Определение права по источнику происхождения юридических норм
Одним из направлений (способов) определения права является формальный подход, при котором право определяется по источникам юридических норм. Такими источниками могут быть государство, государственная власть или общество.
Соответственно, выделяются две разновидности определений права. К первой разновидности относятся определения, согласно которым право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством. Поэтому нет права там, где нет государства. Ко второй группе относятся определения, согласно которым право – продукт общества. Право возникло раньше государства и существует в негосударственных социальных общностях в форме обычаев, традиций, религиозных предписаний и т.д.Государственное правопонимание получило широкое распространение в романо-германских странах. Оно особенно популярно среди юристов-практиков. Объясняется это тем, что основной формой выражения права в странах континентальной Европы служат законы и другие нормативные акты, исходящие от государства. Все, что не основано на законе, не является правом. Обычаи и другие социальные нормы рассматриваются в качестве юридических, если они санкционированы государством. Для юристов-практиков, как и для большинства населения, право ассоциируется, прежде всего, с законодательством.
Государственное правопонимание находит свое крайнее выражение в марксистской теории права, согласно которой право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Право возникает одновременно с государством и в соответствии с марксистскими догматами вместе с ним.
Этатическое правопонимание противоречит очевидным историческим фактам. Во многих государствах действуют правовые нормы, которые не исходят от государства. Например, обычаи признаются источником права в Англии и в других государствах. Поэтому многие ученые считают, что источником права является общество, а не государство.
Такая точка зрения находит свое отражение в таких выражениях как «первобытное право», «обычное право», «племенное право», «традиционное право», «индусское право», «мусульманское право», «каноническое право» и др. В подобного рода формулировках понятие права имеет условный характер, так как в них сглаживается различие между обычаем, традицией, религиозной или нравственной нормой и правом в собственно юридическом смысле.Определение права как совокупности норм, исходящих от общества получило широкое распространение в англосаксонских странах, хотя и в них есть сторонники государственного подхода к праву. Так, в американской юридической литературе можно встретить такие определения права: «право – это правительственный социальный контроль» и «право – это институт принуждения поведения человека власти правил». В первом случае правом признаются только нормы, установленные государством, во втором – любые социальные нормы принудительного характера. Американская юридическая практика дает достаточные основания для определения права как продукта общества, а не государства. Даже в тех случаях, когда право создается судами в форме прецедента, судебные органы нередко обосновывают свои решения изменившимися социальными обстоятельствами, радикальными переменами в общественных нравах, а не какими-то новыми правовыми доктринами. Таким образом, в таких случаях право создается не государством в лице судебной власти, а социальными силами, которые формируют новый взгляд на те или иные общественные отношения.