<<
>>

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею. 2.
Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом. 3.
Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. 4.
Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность. 5.
Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое. 6.
Под богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую
361
из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.
Объяснение. Я говорю абсолютно бесконечное, а не бесконечное в своем роде. Ибо относительно того, что бесконечно только в своем роде, мы можем отрицать бесконечно многие атрибуты; к сущности же того, что абсолютно бесконечно, относится все, что только выражает сущность и не заключает в себе никакого отрицания. 7.
Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу. 8.
Под вечностью я понимаю самое существование, поскольку оно представляется необходимо вытекающим из простого определения вечной вещи.
Объяснение. В самом деле, такое существование, так же как и сущность вещи, представляется вечной истиной и вследствие этого не может быть объясняемо как продолжение (длительность) 2 или время, хотя и длительность может быть представляема не имеющей ни начала, ни конца.
<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. Статья 223. Вынесение определений
  2. {foto99} Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
  3. § 2. «Определения» — лексикографический итог всей философии Платона
  4. Определение понятия
  5. Знаки препинания при однородных определениях
  6. Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
  7. при однородных определениях
  8. Обособленные члены предложения при согласованных определениях
  9. при несогласованных определениях
  10. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  11. 2.4.3. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
  12. 2.5.1. Знаки препинания при обособленных и необособленных согласованных определениях