§ 1. Акты гражданского состояния
Государство, организуя население, должно определить и с юридической стороны место каждого отдельного члена, входящего в состав его, а также и лиц, временно пребывающих на его территории.
Такое определение юридического места лиц называется обыкновенно организацией их гражданского состояния.Гражданское состояние зависит, с одной стороны, от естественных фактов, каковы: рождение, брак, смертность, с которыми соединяется то или иное юридическое положение человека среди других людей. С другой стороны, оно зависит от государственных условий, благодаря которым, под влиянием тех или иных воззрений на цели государства и средства к достижению их, отдельным лицам придается то или иное состояние, те или иные права в среде других лиц. В обоих случаях для обозначения гражданского состояния необходима организация соответствующих учреждений, посредством которых в точности определялось бы: тождественность лица, его имя и фамилия, семейное положение, принадлежность к тем или иным классам общества, если таковые существуют, и т. п. С этой целью во всех образованных государствах ведутся так называемые акты гражданского состояния.
Эти акты получили особое значение в числе функций государства в новое время. Первоначально это были лишь церковные метрические книги, содержимые духовенством и имевшие значение исключительно религиозное. По всей вероятности, и начало их должно быть отнесено лишь к тому времени, когда христианство распалось на отдельные вероучения, между представителями которых существовала вражда, и было необходимо посредством известных записей констатировать то, кто к какому вероучению принадлежит по самому рождению своему. Для целей же религиозных необходимо было наблюдение и за принадлежностью к церкви родившегося в ней, для чего велись записи браков, исповеди и т. п. В первое время не было никаких законодательных постановлений о способах ведения этих книг.
Только в 1545 году на Тридентском соборе было установлено, что метрические книги обязаны вести приходские священники, и определено то, что должно быть в них вписываемо. Но и в это время государство еще не вмешивалось в дело, считая ведение метрических книг делом исключительно церковным.Вмешательство государства начинается лишь с половины XVIII века. Поводом к такому вмешательству послужило то обстоятельство, что государства признали необходимым иметь сведения о составе населения, об его увеличении или уменьшении, для чего и пригодились метрические книги. Для более точного исчисления количества населения необходимо было позаботиться о более точном и правильном ведении метрических книг. С другой стороны, с развитием и осложнением экономических отношений в высшей степени важно было правильное ведение таких книг также потому, что с фактами рождений, браков и смерти связывались известные имущественные права. Вот почему с половины XVIII в. некоторые государства начинают требовать ведения метрических книг духовенством всех безразлично вероисповеданий и установлять контроль за тем, чтобы дело правильно велось. Здесь хотя акты гражданского состояния еще ведутся духовенством, но, тем не менее, в это дело входит в значительной мере элемент государственный, и книги ведутся не только для церковных целей, но также для целей государственных. Но с конца XVIII века начинается стремление вовсе отнять от этих книг их религиозный и придать чисто гражданский характер, превратить их в действительные книги гражданского состояния. Стремление это проявилось в том, что хотя ведение церковных книг и не запрещалось, но государство со своей стороны начало организовывать известные учреждения с этой целью, и только таким книгам придается значение формальных актов гражданского состояния. Во Франции еще в 1791 году было поручено ведение таких книг мэрам. Мэр в каждой гмине обязан вести книги рождения, браков и смертности согласно с правилами, установленными в Кодексе Наполеона (ст. 34 - 101).
Французская система принята в Италии 20 марта 1865 года.В Англии, по законам 1834, 1837, 1854 г.г., организованы особые учреждения с этой целью. Во главе этих учреждений стоит центральное бюро актов гражданского состояния - Central Register office, в Лондоне - подчиненное Министерству внутренних дел. В провинциях система актов гражданского состояния соединена с учреждениями благотворительности. Каждый округ для бедных есть также округ для актов гражданского состояния. В округе полагается особый чиновник, ведущий книги, причем обыкновенно должность этого чиновника соединена с должностью секретаря округа для бедных. Каждый округ в свою очередь делится на части, в которых полагается отдельный registrar, записывающий каждые отдельные случаи рождений, браков, смертности, без различия того, кто к какому вероисповеданию принадлежит. Впрочем, исключение из последнего установлено для актов о браках, которые в англиканской церкви ведутся духовенством, обязанным каждую четверть года присылать дубликаты книг о браках местным чиновникам актов гражданского состояния. - В других странах книги ведутся духовенством, например в Австрии и России. - У нас акты гражданского состояния разделяются на общие и частные. К первым относятся акты о рождениях, браках и смертности, ведение которых возложено на духовенство. - Эти общие акты называются обыкновенно приходскими или метрическими книгами. Ведутся они отдельно духовными лицами разных вероисповеданий. Относительно книг, содержимых духовенством православного вероисповедания, постановлены следующие правила. Духовные консистории к концу каждого года для каждого прихода приготовляют книги по определенному в законе образцу и рассылают в каждую церковь. Книги должны храниться в самой церкви, а не в домах священнослужителей и церковнослужителей (1563 т. IX). Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются немедленно по исполнении каждой требы (1564), причем всякие подчистки в книгах строго воспрещаются. Если за отсутствием приходского священника крещение младенца совершено в другом приходе, то там и записывается, но приходскому священнику выдается особое свидетельство о том для приложения к церковным книгам.
Каждый месяц эти книги должны быть свидетельствуемы причтом и подводимы итоги. В январе следующего года эти книги отсылаются в консисторию с удостоверением, что списки с книг оставлены при церквях для хранения в ризницах. Для верности записей постановлено, что каждый прихожанин имеет право требовать показать ему запись и, если окажутся ошибки, немедленно исправлять. Священники и сами должны приглашать участвующих обозревать, верно ли записи произведены (1573). Метрические свидетельства выдаются только из консистории (1574), причем по указу Святейшего Синода 7 сентября 1835 года эти свидетельства должны быть выдаваемы "по всем случаям, в каких оные могут быть испрашиваемы". Свидетельство выдается только один раз. Новое не выдается не иначе как до представлении законных доказательств об утрате прежнего (1577). Постороннее лицо, просящее метрическое свидетельство, обязано представить законную для этого доверенность. Но выписи могут быть выдаваемы и приходскими священниками, причем имеют значение "предохранительных документов"; полную же силу получают лишь тогда, когда будут представлены в консисторию и утверждены подписью в том, что оказались верными с метрической книгой, хранящеюся в консистории (1580).У католиков таким же образом метрические книги заготовляются духовной консисторией и рассылаются по приходам, где ведутся записи настоятелями церквей или викарными священниками. По прошествии года эти книги также высылаются в консисторию для хранения в епархиальных архивах (1582-1591).
По исповеданию евангелическо-лютеранскому каждый проповедник ведет списки рождающихся, крещаемых, конфирмуемых, причащаемых, обручаемых, оглашаемых, сочетающихся браком и погребаемых (1592). Копии списков ежегодно представляются в консисторию. Кроме этого каждый проповедник должен иметь один общий список всех прихожан (1601).
У магометан книги ведутся имамами или другими духовными лицами, исполняющими должность приходских имамов. Книги получаются в двух экземплярах от губернского начальства по данной от Министерства внутренних дел форме.
Книги, за незнанием русского языка, могут быть ведены и на татарском. Один экземпляр отсылается или в Оренбургское духовное магометанское собрание, или в Таврическое духовное правление, или в правление магометанского духовенства в закавказском крае.У евреев книги ведутся раввинами, обязанными записывать: 1) обрезание всякого младенца мужского пола и наречение имени младенца женского пола, 2) всякое бракосочетание и развод, 3) всякое погребение (1608). Книги эти заготовляются губернскими правлениями на средства от общего коробочного сбора.
Таким образом у нас общие акты гражданского состояния ведутся духовенством. Но существуют и исключения из этого общего правила. Сюда относятся: 1) в иностранных колониях головы к январю каждого года представляют списки родившихся, бракосочетавшихся и умерших (1622); 2) консулы выдают свидетельства о рождении, браке или смерти российских поданных за границей (прим. ст. 1625). - По закону 19 апреля 1874 года признаны за браками раскольников гражданские права и изданы правила о ведении метрических записей. До этого времени браки раскольников не признавались законными и их дети считались незаконнорожденными. Законом 19 апреля 1874 г. раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женой, признаны законными супругами, их дети - законными детьми. Детей, рожденных после ревизии, разрешено записывать в метрическую книгу с тем, чтобы происхождение их от данного брака и время рождения было удостоверено показанием не менее двух свидетелей. Браки, заключенные после ревизии, также записываются в метрические книги, как и дети от этих браков, признаваемых после записи в книги вполне законными. Таким образом, и браки раскольников приобретают в гражданском отношении через записание в установленные для сего метрические книги силу и последствия законного брака. (Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников ст. 1. С. узаконений (1874 г,. 1090). - Но при этом воспрещено записывать в метрические книги такие браки раскольников, кои возбранены гражданскими законами (т.
X ч. 1 ст. 3, 4, 5, 12, по прод. 1863 г. 20, 21 и 23). Самая запись производится следующим образом. Раскольник, желающий, чтобы его брак был записан в метрическую книгу, уведомляет об этом полицейское или волостное управление постоянного своего местопребывания. По этому уведомлению составляется объявление, выставляемое в течение семи дней при дверях управления с той целью, чтобы имеющие сведения о препятствиях к записи брака в метрическую книгу могли дать знать об этом полицейскому или волостному начальству письменно или словесно. По истечении семи дней для записи брака в метрическую книгу оба супруга должны лично явиться в управление, представив двух поручителей в том, что брак, о котором заявляется, не принадлежит к числу воспрещенных законом. Брак считается доказанным со дня записи его в метрическую книгу. В случае обжалования постановления о препятствиях к записи делается особая отметка в метрической книге, и если определение будет признано неправильным, то брак считается имеющим силу со дня первоначального заявления о браке. - Запись брака в метрическую книгу имеет значение подчинения его общим гражданским законам, исключающим те или иные частные религиозные воззрения на брачный союз. Поэтому брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в статье 45 зак. граж., т. X, ч. 1.Узаконяя раскольничьи браки, вписанные в метрические книги, Закон 19 апреля 1874 года вместе с тем устанавливает и правила для записи в эти книги рождений и смерти. - Если брак записан в книги, то и дети, рожденные от такого брака, также вписываются в метрические книги и признаются законными (ст. 15 и 16 Правил). Заявления о рождении принимаются полициею от самих родителей, или от того, кому они поручат, или от опекунов и воспитателей в случае смерти родителей. Действительность происхождения детей от брака свидетельствуется показаниями не менее двух свидетелей. Для записи в книги полагается годичная давность. По истечении года со дня рождения рождение уже не записывается в книги, но законность его может быть доказываема по суду. Конечно, эта давность не относится к случаям смерти родителей (19). Записи о смерти также производятся по заявлениям родственников или других лиц, подтверждаемых показаниями не менее двух свидетелей. - Эти метрические книги ведутся в городах и уездах местными полицейскими управлениями, а в столицах - участковыми и частными приставами, но формально утвержденными министром внутренних дел. Всякая запись подписывается чинами полиции, а также лицами, сделавшими заявление и бывшими притом свидетелями, если они грамотны. - Раскольники, живущие в селениях, могут делать заявления в волостных правлениях, ведущих для этого особые метрические книги. Волостное правление обязано ежемесячно сообщать в подлежащее полицейское управление для записи таких заявлений в метрические книги.
В конце года метрические книги представляются уездными полицейскими управлениями в губернское правление для обревизования и хранения. Выписи из книг выдаются от полицейских управлений и губернских правлений, смотря по тому, в каком из этих установлений находится в то время метрическая книга, из которой делается выпись. Вторичная выпись выдается лишь в случае утраты или истребления первой. - Жалобы на неправильные действия уездных полиц. управлений подаются в губернские правления, а на губернские управления - I-му департаменту Правительствующего Сената, с соблюдением общеустановленного для жалоб на полицейские места порядка. По "инструкции чинам полицейских управлений по предмету ведения метрических книг для записи браков, рождений и смерти раскольников", Высочайше утвержденной 18 сентября 1874 года, при явке раскольников для записи брака или детей, а также для предъявления заявлений о препятствиях в записи в метрическую книгу объявленного брака начальники полиц. управлений должны все таковые заявления принимать сами лично, не поручая этого важного дела кому бы то ни было из служащих в полицейском управлении. В случае болезни или другой законной причины эта обязанность должна быть выполняема заступающим место начальника полицейского управления (§ 6. Сб. узак. 1874 г. 1104). Записи, производимые в волостных правлениях, представляются в точных копиях в подлежащие полицейские управления за каждый прошедший месяц, не позже 5 числа следующего месяца, для включения в подлежащие метрические книги (§ 11). По окончании каждого года, не позже 1 января, волостные правления должны представлять книги свои в полицейские управления (§ 12). - В Привислянском крае, со введением Французского кодекса, ведение метрических книг было возложено на особых чиновников. Но Декретом от 23 февраля 1809 г. было постановлено, что этими чиновниками должны быть приходские священники. Постановлением административного совета от 3 сентября 1825 г. (Д. Р. и М. 15) признано, что акты гражданского состояния должны быть соединены с церковными метриками и ведение их возложено на духовных лиц, для нехристиан - на бургомистров, а в Варшаве - на особых чиновников. По Указу от 1 июля 1869 г. ведение актов гражданского состояния возложено на гминных войтов и, в случаях необходимых, на других специально назначенных для этого губернатором лиц. - 15 января 1871 года принято, что при отсутствии таковых чиновников и безграмотности гминных войтов ведение книг поручается гминным писарям. Для Варшавы, по Закону 1870 г., для нехристианских исповеданий акты гражданского состояния ведутся при обер-полицмейстере, который назначает для этого в каждом циркуле особого чиновника. - Все акты гражданского состояния ведутся в двух экземплярах, из коих один остается на месте, а другой отсылается в архив при ипотечном отделении мировых судей. По Закону от 23 февраля 1809 года чиновники актов гражданского состояния, как духовные, так и гражданские, получают вознаграждение по таксе, установленной этим декретом 1809 г. С 1 января 1868 года эти акты ведутся на русском языке. - Книги, содержимые духовенством, ревизуются благочинными, а остальные книги подлежат ревизии мирового судьи. Сверх того, председатель съезда мировых судей имеет право во всякое время производить экстраординарные ревизии этих актов. - Каждый житель края должен пользоваться тем названием, под каким он записан в актах гражданского состояния (к. к. 1866 г. Art. 1412-1418). Постановлением наместника от 27 марта 1821 г. евреи, не имевшие до этого постоянных фамилий, должны были заявить о принимаемых ими фамилиях и такую фамилию впредь не переменять. Постановлением 13 (25) июня 1850 года запрещено переменять фамилию даже тем из евреев, которые переходят в христианство.