<<
>>

Примечание 2 [Применение Кантом определения степени к бытию души]

Кант своеобразно применил определенность интенсивного определенного количества к метафизическому определению души. В критике метафизических положений о душе, которые он называет паралогизмами чистого разума, он рассматривает умозаключение от простоты души к ее неуничтожимости.
Против этого умозаключения он возражает (Кг. d. r. Vem., S. 414), что "если бы даже мы и допустили, что душа имеет эту простую природу, поскольку в ней нет ничего многообразного, [составные части] которого существовали бы вне друг друга, стало быть, в ней нет никакой экстенсивной величины, все же нельзя отрицать у нее, как и у всего существующего, интенсивной величины, т. е. степени реальности в отношении всех ее спосбностей и вообще всего того, что составляет [ее ] существование, а эта интенсивная величина может убывать через бесконечное множество меньших степеней, и, таким образом, предполагаемая субстанция может превратиться в ничто если не путем деления, то путем постепенного ослабления (remissio) ее сил; ведь даже сознание всегда имеет степень, которая может быть еще уменьшена, следовательно, тем же свойством обладает также самосознание и все прочие способности". В рациональной психологии, которая была абстрактной метафизикой, душа рассматривается не как дух, а как нечто лишь непосредственно сущее, как душа вещь (Seeleding). Таким образом Кант вправе применять к ней категорию определенного количества, "как и ко всему существующему", а поскольку это существующее определено как простое, Кант вправе применять к нему категорию интенсивного определенного количества. Духу, конечно, присуще бытие, но совершенно другой интенсивности, чем интенсивность интенсивного определенного количества, вернее, ему присуща такая интенсивность, в которой форма лишь непосредственного бытия и все его категории даны как снятые. Нужно было допустить устранение не только категории экстенсивного определенного количества, но и категории определенного количества вообще. Следует, однако, еще узнать, каким образом в вечной природе духа имеются и из нее проистекают наличное бытие, сознание, конечность, причем дух от этого не становится вещью.

<< | >>
Источник: Фридрих Гегель. Наука логики. 1997

Еще по теме Примечание 2 [Применение Кантом определения степени к бытию души]:

  1. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  2. Библиографический указатель
  3.   УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, БОРЕЦ
  4. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  5.   [ I] Критика как имплицитная феноменология  
  6. Приложение Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика
  7. Глава XIV.ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
  8. И.З. Шишков КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
  9. о поэзии СОЧИНЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ. ПЕРЕВЕЛ, ИЗЛОЖИЛ II ОБЪЯСНИЛ Б. ОРДЫНСКИЙ. МОСКВА. 1854
  10. [ПОДСТРОЧНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ К ПЕРЕВОДУ МИЛЛЯ]
  11. § 22. Переводная литература и сочинения иностранцев,служивших в России
  12. ЦЕННОСТЬ ЧАСТНОГО ПРАВА 1
  13. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)