<<
>>

§23.6. Правосознание. Правовая культура.

Правовое воспитание

Правосознание

Сознание выступает единством всех психологических процессов, состояний и

свойств человека как личности. Это высший уровень психического отражения человеком

объективной действительности. Это единство всех форм познания человека, его пережи-

ваний и отношений к тому, что он отражает (ощущения, память, мышление, мечта, на-

строение, принципиальность и др.).

Носителем сознания может быть только личность, т.е. человек в единстве всех

своих социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую дея-

тельность.

Структурными элементами сознания являются: постоянство сознания, познание

(приобретение в ходе общественно-практической деятельности знаний об окружающем

мире – от ощущений к творческому мышлению), знания (целостная и систематизирован-

ная совокупность понятий, усвоенных человеком с помощью мышления и памяти), ус-

воение (понимание, запоминание и возможность использования определённых сведе-

ний), переживания (реакция на конкретные обстоятельства, факторы, отражение реаль-

ного мира). Высшим уровнем сознания выступает самосознание.

Правосознание – это производная от общего понятия сознания. В самом термине

«правосознание» объединены два слова – «сознание» и «право». Следовательно правосоз-

нание – это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого яв-

ляется законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности

личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, право-

мерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и многое другое.

1 См. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – С. 31.

Глава 23. Правовая культура

413

Правосознание – это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, устано-

вок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к дейст-

вующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к

правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.

Правосознанию присущи следующие черты:

• это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с

нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

• выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым

явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомер-

ному и противоправному поведению и т.п.);

• охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и

всю сферу бессознательного духовного опыта1;

• даёт представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое

помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно по-

нять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе,

равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем

самым закладывают основы желаемого, будущего права).

Правосознание – сложное по своему содержанию явление. В нём выделяются: 1)

когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием «правовая идеоло-

гия», и 2) психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология».

Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой

психологией.

Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретиче-

ской форме отражают правовые явления общественной жизни. Будучи главной, профи-

лирующей частью правосознания, она представляет собой как теоретико-философское,

так и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования

важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, пу-

тей дальнейшего развития. Правовая идеология включает такие концептуально оформ-

ленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности,

народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита при-

роды и рациональное использование её богатств, борьба с преступностью, развитие и ук-

репление сотрудничества между государствами и народами. Она представлена:

• научными идеями (например, представления о справедливом государственном

строе реализуются в идее правового государства);

• положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволя-

ют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и право-

применительной деятельности.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, стереоти-

пов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение соци-

альных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам,

правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная

психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установле-

ния и их действие, на качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями,

действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или,

наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения,

огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов преломить кримино-

1 Малько А.В. Теория государства и права. – С. 158.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

414

генную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного за-

кона формируют область правовой психологии. Она складывается из совокупности пси-

хологических и правовых явлений, к числу которых А.А. Иванов1 относит:

• правовая потребность – побудительный мотив, источник правовой активности,

внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной цен-

ности права и необходимости использовать исключительно правовые средства;

• правовая установка – особое психическое состояние предрасположенности субъек-

та права к определённой правовой активности в той или иной правовой ситуации;

• правовой менталитет – устойчивое мировоззрение личности, социальной группы,

общества в целом в отношении права;

• правовой мотив – внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая пси-

хическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов;

• ценностно-правовые ориентации – совокупность качеств личности (чувство право-

вого долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убеж-

дённость в их целесообразности и истинности и др.), определяющих в своём единстве пра-

вовую позицию к праву, к его институтам;

• правовое настроение – эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо

правовых событий или состояния права;

• правовые чувства – довольно длительная и устойчивая форма переживания,

имеющая стабильную мотивационную и относительно неизменную реакцию на состоя-

ние правовой действительности;

• правовые эмоции – непосредственное переживание жизненного смысла опреде-

лённой ситуации, обусловленное её соотношением с потребностями субъекта;

• правовые навыки – закреплённые в ходе жизнедеятельности человека стереотип-

ные приёмы законопослушного поведения;

• правовые привычки – закреплённые в обычаях и традициях представления о пра-

вомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказа-

нии, правах и обязанностях;

• правовая сплочённость – высокая степень духовной и социально-психологической

организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни и др.

Характеристика, отражающая отношение людей к праву и его установкам с точки

зрения глубины и направленности правовых знаний и переживаний, называется уровнем

правовой психологии.

Высокий уровень развития правовой психологии – это уровень достоверного, сис-

тематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реаль-

ности, характеризующийся максимальным соответствием социально-психологических

явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой

психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граж-

дан, всех членов группы, коллектива.

Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о всё большем не-

совпадении её с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихся кримино-

генных социально-психологических предпосылок, проявляющихся всё чаще, шире и

глубже в противоправном поведении членов общности.

Правосознание выполняет следующие функции:

• Познавательная (гносеологическая) функция выражается в получении и система-

тизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности

человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.

1 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. – М., 2007. – С. 196.

Глава 23. Правовая культура

415

• Оценочная функция. В ней выражается оценка всех правовых институтов, отдель-

ных действующих норм с позиций их эффективности, актуальности, связи с обществен-

ной жизнью, интересами личности, обеспечения её материальных и духовных потребно-

стей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей – справедливо-

сти, гуманизма, свободы.

• Функция правового моделирования (прогностическая). Правосознание является

необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его разви-

тия и совершенствования. Прежде чем получить своё выражение в юридических актах,

будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в право-

творчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его

норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регули-

рования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обуславли-

ваются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юриди-

ческой культурой. Для высокого качества деятельности законодателя большое значение

имеют изучение и учёт общественного мнения, использование предложений по совер-

шенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах

СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В совре-

менных условиях, когда практически создаётся качественно обновлённая правовая сис-

тема России, существенно возрастают роль юридической науки и правотворческой дея-

тельности, её ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.

• Регулятивная функция – это регламентационно-результативное воздействие пра-

восознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания). Это свойство пра-

восознания особенно важно для юристов. Судья, прокурор, другое должностное лицо в

процессе рассмотрения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению

правовые нормы, понять их цели и социальное значение, внимательно оценить обстоя-

тельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело.

Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. Важно при этом подчерк-

нуть, что правосознание не может быть основанием для отхода по тем или иным при-

чинам (устарелость, нецелесообразность и т.п.) от точного смысла закона, решения дела

вопреки и независимо от его содержания. Противопоставлять в правоприменительной

деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных

принципов правосознания – это необходимость укреплять законность в государстве,

противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым

беспределом недобросовестных работников государственного аппарата.

• Идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания

внутренней потребности соблюдать нормы права, формирования такой черты характера

человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценно-

сти, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для форми-

рования правовой установки личности, т.е. её психологической предрасположенности к

соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и

психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также ши-

рокая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей – справедливости, граждан-

ского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрас-

тающей роли права в общественной жизни – как действенного инструмента обеспечения

и защиты интересов личности, материального и духовного прогресса человечества.

Носителями правового сознания являются отдельные индивиды, группы людей.

С учётом этого принято выделять индивидуальное, групповое и массовое (общенацио-

нальное) правосознание. Каждое из них имеет своё специфическое содержание, по-

Общая теория правовой культуры и правового мышления

416

разному оказывает влияние на организацию поведения в правовой сфере её носителя, на

законотворчество, эффективность деятельности правоохранительных структур.

Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных об-

стоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной

социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и

т.п. Будучи зависимым от группового, индивидуальное правосознание вместе с тем сохра-

няет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями

людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профес-

сионального окружения и другими обстоятельствами. А.Б. Венгеров верно заметил, что

индивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонкон-

формизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания права

(правового нигилизма), до надежды на новые перемены1. В любом случае индивидуаль-

ное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности,

фактором её включённости в политическую жизнь общества, эффективным условием

пользования своими правами и свободами.

Так же разнообразно и сложноструктурировано групповое правосознание. Его от-

личиями являются: принадлежность его носителей к определённому классу, социально-

му слою, или страте, выполняемая социальная роль или занимаемая социальная «ниша»,

занимаемая правовая позиция, отношение к закону, праву, правовым учреждениям и т.д.

Массовое (или общенациональное) правосознание производно от индивидуально-

го и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового,

оно менее ситуативное, имеет свои особенные формы выражения, например, проявляет-

ся в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характе-

ра и уровня массового правосознания имеет большое значение для законотворческой ра-

боты, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирова-

ния правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание

подвержено действию массового правосознания.

