Приложение 5Историческая справка о государственном гербе России1
Древнейшим прообразом герба были тотемические (анг. род) изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки гербов некоторые исследователи видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира.
Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у монголов и т.п.), а также эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях в государствах древнего мира (в Египте – змея, в Армении – лев и т.д.). Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI–XII веках в среде западно-европейского рыцарства. Одной из причин, вызвавших появление гербов, были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Рыцари, как известно, с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуга, латы, наколенники, сапоги, щит. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому, для того чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, приобрели наследственный характер (передавались от отца к сыну) и получили название гербов. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока в VII–VI веках до н.э. Оттуда он благодаря крестоносцам попал в Европу, в Священную Римскую империю, состоявшую из небольших государств, правители которых помещали двуглавого орла на своих печатях (XII–XIV веках), чтобы поднять свой престиж. Сделать это было тем более легко, что европейцы в эпоху средневековья часто уподобляли мир людей миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц – орел, а на вершине мира людей стоял король, император или князь.
И если формы символов и эмблем императоров и королей уже давно были найдены (по античному образцу они помещали на своих печатях либо тронное изображение, либо свой профиль), то правителям более низкого ранга еще только предстояло отыскать адекватные формы для выражения идеи своей независимости, могущества и причастности к миру избранных (царственных особ). Одной из таких форм и стал двуглавый орел. Среди историков господствует мнение, что двуглавый орел с XIV века утвердился как государственный символ Византийской империи, располагавшейся на территории современных Турции и Греции. Однако ряд исследователей (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) считают, что в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического значения. Его изображение не помещалось ни на монетах, ни на печатях. В качестве же герба в Византии с 1327 г. утвердилось крестообразное изображение четырех букв «В» (от слова «Вазилевс», т.е. император). Правда, двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти (его изображение присутствовало на знамени вселенского патриарха, а также на знаменах отдельных церковных организаций). Кроме того, орнаментальное изображение двуглавого орла на одежде членов императорского двора служило признаком их принадлежности к окружению императора. Встречаются эти царственные птицы, увенчанные то одной, то двумя коронами, и в миниатюрах (в небольших живописных произведениях).Символом государственности и независимости двуглавый орел стал в православных странах византийского мира, в церковном отношении подчинявшихся константинопольскому (вселенскому) патриарху. В некоторых балканских странах (Сербии, Болгарии, Черногории, Албании, Румынии) он утвердился именно в качестве герба. Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII–XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси.
Печать эта двусторонняя, датируется 1497 г. На одной ее стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой – двуглавый орел. Ряд исследователей склонен считать, что он заимствован из Европы. Там иконные печати широко распространились с середины XI века. Но европейский всадник олицетворял на печати главу государства, русский же, как уже отмечалось, – святого воина, патрона князя.В литературе и искусстве средневековой эпохи всадник, поражающий копьем дракона, предстает в образе Георгия-змееборца. В народном творчестве – это храбрый Егорий-воин, защитник от сил зла. Московские князья присваивали собственным персонам не только деяния святого воина, но и его внешний вид: на монетах удельного периода рядом с всадником, поражающим дракона, стоят буквы «К», «К-Н», т. е. «князь».
Таким образом, известные нам факты позволяют утверждать, что выбор Иваном III эмблемы всадника для своей печати не был случайным, а напротив, вполне естественным и логичным. Он символизировал рыцаря, который всегда должен сражаться на коне (как и древнеримский патриций), в противовес простолюдину, воевавшему в пешем строю. Другими словами, всадник означал на печати древнее происхождение ее владельца и являлся «модным» символом в западно-европейской геральдике. В сознании русских людей того времени всадник (изображавшийся ранее на монетах, печатях) ассоциировался с правителем Руси – князем, царем, великим государем.
Еще более спорным является вопрос: «Откуда взялся на Руси образ двуглавого орла?» В течение очень долгого времени считалось непреложным мнение известного русского историка, автора «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина о заимствовании двуглавого орла из Византии. Произошло это якобы в результате женитьбы в 1472 г. Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Эта традиционная версия господствует в научных кругах, ее разделяют представители российских государственных структур, а также любители-краеведы, занимающиеся историей геральдики России.
Однако многие современные историки (В.
Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. Они считают, что наш, «русский», двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел уподобить свое могущество величию императора этой державы. Кстати, тогда же Русь позаимствовала имперский дипломатический протокол. Сам «государь всея Руси» имел контакты с императорским двором. Примечательно и то, что изображение орла на печати Ивана III обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским (династия, правившая в Австрии – с 1282 герцоги, с 1453 эрцгерцоги, с 1804 императоры) орлом, ставшим имперским государственным гербом в 1440-е гг. Однако и у этой теории есть уязвимые места.Существует по этому вопросу и еще одна, так называемая «южно-славянская теория», согласно которой знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при посредничестве южнославянских государств (как уже говорилось, облик орла был положен в основу их национальных гербов). Однако реальных следов подобного воздействия пока не обнаружено.
Говоря о происхождении изображения двуглавого орла на государственной печати Руси в конце XV века, нельзя забывать и о более ранней русской традиции – одноглавом орле владимиро-суздальских соборов и эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода XV века. Но и эта традиция, названная в литературе «русской», возможно, тоже является общеевропейской, так как указанные орлы имели много сходства с современными им европейскими.
Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на государевой печати Ивана III пока остается открытым.
К сожалению, не имеет однозначного ответа и вопрос о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счет также существует ряд предположений. Это двуглавие, возможно, было символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III его внука Дмитрия (как это бывало в византийской практике).
Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси (т. е. Руси и Северо-Восточной, Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 1470-е гг. объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван IV мог с полным правом именоваться государем всея Руси.Так или иначе, но общегосударственная печать 1497 г. свидетельствует о том, что к тому времени уже сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы (всадник и двуглавый орел) подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой – знатность русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным, т.е. объединению русских земель вокруг Москвы, упрочению государственного единства, и внешним – выдвижению Московского государства на международную политическую арену). Две эти эмблемы использовали все последующие государи для своих печатей, они же вошли и в российский государственный герб.
В течение XVI – XVII веков происходил динамичный процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его элементов. С 1583 г. на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого – всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 г. на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Именно это изображение с 1645 г. переходит на большую государственную печать. Толкование смысла орла под тремя коронами содержится в тексте «Славянской библии», изданной в 1663 г.: «...Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, юг, аж до запада солнца, простертыми крылами добре покрывает...». Другой вариант толкования – три короны символизируют три покоренные царства – Казанское, Астраханское и Сибирское. В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти – скипетром и державой в лапах.
В 1667 г. для скрепления Андрусовского мирного договора с Польшей была сделана печать с изображением на ней государственного герба. Первое официальное описание его помещено в указе 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати», который гласил: «Орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описани в титле – Великие Малые и Белые России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича, на персех изображение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко изъявляют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя». Таким образом, в XVII веке после эпохи смутного времени окончательно утверждается тип российского герба – двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII века, двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетание приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.В эпоху Петра I (первая четверть XVIII века) государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел официально становится черным, а фон – желтым. Это были характерные имперские цвета. Такое их сочетание существовало на гербах бывшей Римской империи и присутствовало на гербе Австрийской империи. Появление же их на российском гербе было связано с провозглашением Петром I России империей и принятием им титула императора. Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца – один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первоз-ванного (первый военный орден, учрежденный Петром I в 1699 г.). В довершение к этому двуглавый орел увенчивается императорскими коронами.
Постараемся дать толкование государственного герба Российской Федерации с поправкой на нашу эпоху, современность. Как мы уже знаем, полностью соответствует исторической традиции использование на гербе золотого и красного цветов. Красный цвет традиционно символизировал энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Слово «красный» означало в древности и «красивый», «торжественный». (Отсюда, кстати, происходит и название Красной площади.) Так что нет оснований обвинять нынешние российские власти в механическом «восстановлении имперской символики».
Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости (власть должна быть твердой и мудрой), единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Три короны, возможно, и выглядят на современном гербе архаично, но отнюдь не являются символами монархии. На гербах современных республик Польши и Венгрии мы видим королевские короны, на гербе Финляндии – великокняжескую. Это не более, чем дань истории – с одной стороны, и повод для символических переосмыслений – с другой. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр, первоначально символизировавший ударное оружие, бдительность и отстаивание государственной независимости, в наше время символизирует на гербе защиту суверенитета как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым и называвшаяся в ту пору «яблоком», является символом единства, целостности государства. Изображенный на красном щите всадник, поражающий змея, св. Георгий Победоносец (хотя в описании современного герба он таковым не называется), – это символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Таким образом, существующий ныне герб Российской Федерации не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь1.
Рисунок Государственного герба Российской Федерации
в цветном варианте