<<
>>

12.3. Сущность человека


Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо. См. ниже (рис.
20).
По данным современной науки человек принадлежит к роду homo sapiens, занимает высшую ступень в эволюционной лестнице живой природы. Биологи рассматривают человека как живое существо, наиболее высокоорганизованное и развитое среди живых существ на Земле.
В самом деле, человек — живое существо, а, следовательно, как минимум наполовину животное. Надо нам, наконец, перестать третировать животность в себе, не подавлять ее, а разумно управлять ею и даже развивать, культивировать. Философия антиживотности — античеловеческая, антигуманная, вообще антивитальная философия. К сожалению, в нашей русской культуре эта философия антиживотности длительное время распространялась как зараза. Ею были поражены виднейшие представители русской культуры, такие как Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.


ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

Неорганическая Живая (Человек в собирательном
смысле)

ЧЕЛОВЕК
(в разделительном
смысле, индивид)
организм
живое личность
существо
живот-
ное







Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, “делают” его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о “животной личности” в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет . Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.
Конечно, человек — не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура — это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т. е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.
Ниже приводится схема «Пирамида человека» (рис. 21).


ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕКА:


ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕК =
О Б Щ Е С Т В О КУЛЬТУРНОЕ
ЖИВОТНОЕ


ЖИВАЯ
ПРИРОДА
(наследственность и
изменчивость)
(индивид и род)
(организм и среда)



НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА


Эта пирамида показывает, что человек, как «Пан» М. А. Врубеля, вырастает из природы и практически слит с ней. В человеке природного неизмеримо больше культурного-социального. Надо всегда помнить об этом и не зазнаваться.
Знаменательно, что одни философы, писатели призывали “Назад к природе!”, а другие звали “Вперед, к высотам Духа!”. Истина, как всегда, где-то посередине. Эти взаимоисключающие призывы отражают противоположные тенденции в становлении человека.
Другой аспект сущности человека: то, что человек един в разделительном и собирательном смыслах. Он — индивид, индивидуальность, личность и в то же время — представитель рода homo sapiens, член общества. Человек, с одной стороны, хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе.
Далее, человек — сам себе хозяин, король, никому не подчиняется? Или ничтожная песчинка, овца в стаде? Очевидно, ни то, ни другое. Он — царь природы, господин мира и в то же время — песчинка в безбрежном океане вселенной; он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен, един и неедин.
К определению сущности человека как нельзя лучше подходят слова поэта Г.Р. Державина: Я телом в прахе истлеваю / Умом громам повелеваю / Я царь — я раб — я червь — я бог!

<< | >>
Источник: Балашов Л. Е.. Философия. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 12.3. Сущность человека:

  1. 36. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
  2. Философская антропология о природе и сущности человека.
  3. 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
  4. Сущность человека (Булгаков и Маркс).
  5. Тексты для анализа: 1. Бытие человека и сущность человека
  6. Сущность человека
  7. ВВЕДЕНИЕ. Глава первая. ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
  8. 12.3. Сущность человека
  9. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  10. Теорема 10. Сущности человека не присуща субстанциальность, иными словами, субстанция не составляет форму человека.
  11. 12.3. Сущность человека
  12. 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и истерические понимание сущности человека
  13. Происхождение и сущность человека
  14. Учение о сущности человека и понятие экзистенции