В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального

компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) пра-

восознание.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их оценки, эмоции

по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными

условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сво-

дятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, оп-

ределяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание – взгляды, традиции, убеждения, складываю-

щиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и

имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы. От последнего во многом

зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспру-

денции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретиче-

ской мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юриди-

ческой практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гумани-

стический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Научное познание – теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентриро-

ванном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и

юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридиче-

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – С. 571.

Глава 23. Правовая культура

417

ских дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысле-

ние права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития за-

конодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой

политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других право-

вых реформ.

Для многонациональной, многоконфессиональной страны, государственность

которой к тому же имеет федеративную структуру, проблема формирования толерант-

ного правосознания как у населения, так и должностных лиц государства чрезвычайно

актуальна.

Толерантность, как свойство правосознания, предполагает терпимость к образу

жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфес-

сий, к их поведению в правовой сфере, правовым чувствам, а равно правовым идеям, по-

зициям, мнениям, к верованиям, способам действия и чувствам, отличным от собствен-

ных. Это одновременно признание правовых идеалов и ценностей других людей, их ве-

рований, конкретное отношение к способам удовлетворения ими своих потребностей и в

этой связи уважительное отношение к нормам и традициям, закрепляющим инварианты

правового образа людей. Философия толерантности признаёт принцип равенства между

людьми вне зависимости от социального, религиозного, национального происхождения.

Толерантность проявляется в разных сферах правовой жизни общества. В частно-

сти, религиозная толерантность допускает свободу совести, напротив, нетерпимость влечёт

инквизицию, подавление религиозных меньшинств, факты неправового отношения и по-

ведения к представителям тех или иных религиозных конфессий. В политической сфере

нетолерантное поведение власти находит выражение в запрете политической оппозиции,

ограничении деятельности СМИ и др.

Толерантность – сложное личностное образование, оно обусловлено характером со-

циально-правовой среды, в условиях которой протекает правовая социализация личности,

на неё оказывают влияние государственно-правовые традиции1, в целом правовой климат

общества, её формирование подвержено и целенаправленным формам воздействия.

Правовая культура

Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны че-

ловеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая

культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.

Под правовой культурой в литературе предлагается понимать «систему овеществ-

лённых и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права и их

отражение в сознании и поведении людей» (А.Р. Ратинов)2.

Правовая культура – разновидность социальной культуры. Она представляет со-

бой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры

личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действие в

соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опира-

ется на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологиче-

ские и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно счи-

тать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче-

1 Арановский А.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб.: Юридический центр

Пресс, 2003. – С. 299.

2 Малько А.В. Теория государства и права. – С. 160.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

418

ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей дея-

тельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих

элементов:

• психологического;

• идеологического___________;

• поведенческого.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, вклю-

чая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения

требованиям юридических норм.

Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с

правовым актом, выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать

сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными.

Правовая культура общества – это обусловленное социальными, духовными, поли-

тическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни

общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явле-

ний (правовых актов, юридической деятельности, правосознания и т.д.), а также степенью

гарантированности государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

• уровня правосознания и правовой активности общества;

• степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура

юридических текстов и т.п.);

• степени прогрессивной юридической деятельности (культура правотворческой,

правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризу-

ется:

• полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

• реальной потребностью в праве;

• состоянием законности и правопорядка в стране;

• степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования

и т.п.

Кроме общепризнанных универсальных типов правовой культуры, в правовой

жизни существуют также и такие её образования, которые характерны для этнических,

конфессиональных, региональных и других социальных групп, отличающихся специфи-

ческими взглядами и побуждениями на правовые явления, отношением к праву, мотива-

цией правовых действий и пр. Можно сказать, что те проявления правовой культуры, ко-

торые характеризуют процесс усложнения и индивидуализации правовой жизни, име-

нуются правовой субкультурой. Для формирования разных субкультур серьёзным поводом

являются социально-этнические различия. Значит, наличие правовой субкультуры свя-

зано с социальной неоднородностью общества. Различия в субкультурах отображаются

на восприятии права, степени и характере правовой активности и др. Соответственно в

основе правовой субкультуры лежат базисные ориентации и более или менее значимой

вариации, качественно различающие правовые ценности. Каждая субкультура, кроме

рациональных представлений, имеет признаваемые людьми и рефлексивные неоформ-

ленные (подсознательные) взгляды, оценки ассоциации и чувства.

Степень общности между различными субкультурами – фактор, воздействующий

на стабильность правопорядка. Однако субкультуры могут стать и источником дестаби-

лизации правового развития. Их противодействие ведёт к утрате общенациональных

правовых идеалов.

Глава 23. Правовая культура

419

Правовая культура представляет собой всё юридическое «богатство», выраженное

в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических

ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому

прогрессу. Наиболее объективным показателем правовой культуры является степень раз-

витости его государственных институтов и норм.

Правовая социализация личности. Правовое воспитание

Правовая социализация в буквальном смысле – это «вхождение» человека в право-

вую среду (приобщение к ней), предполагающее включение человека в мир права, усвое-

ние им и поддержание правовых норм, образцов и стандартов, следование правовым

традициям; механизм интеграции личности в среду действия права. Правовая социали-

зация представляет собой перманентный процесс взаимодействия личности и социально-

правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований статусного право-

вого поведения, приобретение правокультурных ценностей и ориентиров, ведущих к

формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осущест-

влять правовую деятельность. В конечном счёте, она обеспечивает «мобилизацию» права

для удовлетворения отдельным индивидом, социальной группой средствами права мно-

гообразных публичных и частных интересов, выполнение заданных ими функций.

Посредством правовой социализации из поколения в поколение обеспечиваются

передача и сохранение социально-правового опыта, формирование «правовой памяти»

общества и личности; в ходе правовой социализации формируются внутренний право-

вой мир человека, его правовая психика, складываются базовые правовые ценности, фор-

мируются статусные ориентации, а в последующем происходит накопление нового пра-

вового знания, переоцениваются, корректируются установки и правовые позиции, про-

исходит постоянный обмен энергией с социально-правовой средой.

Правовая социализация – сложный многоплановый процесс, включающий:

a) «дрессировку права» (Петражицкий Л.И.)1 –накопление навыков адекватного реаги-

рования на правовые требования, самостоятельной ориентации в правовом пространстве;

б) формирование осознанного отношения к правовой действительности в результате

приобретения нового комплекса правовых знаний (осознание права);

в) правовую аккультурацию (освоение человеком новых для него правовых ценно-

стей в процессе целенаправленного правовоспитательного воздействия);

г) «скрытый» процесс юридизации человеческих чувств и представлений вследствие

непосредственного влияния права (воспитания правом).

В процессе правовой социализации происходят: передача личности накопленных

в обществе норм и ценностей правовой культуры, овладение языком права, привитие на-

выков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде, мобилиза-

ция возможностей права для участия в правовой жизни общества, накопление мировоз-

зренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выра-

ботку стратегии поведения в самых разнообразных юридических ситуациях. Значение

правовой социализации очевидно: отсутствие свойств, приобретённых человеком в про-

цессе правовой социализации, не только затрудняет, но и нередко лишает его возможно-

сти включиться в сферу действия права. Огромное влияние на процесс правовой социа-

лизации оказывает образ жизни конкретного человека – его микросоциум, с комплексом

своих требований и методов их осуществления.

1 Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 471.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

420

Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных фак-

торов человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо про-

тивоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им

ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отно-

шении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм

права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения

правосознания личности именуются дефектностью её правовой социализации. Иногда эта

дефектность может принимать совершенно крайние формы, при которых правовое на-

чало сознательно или целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти,

жестокости, алчности и по многим другим причинам. Это в конечном счёте приводит к

правовому перерождению. «Современное состояние отечественного правосознания ха-

рактеризуется наличием в нём некоего правового вакуума, который необходимо чем-то

заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен ду-

ховно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой – криминальным, уголов-

ным менталитетом с его глубоким нигилистическим отношением к праву»1.

В общей социологии выделяют два этапа социализации – первоначальный и вто-

ричный, характерные для правовой социализации. На первом этапе происходит фор-

мирование правовых качеств, необходимых для взаимодействия с социально-правовой

средой. Агентами социализации выступают такие институты, как семья, система право-

вого образования, обучения и воспитания, СМИ, религиозные учреждения, иные ин-

ституты гражданского общества. Очевидно, что к моменту приобретения человеком

полной дееспособности такой период должен быть завершён. Второй этап связан с пе-

редачей накопленного правового опыта в правовую среду. С развитием правовой ин-

формированности, накоплением новых знаний и правового опыта на этом этапе проис-

ходит коррекция уже сформированных правовых позиций, наблюдается переоценка

приобретённых правовых ценностей.

Важное правосоциализирующее значение на обоих этапах оказывают системы

правового воспитания и юридического всеобуча.

Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса разно-

образных (и разнонаправленных по своей значимости) факторов, причём как объектив-

ного, так и субъективного характера. Первая группа таких факторов характеризует про-

цесс воспитания правом, когда право, его нормы и институты, правовые учреждения

«стихийно» формируют образ права; вторая группа предполагает целенаправленную

систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспита-

ние и обучение.

Правовое воспитание – это основанная на дидактических принципах правовой

педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и

общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп насе-

ления правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функциониро-

вание в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и

правопорядка, развитию демократии, созданию ___________прочного нравственно-правового кли-

мата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая доб-

ровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Пра-

вовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования

общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание

осуществляется через определённую систему, формы, с помощью определённых

средств и методов.

1 Матузов Н.И. Теория государств и права. – С. 236.

Глава 23. Правовая культура

421

К формам воспитания относятся:

• правовое обучение и образование – целенаправленный процесс формирования

высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения сис-

тематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоре-

тической и практической деятельности в сфере права;

• правовая пропаганда (правовое информирование) – целенаправленный иниции-

рованный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью

формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с

помощью различных приёмов и способов, в том числе средств массовой информации;

• юридическая практика – процесс, способствующий передаче юридической ин-

формации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприме-

нительной деятельности.

Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на

принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего зако-

нодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти,

правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных органи-

заций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка;

распространение передового опыта правовой работы и т.д. «Народу необходимо и дос-

тойно знать законы своей страны, это входит в состав правовой жизни. Право говорит на

языке сознания и обращается к сознательным существам, оно утверждает и отрицает, оно

формулирует и требует – для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и

осознавали формулированное требование»1.

Методы правового воспитания представляют собой совокупность приёмов и спо-

собов воздействия на правосознание и поведение людей (убеждение, поощрение, наказа-

ние и иные приёмы психолого-педагогического воздействия) с целью формирования у

них правовой культуры. Организационная структура, включающая субъекты (органы,

которые проводят воспитательную работу), объекты (категории населения, по отноше-

нию к которым проводится правовоспитательная работа), представляет систему правово-

го воспитания.

Элементом этой системы является юридический всеобуч, представляющий собой

систему общественных институтов, обеспечивающих поэтапное, всеобщее приобщение

людей к праву, воспитание у них современного правового мышления, приобщение к

подлинным ценностям правовой культуры, формирование способности и готовности ак-

тивно участвовать в политическом процессе (правовой жизни общества) путём эффек-

тивного использования демократических прав и свобод, добросовестного использования

юридических прав и обязанностей.

Потребность в юридическом всеобуче обусловлена задачами формирования пра-

вового государства, интересами отдельной личности и групп людей использовать пра-

вовые средства для достижения фактических целей осуществляемой ими деятельности.

Т.е. цель всеобуча – обеспечение правовой социализации личности, подготовка её к

участию в правовой жизни общества.

В современных условиях юридический всеобуч предполагает решение следующих

задач:

1) ликвидацию у населения и должностных лиц государства правовой безграмотно-

сти;

2) охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как

важнейшим условием социализации человека в обществе;

1Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. 2007. – С. 200.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

422

3) привитие каждому человеку внутренне осознанной потребности и способности

активно использовать правовые средства для удовлетворения как личных, так и общест-

венных интересов;

4) формирование цивилизованного отношения к правовому инструментарию, иско-

ренение правового нигилизма.

Юридический всеобуч – это не «случайное» собрание всех форм правовоспита-

тельной работы, а качественно новая организация обучающе-воспитательной работы.

Она должна основываться на принципиально иных началах: всеобщности – охвате всего

населения правовым обучением; обязательности правового обучения для всех без ис-

ключения, т.е. обучение праву становится обязанностью всех граждан, должностных

лиц, хотя, разумеется, степень обязательности различна; длительности – обучение долж-

но охватывать такой период времени, который позволяет достичь поставленной цели;

научности, т.е. отвечать потребностям практики, основываясь на принципах правовой

педагогики; высокой результативности – юридический всеобуч должен обеспечить фор-

мирование у обучаемых необходимого для данного периода жизни страны уровня пра-

вовой культуры, правовой информированности, достаточных для активного участия

граждан и должностных лиц в политической и правовой жизни; достаточности ресурсно-

го и организационного обеспечения, позволяющего государству расходовать на цели

юридического всеобуча необходимые денежные средства, использовать материально-

технические возможности, привлекать обученный персонал и т.п.

Юридический всеобуч не стоит отождествлять с правовым воспитанием. Послед-

нее охватывает все формы и направления деятельности государственных органов и об-

щественных формирований, иных социальных институтов общества по формированию

правосознания широких слоёв населения, уважения граждан к закону. Юридический

всеобуч наряду с решением общей задачи – формирование уважения к закону, направ-

лен прежде всего на формирование нового правового мышления.

Глава 23. Правовая культура

423

Практические задания

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, структура и функции правосознания.

2. Виды и уровни правосознания.

3. Правовая культура:

– место и роль правовой культуры в системе культуры общества;

– основные функции правовой культуры;

– структура правовой культуры;

– правовая культура общества и отдельной личности.

4. Нигилизм как общесоциальное явление:

– понятие правового нигилизма, его источники и причины;

– основные формы проявления правового нигилизма;

– понятие, причины и последствия правового идеализма.

5. Понятие прав человека, их гуманистической природы. Права человека и гражданина.

6. Права и свободы личности. Универсализм прав и свобод. Правовое понятие свободы

личности. Виды прав и свобод личности, их характеристика. Право на жизнь и его

основополагающее значение в системе прав и свобод личности. Достоинство челове-

ка. Права и ответственность. Пределы свободы личности. Ответственность личности

перед обществом.

7. Государство и личность. Взаимная ответственность государства и личности. Соци-

альная и юридическая защищенность человека. Юридические обязанности человека

и гражданина. Обеспечение государством прав и свобод личности.

8. Международная защита прав человека. Международное сотрудничество государств

по обеспечению основных прав и свобод человека.

Контрольные вопросы

1. Каким образом проявляется взаимосвязь правосознания с другими формами общест-

венного сознания?

2. Какие функции выполняет правосознание?

3. Что такое правовая психология?

4. Что такое правовая идеология?

5. В чем заключаются особенности массового правосознание?

6. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

7. Что такое правовая культура?

8. Какова роль правовой культуры в системе культуры общества?

9. Каково значение правовой культуры в становлении современного юриста?

10. Что означает правовая социализация личности?

11. Что такое правовое воспитание?

12. Какие существуют формы и методы правового воспитания?

13. Каковы причины правового нигилизма?

14. Каковы источники правового нигилизма?

15. Что такое правовой идеализм?

16. Каковы причины правового идеализма?

17. Каковы последствия правового идеализма?

Общая теория правовой культуры и правового мышления

424

Задание для самостоятельной работы

1. Письменно поясните, согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье:

«Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информа-

ция о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является за-

конным».

2. Письменно охарактеризуйте правовую культуру современного российского общества.

3. Используя соответствующую справочную литературу, дайте определение понятия

«общественное мнение» и охарактеризуйте способы его изучения. Каково значение

общественного мнения для правосознания и правовой культуры?

4. Используя соответствующую справочную литературу, дайте определение понятия

«правовая социализация» и «правовая установка личности».

5. Используя соответствующую справочную литературу, дайте определение понятия

«правовой менталитет». В чем, на ваш взгляд, проявляются особенности российского

правового менталитета.

6. Внести в Словарь следующие юридические термины: Правосознание. Правовая пси-

хология. Правовая идеология. Индивидуальное правосознание. Групповое правосоз-

нание. Общественное правосознание. Массовое правосознание. Обыденное право-

сознание. Правовая культура. Правовая социализация. Правовое воспитание. Право-

вой нигилизм. Правовой идеализм.

7. Используя текст Декларации прав человека ООН и Конституцию РФ, заполните таб-

лицу:

Группы прав и свобод человека Декларация прав

человека ООН Конституция РФ

Экономические

Политические

Гражданские

Культурные

Записать соответствующие каждой группе права и свободы, а также условия их огра-

ничения.

Тесты

425

<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме §23.6. Правосознание. Правовая культура.:

  1. 33. Правосознание и правовая культура личности.
  2. Глава 5 ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  3. Правосознание и правовая культура
  4. Правосознание и правовая культура
  5. Тема 19. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  6.          ГЛАВА 12. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  7. ГЛАВА XVI ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  8. ТЕМА 12. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  9. Раздел 22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  10. Глава 8 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (См. схему 7 на стр. 576)
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -