<<
>>

ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНИН

Человеческое общество, на каком бы историческом этапе своего развития оно ни пребывало, состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных природных и социальных связей - отношений, в которые они вступают в связи с продолжением человеческого рода, производством и распределением материальных благ, управлением общественными делами и другими видами совместной деятельности. В зависимости от характера таких отношений (природных или социальных) человеческий индивид выступает в разных ипостасях - либо как живое существо, отличающееся от других живых существ своими природными признаками (человек), либо как субъект, обогатившийся социальными качествами и способный отличать себя от других людей, выделять себя из коллектива (личность)1.

Человек — часть земной природы. Это проявляется в его биологических, физиологических, умственных и психических качествах: строении скелета, внутренних органов, головного мозга, биохимическом составе крови, способностях к членораздельной речи, созданию орудий труда и т.д.

Благодаря таким природным особенностям человек в ходе эволюции существенно преображался. Если в период дикости и даже первобытнообщинного строя, характеризовавшихся относительной незрелостью отдельного человека, еще «не оторвавшегося от пуповины» естественнородовых связей с другими людьми, индивид даже не осознавал себя как нечто отличимое от коллектива, то по мере формирования частной собственности, познания

’В социологической литературе понятия «человек* и «личность» нередко употребляются в одном смысле, когда и в первом, и во втором случае подразумевается существо общественное. Но в строгом, научном смысле их следует различать. Это в полной мере относится и к юриспруденции.

объективных закономерностей и их использования в личных интересах человек постепенно выходил из этого состояния. Из раба природы, неотделимой части коллектива людей он все более превращался в самостоятельную фигуру общественных отношений, способную осознанно руководствоваться открытыми закономерностями и даже противостоять им.

Овладевая необходимыми знаниями и профессиональными навыками, включаясь в систему социальных связей, человек не утрачивает коллективистских качеств. Более того, он вступает в многообразные общественные отношения именно в качестве члена определенных социальных групп - классов, наций, политических, религиозных, профессиональных и иных организаций, черты которых глубоко усваивает. Вследствие этого у человека наряду с природными качествами и на их основе вырабатываются присущие каждому этапу развития цивилизации особые черты, позволяющие ему быть активным участником общественных отношений. Эти социальные черты и охватывает понятие «личность*. «Сущность «особой личности*,- писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество*[128].

Личность - это человек, обладающий совокупностью определенных социально значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека связаны с обществом, обусловлены социальными отношениями. «...Сущность человека,— писал К. Маркс, имея в виду его личностные качества,— не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений*[129].

Таким образом, понятия «человек* и «личность» представляют собой разные аспекты единого явления — человеческого индивида, входящего в определенную систему общественных отношений.

Конкретный человек как продукт природы является материальной, биологической основой личности. Личность же, будучи продуктом определенной социальной общности, в то же время характеризуется единством ее индивидуальных биологических и социальных черт.

Все это не исключает, а скорее подтверждает необходимость различать понятия «человек» и «личность». Человеком рождаются, а личностью становятся. Не всякому человеку дано стать личностью. Чтобы родившийся человек все же стал личностью, он должен пройти все стадии природного и социального развития: не только достигнуть определенного физического и умственного совершенства, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми.

Будучи в конечном счете производной от конкретных общественных отношений, личность в то же время выступает активным, творческим началом в истории человечества. Более того, отдельный индивид не выступал бы в роли личности, если бы оставался всего лишь пассивным продуктом общественных отношений. Человек выделяет себя из общества и становится необходимым обществу как личность именно благодаря тому, что непосредственно и с определенной степенью активности воздействует на развитие и изменение общественных отношений. Такая роль человека в обществе не случайна, ибо сами по себе многообразные общественные отношения не могут быть реализованы иначе как через сознательные, волевые действия людей.

Личность с точки зрения ее индивидуальных, субъектив ных особенностей, обусловленных ее природными и социальны ми истоками,- это индивид, сознательно определяющий свое деятельное отношение к окружающему его миру. Человек, неспособный совершать осознанные действия в соответствии с объективно сложившимися в обществе отношениями и отвечать за свои поступки, лишен необходимых качеств, характеризующих его как личность.

Не могут поэтому признаваться в полном смысле этого слова личностями малолетние, душевнобольные и умалишенные. Это обстоятельство имеет существенное значение для правового регулирования общественных отношений и отражается в существовании таких юридических понятий, как правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Подробнее об этом речь пойдет в главе о правоотношениях.

Приведенные определения понятия личности позволяют увидеть в них три аспекта или, точнее, три уровня личностных характеристик: общий, особенный (родовой) и единичный (индивидуальный). Каждый из этих аспектов имеет определенное самостоятельное значение как в познавательном, так и в функциональном отношении.

Представления о личности на общем уровне обусловлены ее сущностной характеристикой. Нетрудно понять, что человек, сформировавшийся как личность в условиях кастовых отношений, существенно отличается от личности, воспитанной в цивилизованном гражданском обществе, социальном правовом государстве. Сущностные моменты в характеристике личности служат той общесоциальной основой, на которой базируются, из которой проистекают ее признаки как члена определенной социальной группы, так и совершенно конкретной, индивидуально неповторимой личности. И тем не менее именно сущностные свойства личности отвергаются сторонниками ее трактовки только как индивида, обладающего исключительными, совершенно неповторимыми чертами. При этом выдвигается необоснованный тезис о том, что диалектико-материалистическая (марксистская) трактовка личности как совокупности общественных отношений отрицает ее уникальность, социальную значимость ее духовного мира, ее эмоций и переживаний.

Недостоверность этого тезиса заключается прежде всего в том, что материалистическое понимание личности никогда не сводилось к совокупности общественных отношений. Не личность, а сущность человека-личности есть совокупность общественных отношений. Реальный индивид-личность, разумеется, не поглощается общественными отношениями, не сводится к ним. В противном случае он действительно рассматривался бы как лишенное конкретных, индивидуальных признаков личности явление. Конкретная личность действительно всегда уникальна и должна рассматриваться как явление единичное. Умственные способности, психологические особенности, темперамент, работоспособность, интересы, а также интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым различным образом, обусловливая неповторимость его личности, отличие от всех других членов общества.

Уникальность отдельной личности не исключает, а скорее предполагает наличие у нее некоторых существенных признаков, характеризующих ее как представителя определенной социальной группы - класса, нации, профессиональной, политической, религиозной общности. Совокупность таких общих, родовых черт образует то особенное, что характеризует социальный тип личности. В этом смысле можно говорить о личности рабочего, крестьянина, политика^ ученого, военнослужащего, пенсионера, преступника-рецидивиста.

Каждая общественно-экономическая формация в силу присущих ей особых производственных, политических, нравственных и иных отношений формирует довольно определенную совокупность социальных типов, между которыми устанавливаются устойчивые общественные отношения. Если феодальное общество характеризовалось главным образом такими социальными типами, как феодал, крепостной крестьянин, ремесленник, то буржуазное формирует совершенно новые типы личностей - капиталиста, менеджера, наемного рабочего, фермера и т.д. Конечно, в каждом обществе присутствуют неординарные люди, которые выпадают из системы социальных типов личностей. Но исключения такого рода лишь подчеркивают общее правило. «Личные исключения из групповых и классовых типов,— писал В.И. Ленин,- конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются»[130].

Формируя присущие ей социальные типы личности, каждая общественно-экономическая формация создает определенные условия для их развития, которые облекаются в правовую форму. Едва ли следует разъяснять, что господствующие в обществе классы обладают несопоставимо большими возможностями для развития относящихся к ним личностей, чем классы эксплуатируемых или обездоленных слоев населения.

Идя по пути формирования социального правового государства, общество расширяет возможности для свободного и всестороннего развития личности. В ст. 2 Конституции Республики Беларусь записано: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности». Тем не менее в настоящее время и в существующих условиях общество еще не в состоянии создать все возможности для того, чтобы каждый индивид мог формироваться как личность сообразно своим способностям, потребностям и интересам. Решающую роль здесь играют экономические условия, определяющие уровень социальной свободы, а следовательно, и личные возможности каждого. В современных государствах эти возможности приобретают форму основных прав и свобод граждан, закрепленных в конституциях и конкретизируемых в текущем законодательстве.

Каждый человеческий индивид в современном мире характеризуется не только с точки зрения его природных черт и приобретенных социальных качеств, но и как гражданин, т.е. лицо, отличающееся своей правовой принадлежностью к тому или иному государству.

Правовая принадлежность человека (не обязательно личности) к конкретному государству находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). С правовой точки зрения суть гражданства и подданства едина (основное отличие подданства от гражданства заключается в признании личной преданности человека монарху). Она выражается в установлении взаимных прав и обязанностей человека и государства, в обеспечении правовой защиты гражданина (подданного) государством как внутри страны, так и за ее пределами.

Приобретение человеком качеств гражданина становится важным юридическим условием, характеризующим его положение в обществе. Поэтому оно получает необходимую правовую форму в виде конституционного и текущего законодательства. В Республике Беларусь это Закон «О гражданстве Республики Беларусь» от 18 октября 1991 г., в который впоследствии вносились изменения и дополнения1. В Российской Федерации закон о гражданстве также был принят в 1991 г. и впоследствии неоднократно дополнялся и уточнялся[131].

Эти законы определяют порядок приобретения и утраты гражданства. Гражданство в России и Беларуси приобретается по рождению и в результате приема в гражданство. Допускается также упрощенный порядок приобретения гражданства - путем регистрации. Прекращается гражданство путем выхода из него и вследствие его утраты. Лишение гражданства, равно как и лишение права изменить гражданство, законами не допускается.

В Российской Федерации в отличие от Республики Беларусь граждане могут иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в Соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Наличие гражданства обусловливает признание и осущест- иление взаимных прав и обязанностей человека и государства. Государство в лице своих органов и должностных лиц гарантирует своим гражданам защиту и покровительство как на территории страны, так и за ее пределами (ст. 61 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Конституции Республики Беларусь). П свою очередь гражданин республики обязан неукоснительно исполнять правовые предписания государства, не нарушать прав и законных интересов других субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество и государство от посягательств на них.

Защита государством прав и свобод своих граждан отнюдь не означает беззащитности других лиц, находящихся на территории страны. Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь и ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси и России пользуются правами и свободами наравне с их гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. К таким законам относится Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»[132]. Согласно этому Закону иностранные граждане и лица без гражданства не вправе избирать и быть избранными в выборные государственные органы респуб лики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, исполнять всеобщую воинскую обязанность.

В институте гражданства заложены идеи гармонизации отношений человека и государства. Эти идеи находят свое юридическое выражение в теории и практике правового государства.

Для правовой государственности характерны не только связанность правом всех социальных субъектов, включая государство, все его органы, но и признание государством незыблемости прав и свобод гражданина, их приоритет перед иными правовыми установлениями.

Неотъемлемой чертой правового государства является также строгое следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина. С этим принципом связано установление законодательных ограничений государственной деятельности в отношении граждан, принятие государством правовых обязательств, предусматривающих обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, определение конкретных мер юридической ответственности должностных лиц государственных органов за несоблюдение их обязанностей перед гражданами.

<< | >>
Источник: Вишневский А.Ф.. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006. - 656 с.. 2006

Еще по теме ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНИН:

  1. 1. Права человека и правовая защищенность личности.
  2. 3. Потребности социального существования и личность
  3. IV. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ[126]
  4. 10.3. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  5. ТЕМА 5 СООТНОШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ.
  6. § 3. Ограничения свободы, неприкосновенности частной жизни человека
  7. Понятие прав человека
  8. § 4.7. Проект «электронного государства» и проблема тотального контроля над человеком
  9. Тема 20. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ
  10. § 1. Человек. Личность. Гражданин
  11. ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНИН
  12. Глава IX ПРАВО И ЛИЧНОСТ
  13. § 1. Общество, личность, государство
  14. §23.5. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
  15. Государство и личность
  16. Тема 4.4. Государство и личность 4.4.1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
  17. Тема 21. ПРАВО, ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ.
  18. 8. Государство и личность
  19. 16.4. Права и свободы человека и гражданина
  20. 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -