане исламских стран имеют одинаковые права и обязанности в выборах
правителя. Однако основным принципом выборов является принцип «достойных пред-
ставителей», иначе говоря, выборы есть прерогатива «особо одаренных». Только особая
категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика за-
конной по отношению к шариату. Законотворческая функция этих лиц заключается в
том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений
правительства и иных нормативных актов принципам шариата. В некоторой мере здесь
можно провести аналогию с Конституционным Судом РФ.
Все преступления в шариате подразделяются на три группы. К первой относятся
посягательства на права мусульманской общины: отступничество от ислама; преступле-
ния против управления; кражи; употребление спиртных напитков; прелюбодеяние или
ложное обвинение в этом.
Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права от-
дельных лиц. Структура регулятивных норм носит бланкетный характер. Шариат допус-
кает кровную месть, которая может быть заменена денежным выкупом при условии про-
щения со стороны родственников убитого.За нанесение телесных повреждений наступа-
ет ответственность по принципу талиона.
Третью группу составляют такие действия, как: оскорбления, хулиганство, растра-
та государственных средств, азартные игры и т.п.
1 Мелехин А.В. Теория государства и права: Курс лекций с учебно-методическими материалами. –
С. 181.
Глава 11. Источники и формы права
253
Наказания по шариату носят публичный и устрашающий характер. Существует
несколько видов смертной казни: четвертование, утопление, забрасывание камнями, по-
вешение. Ворам отсекают конечности1.
Правда, с начала XIX века в положении мусульманского права произошли сущест-
венные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции
законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Прини-
маемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные
кодексы формируются по модели французского гражданского законодательства. Это свя-
зано, прежде всего, с колониальным типом отношений того времени.
Но, тем не менее, до сих пор во многих странах сохранились шариатские суды. До
середины 90-х они функционировали и в Чеченской республике. В ряде стран Централь-
ной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право.
На современном же этапе развития ни в одной стране исламского мира мусуль-
манское право не является единственным действующим правом – применяются так назы-
ваемые «двойные стандарты». Но и нельзя говорить о том, что мусульманское право ус-
тупило свои позиции. Лишь в Турции в начале двадцатого века мусульманское право во
всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на ос-
нове буржуазных моделей.
В принципе по степени применения и влияния норм мусульманского права стра-
ны исламского востока можно разделить на четыре группы:
1) страны, где мусульманское право применяется максимально широко. Все законы,
принимаемые в данных странах, должны соответствовать нормам шариата (Саудовская
Аравия, Иран, ОАЭ);
2) государства, где мусульманское право не столь всеобъемлюще, но продолжает ре-
гулировать отношения «личного статуса» (Ливия, Пакистан, Судан);
3) страны, конституционное право которых закрепляет особые положения ислама и
мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой
государства может быть только мусульманин, а мусульманское право – источник законо-
дательства (Сирия, Ирак, Сомали, Мавритания);
4) страны, где брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основопола-
гающих институтов мусульманского права. Так, в Тунисе законодательно запрещена по-
лигамия, а семейный кодекс республики Йемен 1974 г. наделил женщину равными с
мужчинами правами в семейных отношениях.
Еврейское право
Древнейшее право еврейского народа заслуженно занимает достойное место в
мировой истории права. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священ-
ных книгах, получили свое распространение практически по всему миру. Одной из ха-
рактерных особенностей еврейского права является то, что, несмотря на значительный
исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало, право
было сохранено2.
Религия в Израиле не отделена от государства и сохраняет определенное влияние в
правовой сфере. В частности, семейное право, особенно вопросы брака и развода, в основ-
ном остаются прерогативой раввинских судов, которые решают их в строгом соответствии
с Галахой (законодательная часть раввинистической литературы, а также вся нормативная
сфера в иудаизме). Согласно требованиям Галахи обеспечивается также установленное за-
1 Мелехин А.В. Теория государства и права. – С. 224.
2 Там же. С. 174.
Общая теория права
254
коном обязательное соблюдение кашрута в Армии Обороны Израиля, статус субботы в ка-
честве общегосударственного выходного дня и главных религиозных праздников как не-
рабочих дней. Поскольку возведение через принятую юридическую процедуру некоторых
религиозных установлений в ранг государственных законов не создает никакого специфи-
ческого светского еврейского права, а представляет собой легитимацию в определенных
пределах прямого влияния религии на государственную и общественную жизнь, вопрос о
месте религии в Государстве Израиль в целом был и остается предметом острых разногла-
сий. Ортодоксальные религиозные круги (харедим), составляющие не более 15% населе-
ния, требуют абсолютного приоритета Галахи над государственным законодательством, а
самые крайние их представители открыто стремятся превратить страну в теократическое
«государство Галахи»1.
Особенности избирательной системы в Израиле, которые делают необходимым
создание после парламентских выборов правительственных коалиций, обладающих
весьма незначительным, как правило, большинством, позволяет ортодоксальным религи-
озным кругам через свои политические партии (Агуддат Исраэль, Шас, Дегел ха-Тора),
хотя их представительство в Кнессете почти никогда не достигало и 15%, добиваться оп-
ределенных уступок в этом направлении. Так, в 1990 г. Агуддат Исраэль за согласие войти
в правительственную коалицию потребовала и получила от Ликкуда обязательство про-
вести через Кнессет законы, запрещающие производство и продажу свинины в стране и
рекламу, в которой используется даже частичное изображение обнаженного женского
тела, а также законы, ставящие почти под полный запрет аборты и еще более ограничи-
вающие движение общественного транспорта по субботам (немалые уступки удавалось
получить этим партиям в прошлом и от Ма‘араха). Выступающая с противоположных
позиций группа населения, чьи требования полной секуляризации законодательства ка-
саются и семейного права, также относительно невелика. Значительное же большинство
еврейского населения Израиля отвергает обе эти крайности; решительно выступая про-
тив попыток превратить страну в теократическое государство, оно, однако, считает, что
для еврейского государства необходимо сохранение ряда идущих от иудаизма традиций,
но уже в качестве не столько религиозных, сколько национальных.
В уголовном праве религия также тесно связана с правом. Это касается не только
десяти заповедей. Достаточным будет упомянуть принцип зеркального талиона (око за
око), объективного вменения, применяемый в Израиле и нашедший отражение в Ветхом
завете (книга Исход, 21, 24).
Реальная роль современного еврейского права в системе израильского законода-
тельства определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. В целом, по-
зиция правительства сводится к следующим требованиям. Закон, прежде всего, должен
учитывать существующие в стране отношения. Он должен базироваться на положениях
существующих в стране юрисдикционных норм, еврейском праве и международном пра-
ве. При возникающих юридических коллизиях предпочтение в большей степени отдает-
ся положениям еврейского права2.
Индусское право
Индусское право – это право общины, которая в Индии и других странах Юго-
Восточной Азии исповедует индуизм. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих после-
дователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному понима-
нию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ
1 Электронная Еврейская энциклопедия (http://www.eleven.co.il/).
2 Мелехин А.В. Теория государства и права. – С. 176.
Глава 11. Источники и формы права
255
жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль,
которая в других типах обществ принадлежит праву. Подавляющее большинство жите-
лей Индии исповедуют эту доктрину, которая, таким образом, играет важную роль в от-
ношениях, связанных с «личным статусом». Вместе с тем сегодня в Индии значительный
круг общественных отношений регламентирован общенациональными нормами, осно-
ванными на английских понятиях.
Индусское право в наши дни приобрело в Индии совершенно новые черты. Оно
остается правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Однако от-
пало много обычаев, нарушавших его единообразие. Это первое значительное изменение
по сравнению с прошлым. Значительны и изменения по существу, причем такие, кото-
рые не являются безупречными с ортодоксальной точки зрения. Дхарма должна приспо-
собиться к социальным группам, находящимся на разных стадиях цивилизации. Она ни-
когда не претендовала на то, чтобы быть чем-то большим, чем сводом идеалов, призван-
ных направлять поведение людей. По своей природе она допускает различные времен-
ные уступки, если того требуют обычаи или законодательство. Все это отличается от си-
туации с мусульманским правом. Нынешние руководители Индии могут существенно
отходить от дхармы как модели права. Они не упускают возможности подтверждать свою
приверженность принципам индусской цивилизации. Стремление быть верным тради-
ции прослеживается сквозь все трансформации, и поэтому индусское право остается од-
ной из фундаментальных существующих сегодня концепций социального строя.
Если право из рамок индусской общины перенести в границы географической
территории страны, то это будет означать радикальную трансформацию. Она уже про-
изошла в ряде сфер, и здесь мы видим уже не индусское, а индийское право.
Статья 44 Конституции Индии предусматривает издание единого Гражданского
кодекса для всех граждан Индии. Однако, как известно, до сих пор применяется другой
метод: все усилия направлены на модернизацию и унификацию индусского права. Тем
не менее вполне возможно, что положения Конституции в Индии будут частично осуще-
ствлены путем реформ, которые по частным вопросам отменят или изменят право лич-
ного статуса, чтобы заменить его правом, одинаковым для всех.
Может быть, некоторые законы и выражают это движение, предусматривая и ре-
гулируя отношения между гражданами Индии, исповедующими разные религии. Так,
специальный Закон о браке 1954 года объявляет действительными с точки зрения закона
браки между индусами и мусульманами (или другими неиндусами). Принятие этого за-
кона хорошо показывает революцию идей, происшедшую в течение века. Проект такого
закона был создан еще в 1850-х гг. Генри Мэном, но не был осуществлен в связи с вызван-
ной им единогласной оппозицией: «…Епископы, пандиты, раввины, мобеди и муллы –
все были полностью единодушны на этот раз»1. Возможно, что право лиц будет разви-
ваться таким образом, чтобы создать своего рода новое jus gentium (право народов), при-
меняемое в областях, в которых ранее действовали различные личные статусы.
Каким бы ни было будущее развитие, в настоящее время индусское право остается
для огромного большинства индусов единственным важным корпусом права. Оно регла-
ментирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус не
только включает неимущественные отношения, но и распространяется на важные иму-
щественные права, каковыми считают право наследования или статус общности семей-
ного имущества. Индусское право проникает через этот канал и в предпринимательское
право. Например, если какое-либо предприятие эксплуатируется членами одной семьи
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международ-
ные отношения, 1996. – С. 341.
Общая теория права
256
без участия посторонних лиц – а это бывает очень часто, – нормы торгового права, со-
держащиеся в законе о товариществе, не применяются. Отношения между участниками
будут регулироваться в этом случае индусским правом, так как эти отношения вытекают
из личного статуса и считается, что они не имеют отношения к договору. Нет нужды
подчеркивать важность института общности семейного имущества в вопросах кредита в
стране, где только семья может, в принципе, быть собственником. Впрочем, совместная
семейная собственность становится как будто более редкой.
Встает вопрос о соотношении законодательства и социологической реальности в
стране. Законодатель может росчерком пера ликвидировать режим каст, разрешить браки
между лицами, принадлежащими к разным кастам, заменить традиционные собрания каст
собраниями деревень. Эта деятельность, необходимая для развития страны, заслуживает
одобрения. Но законодатель не может за один день изменить привычки и мировоззрения,
имеющие вековые корни и связанные с религиозными верованиями. 80% индусов, живу-
щих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так, как жили их
предки; управление ими и правосудие осуществляются помимо официальных органов на
основании традиционных и хорошо знакомых им институтов. Деятельности законодателя
здесь недостаточно, нужна терпеливая работа по перевоспитанию. Успех ее связан с разви-
тием современной экономики в Индии. Трудно, конечно, выйти из этого порочного круга,
так как это развитие в значительной степени тормозится структурой, верованиями и пове-
дением, выкованными очень уважаемой традицией с незапамятных времен1.
Право и религиозные нормы в Российской Федерации
В истории права были целые эпохи, когда ___________многие религиозные нормы носили юри-
дический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-
правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных ис-
ламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна – основа религиозных, правовых и
моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «пра-
вильный путь к цели» (шариат).
В нашей стране до Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. ряд брачно-
семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церко-
вью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделения
церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского
права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, сопри-
касаются с действующим правом в ряде отношений.
Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод регулируются
нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Осо-
бая роль принадлежит Конституции Российской Федерации. К числу концептуальных
конституционных гарантий относятся следующие:
? в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);
? Российская Федерация – светское государство (ст. 14);
? никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза-
тельной (ст. 14);
? религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);
? государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина незави-
симо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по
признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – С. 341–342.
Глава 11. Источники и формы права
257
? каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо-
вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убежде-
ния и действовать в соответствии с ними (ст. 28);
? не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть
и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);
? каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступле-
нию в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);
? гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероиспо-
веданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных феде-
ральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской служ-
бой (ч. 3 ст. 59).
Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области сво-
боды совести являются общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации.
Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в
области свободы совести получили развитие во многих нормативных правовых актах.
К числу важнейших базовых законов относится Федеральный закон «О свободе со-
вести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 года. Он прин-
ципиально отличается от действовавшего ранее Закона РСФСР «О свободе вероиспове-
даний», принятого еще в 1990 году.
В частности, в законе от 1997 года существенным образом был изменен порядок
создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями
и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной рели-
гиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные
граждане и лица без гражданства могут являться только участниками религиозной орга-
низации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской
Федерации.
Законом также введено новое понятие – религиозная ___________группа, которой признается
добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и
распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации
и приобретения правоспособности юридического лица. С одной стороны, это положение
закона дало возможность религиозным объединениям легально действовать без государ-
ственной регистрации.
Однако законодателем были установлены также, как представляется, неоправдан-
ные условия для преобразования религиозной группы в религиозную организацию –
пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтвер-
ждение о вхождении в структуру уже действующей централизованной религиозной ор-
ганизации. Закон существенно ограничил права религиозных организаций, созданных
до его вступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существова-
ние на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет1.
Кроме того, Федеральный закон содержит ряд внутренних противоречий, что на
практике приводит к расширительному толкованию отдельных его положений и, как
следствие, нарушению прав граждан и религиозных объединений. Например, в тексте
преамбулы закона указывается «особая роль» одной конфессии и дан перечень «уважае-
мых» государством религий, что нарушает конституционный принцип равенства рели-
гиозных объединений перед законом и вызвало немало недоразумений и конфликтных
ситуаций.
1 Пчелинцев А.В. Пресса и религиозные конфликты // Прикладная конфликтология для журна-
листов. – М.: Издательство «Права человека»: Центр экстремальной журналистики, 2006. – С. 67–80.
Общая теория права
258
Помимо Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединени-
ях», на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных пра-
вовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы свободы совести и
деятельности религиозных объединений.
Наряду с федеральным законодательством более чем в 10 субъектах Российской
Федерации действуют собственные законы о реализации свободы совести и вероиспове-
дания. Все они в разное время приводились в соответствие с федеральным законодатель-
ством. Однако сделано это было во многом формально и непоследовательно.
Между тем, согласно пункту «в» статьи 71 Конституции РФ, регулирование отно-
шений, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской
Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации своими законами и други-
ми нормативными актами не вправе сужать и ограничивать свободу совести и деятельно-
сти религиозных объединений, установленные Конституцией и федеральным законода-
тельством. В их компетенции могут быть вопросы защиты прав и свобод человека, нахо-
дящиеся, согласно пункту «б» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов1.
Важно помнить, что в современной России гражданский мир может и должен быть
устроен на принципах, отвечающих религиозным представлениям и традициям всех лю-
дей и всех народов, обеспечивающих их подлинное равенство. Ибо невозможно создать
стабильный мир, базируясь на одной религии, одной системе ценностей, в ущерб всем
остальным.
1 Пчелинцев А.В. Пресса и религиозные конфликты // Прикладная конфликтология для журна-
листов. – С. 67–80.
Глава 11. Источники и формы права
259
Практические задания
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение понятий «форма» и «источник» права.
2. Характеристика основных форм права.
3. Понятие, признаки и виды нормативных актов. Особенности соотношения норма-
тивных актов в федеративном государстве.
4. Действие нормативно-правовых актов во времени. Принципы движения нормативно-
правовых актов во времени. Немедленное действие. «Переживание» закона. Обрат-
ная сила закона.
5. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Принцип экстерриториальности.
6. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Контрольные _____________вопросы
1. В каком соотношении находятся понятия «форма» и «источники» права?
2. Какие существуют формы внешнего выражения (источники) права?
3. Какие существуют источники права в формальном аспекте?
4. Что такое правовой обычай и какова специфика его применения в качестве источни-
ка права?
5. Что такое юридический прецедент? Какие существуют виды юридических прецедентов?
6. Какова роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании?
7. Что представляет собой юридическая доктрина как источник права?
8. В чем заключается специфика нормативного договора как источника права?
9. В чем заключается специфика применения в качестве источника права общеправо-
вых принципов?
10. Что такое нормативно-правовой акт?
11. Какие существуют виды нормативно-правовых актов?
12. Перечислите признаки закона.
13. Назовите виды законов.
14. В чем заключается специфика подзаконных нормативно-правовых актов?
15. В чем заключается специфика актов органов местного самоуправления?
16. В чем заключается специфика локальных нормативных актов?
17. В каком соотношении находятся понятия «право» и «закон»?
18. Поясните принцип верховенства закона.
19. Поясните принцип Конституции.
20. Поясните принцип прямого действия Конституции.
21. В чем проявляются особенности соотношения нормативных актов в федеральном го-
сударстве?
22. В чем проявляется взаимосвязь сущности и формы права?
23. Что означает действие закона во времени?
24. Назовите способы вступления закона в силу.
25. Назовите способы утраты законом силы.
26. Что означает немедленное действие закона?
27. Что означает «переживание» закона?
28. Что означает обратная сила закона?
29. Как соотносятся понятия «действие закона во времени» и «движение закона во вре-
мени»?
Общая теория права
260
30. Что означает действие закона в пространстве?
31. Назовите способы действия закона в пространстве.
32. В чем заключается принцип экстерриториальности движения закона в пространстве?
33. Что означает действие закона по кругу лиц?
34. Назовите способы действия закона по кругу лиц.
Задание для самостоятельной работы
1. Выбрать по пять примеров источников права следующих видов: закон, кодекс, указ,
устав, положение, постановление, распоряжение, инструкция. Укажите, какие орга-
низации имеют право издавать свои акты в названных формах.
2. Выбрать из перечисленных ниже источников нормы права, определяющие действие
данного закона во времени (а также движение закона во времени), пространстве (а
также экстерриториальность) и по кругу лиц:
– Гражданский кодекс России;
– Уголовный кодекс России;
– Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Внести в Словарь следующие юридические термины: Форма права. Источник права.
Источники права в формальном смысле. Источники права в материальном смысле.
Источники знаний о праве. Источники права в идеологическом смысле. Правовой
обычай. Обычай делового оборота. Юридический прецедент. Судебный прецедент.
Административный прецедент. Юридическая доктрина. Нормативный договор.
Нормативно-правовой акт. Закон. Подзаконный акт. Конституция. Верховенство за-
кона. Верховенство Конституции. Прямое действие Конституции. Локальные норма-
тивные акты. Действие нормативного акта во времени. Действие нормативного акта в
пространстве. Действие нормативного акта по кругу лиц. Вступление нормативного
акта в законную силу. Утрата нормативным актом законной силы. Немедленное дей-
ствие закона. «Переживание» закона. Обратная сила закона. Экстерриториальность.
Глава 12. Правотворчество
261
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме §11.5. Право и религия в современном мире:

  1. ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  2. Римляне и варвары в контексте современных представлений об исторических моделях традиционных обществ
  3. Исторические формы религии
  4. § 1. Правовая природа ограничений прав
  5. Параграф второй. Методология общего сравнительного правоведения
  6. § 1.1. Право и государство в условиях глобализации мира: постановка проблемы
  7. § 3.3. Правосознание перед вызовами глобализма
  8. § 3.2. Распространение мусульманского уголовного права в мире
  9. ЛЕКЦИЯ 6.  ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ
  10. ЦЕННОСТЬ ЧАСТНОГО ПРАВА 1
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -