ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА
Определившись с понятием типа государства, следует ответить на вопросы: что же главное в каждом типе государства, чем один тип отличается от другого и что выделяет каждый тип среди других типов? При этом подчеркнем, что более четкие критерии для ответа на эти вопросы выработаны формационным подходом к рассматриваемой проблеме.
Обращаясь к рассмотрению рабовладельческого, феодального и капиталистического типов государств, отметим, что это исторически вполне определившиеся, четко отличающиеся друг от друга, проявившиеся в реальной жизни типы государства.
Уникальность же социалистического типа государства заключается в том, что, будучи глубоко и обстоятельно разрабо танным теоретически, он еще не был в достаточной мере осуществлен практически. Предпринимавшиеся в нашей стране, а также в ряде других стран попытки построения социалистического общества, государства и права оказывались неудачными. Соответственно, провозглашавшиеся принципы не только формального, но и реального равноправия всех граждан, свободы их от эксплуатации и угнетения, всесторонней гарантии их прав, принципы подлинного демократизма, конституционности и законности оставались нереализованными в ожидаемой мере.
Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай), первые три из которых возникли в конце IV - начале III тыс. до н.э. Более поздними и классическими рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря в начале I тыс. до н.э.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.
Раб являлся вещью, «говорящим орудием» и рассматривался не иначе как производитель материальных и иных благ.По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти экономически господствующего класса рабовладельцев. Поэаому государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения устойчивости и защиты данного социально-экономического и политического строя, поддержания господства рабовладельцев над рабами, постоянного контроля над свободной беднотой (ремесленниками и мелкими землевладельцами).
Решая данные задачи, рабовладельческое государство осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности государства, обусловленное его сущностью и социальным содержанием, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями.
Функция создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации рабов и разоренных представителей свободных сословий являлась определяющей. В ней наиболее наглядно проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Будучи собственником больших земельных угодий, копей, рудников и значительного количества рабов, государство на более поздних этапах развития рабовладельческого общества не только создавало условия для эксплуатации рабов и свободных масс населения, но и само выступало как эксплуататор.
Среди внутренних функций рабовладельческого государства важными были функции охраны рабовладельческой частной собственности, подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость их осуществления вызывалась противоречиями и борьбой, которая велась между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Яркими примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в 20-е годы XVII в. — 60-е годы XVI в. до н. э. в Египте[58], сицилийские восстания рабов во II в.
до н. э., восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.) и др.Наряду с внутренними рабовладельческое государство выполняло ряд внешних функций. К их числу относились оборона страны от внешних противников, завоевание и порабощение других народов и государств, управление захваченными территориями, установление и поддержание с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных отношений.
В зависимости от конкретных исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий, имевших место в той или иной стране (восстания рабов, войны и т.п.), на передний план выдвигались либо внешние, либо внутренние функции.
Однако понятно, что внешние функции находились в неразрывной связи с внутренними, ими дополнялись и подкреплялись. Что же касается общесоциальных функций рабовладельческого государства (организация общественных работ по строительству и использованию заградительных плотин, оросительных каналов, ирригационных систем, дорог и т.д.), то они осуществлялись только в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Функции государства осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих его аппарат или механизм. Составными частями механизма рабовладельческого государства являлись армия и флот, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административно-управленческий аппарат.
Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу. Высшие посты в нем занимали представители господствующего класса. На низшие ступени государственного механизма допускались также представители других классов и социальных слоев общества. Например, полиция в Древних Афинах формировалась из рабов.
Большую роль в механизме многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим) играли жрецы. Неприкосновенность их личности, имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.
Формой организации рабовладельческой власти были монархии и республики. Так, в государствах Древнего Востока в течение тысячелетий сохранялась самая грубая форма правления - восточный деспотизм,«где вся полнота государственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха (фараона, царя). Монархия существовала и в Древнем Риме. В I в. до н.э. она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. н.э. Рим становится неограниченной монархией[59].
Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов: демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население, и аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Рабовладельческие общества, как «восточные», так и «западные», никогда не занимали всю заселенную человеком часть земли. Они жили в окружении «варварской» периферии многочисленных народов, у которых еще длилась эпоха первобытнообщинного строя. По мнению некоторых исследователей, «существование и развитие рабовладельческого общества и развитых цивилизаций в принципе было невозможно без такого окружения: «варварская» периферия служила основным источником рабской рабочей силы»[60].
Феодальное государство - второй исторический тип государства. Державы этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. и просуществовали до второй половины XIX в., а в ряде стран остатки феодальных отношений остались до настоящего времени. Экономической основой этого государства является частная собственность феодалов на землю как главное средство производства и личная зависимость от них крестьян, в собственности которых находились необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и тяглая сила. Кроме основных классов феодального общества - феодалов и крепостных крестьян, существовали и другие социальные группы: ремесленники, купцы, мещане и т.д.
Сословия отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.Феодальное государство с позиций формационного подхода - есть особая политическая организация класса феодалов, орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства.
Выполняя волю господствующего класса, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций.
Внутренние функции состояли в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, подавлении сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения.
Внешние функции соответствовали внешнеполитическому курсу класса феодалов, отражали характер его активности на международной арене. Они состояли в ведении захватнических войн и защите от внешних нападений, в установлении и поддержании торгово-экономических и политических связей с другими государствами.
Общесоциальные функции осуществлялись феодальным государством постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.
Внутренние и внешние функции государства исполнялись с помощью органов, составлявших государственный механизм, важнейшими составными частями которого являлись феодальные дружины, армия, полиция, жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой феодального государства было объединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций. Государственный механизм содержался за счет налогов, различного рода податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, купцов, мещан, за счет эксплуатации крепостных крестьян. Исключительно важную роль в феодальном государстве играла церковь, которая обладала огромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей.
Не случайно власть церкви нередко приравнивалась к власти князя, императора или короля.Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. На первом этапе существует раннефеодальное государство, которому присущи слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа - периода расцвета феодального строя - типичны централизованные дословно-представительные монархии. Для третьего этапа - периода разложения и кризиса феодализма - характерны абсолютные монархии. Республиканская форма правления в феодальном обществе существовала лишь в некоторых городах-государствах (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). Исследования последних лет с большой долей уверенности позволяют утверждать, что в XIII в. и «Полацкае княж- ства эвалюцыянавала ад раннесярэднявечнай манархіі да арыс- такратычнай рзспублікі»[61].
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальному. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная политико-правовая система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазный способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому сословное неравенство заменяется неравенством экономическим.
Капиталистическое государство защищает буржуазный экономический строй, и прежде всего его основу — частную собственность на средства производства. Согласно марксистской теории, суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие слои трудящегося населения.
Вместе с тем возникновение буржуазного государства и буржуазной демократии означало социальный прогресс, поскольку буржуазное государство является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его формальную независимость как личности от капиталиста. Если при феодализме применялось внеэкономическое принуждение к труду, то при капитализме на первый план выходит экономическое принуждение.
Буржуазное государство является сложным социальным организмом, не исключающим противоречия между державой как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением трудящихся государство способно учитывать их интересы, делать шаги в сторону расширения политических прав, осуществления реформ и уступок.
Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические державы государственно-монополистического капитализма и современные социально-правовые государства Запада.
В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования капитала постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, что приводит к изменению экономической основы общества. В результате «исчезает» класс пролетариата, все меньше становится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих с некоторыми другими слоями общества образуют «средний класс». И хотя государственная власть продолжает находиться в руках буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества. Всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому лидеру. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства.
Поэтому если на рубеже XIX-XX вв. во внутренней деятельности буржуазных государств усиливалась функция борьбы с революционным движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынков сбыта, что сопровождалось ростом военно-бюрократического государственного аппарата, то функции современных государств претерпевают изменения. Многие функции, в том числе экономическая, социальная, все более выражают потребности всего общества. Государство все активнее вмешивается в экономику путем гибкого регулирования, размещения государственных заказов, налогообложения, кредитования и т.д. Значительно возрастают объем и содержание общесоциальных функций государства: расширяются социальные программы, растет уровень жизни населения, совершенствуется пенсионное обеспечение и т.д.
Основными формами правления капиталистического типа государств является парламентарная или президентская республика и конституционная монархия.
Следовательно, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного: оно учитывает реалии общественного развития, сглаживает противоречия между различными социальными группами и слоями. Однако все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, в интересах частного предпринимателя.
В рамках марксистской теории выделяется и социалистический тип государства. Утверждается, что социалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства. Согласно этой теории, оно возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на таких отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство призвано создать такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.
Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям ученых-марк- систов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. По мнению классиков марксизма-ленинизма, государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет <<полугосударством», а затем и отомрет, будучи замененным органами народного самоуправления.
Большинство этих теоретических прогнозов на практике реализовано не было. Национализация средств производства, проводимая «уравниловка» лишили труд необходимых стимулов, сделали его в значительной степени принудительным. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела и неограниченную политическую власть. Это привело общество к застою, оно перестало развиваться. В то же время социальные реформы со временем были позитивно восприняты и проводятся буржуазными государствами.
Формой правления социалистического государства признавалась только республика. Что касается формы государственного устройства, то это могли быть в зависимости от конкретных условий как унитарные, так и федеративные государства.
В заключение отметим, что критический анализ социалистического государства не отвергает вообще идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях гораздо более высокого уровня развития экономики, общественного сознания и культуры. По-видимому, правы те исследователи, которые утверждают, что «первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада»[62].
Таким образом, научное понятие «тип государства» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства и позволяет достаточно точно определить характер государств самых разнообразных эпох человеческой цивилизации.