<<
>>

Там, где кончается разум


В: Свидетель – это то, что нас ждет в будущем?
КУ: Не совсем, потому что сознание не является тем, чему еще предстоит появиться. Это «Я», или Свидетель, присутствовал с самого начала как одна из канонических форм понимания на любой стадии развития, через которые проходили холоны, было ли это ощущением, импульсом, эмоциями, символами, разумом, но его присутствие становится все более и более очевидным по мере роста и преодоления препятствий.
Другими словами, этот Свидетель, это сознание как таковое, является просто глубиной и внутренним миром любого холона. Как мы уже говорили, глубина – это сознание, и глубина не имеет какого то конца. Но с увеличением глубины больше проявляется истинная природа сознания.
У людей на стадии кентавра этот наблюдающий Свидетель все менее отождествляется с телом и разумом – он превзошел их и включил в себя – и поэтому теперь он может просто наблюдать за ними. Вот почему и разум, и тело являются «опытом интегрированного „я“.
В: „Я“ начинает преодолевать их.
КУ: Да. И в этом нет ничего оккультного или загадочного. Мы уже видели, что личность меняет свое отождествление – сначала с материей, затем с телом и разумом – и каждое состояние предполагает децентрирование или отказ от отождествления с предыдущим измерением. И на стадии кентавра сознание просто продолжает этот процесс и начинает отказываться от отождествления с самим разумом, и именно поэтому оно может наблюдать разум, видеть разум, ощущать его. Разум больше не является субъектом; он начинает становиться объектом. Объектом наблюдающего „Я“, Свидетеля.
И там, где кончается разум, начинаются мистические, умозрительные и йогические традиции. Они связаны с наблюдающим „Я“, которое начинает преодолевать разум и движется к трансментальным, надментальным или сверхсознательным состояниям. Или трансрациональным, трансэгоистическим, трансперсональным.
Умозрительные традиции основаны на ряде экспериментов с сознанием: что будет, если вы начнете исследовать этого Свидетеля до самого его основания? Что будет, если вы начнете вопрошать до предела, все глубже и глубже проникая в сам источник понимания? Что будет, если вы выйдете за пределы вашего разума, в глубину сознания, которое не ограничено эго или человеческим „я“? Что вы там найдете? Что вы найдете в качестве повторяемого, воспроизводимого эксперимента в сознании?
„Есть тонкая сущность, которая проникает во все слои реальности“ – так начинается один из самых известных ответов на этот вопрос. „Это подлинная реальность всего того, что есть, и основание всего сущего. Эта сущность есть все. Эта сущность есть реальность. И вы, вы есть это“.
Другими словами, это наблюдающее „Я“ в конечном счете раскрывает свой собственный источник, который есть сам Дух, сама Пустота. И именно поэтому мистики утверждают, что это наблюдающее „Я“ – луч Солнца, который освещает сияющую Бездну, окончательное Основание, от которого зависят все явления Космоса. Ваше личное „я“ пересекается с „Я“ Космоса и сливается с ним в высшей личности, которая охватывает весь мир явлений. Эта высшая личность уничтожает узлы отдельных „я“ и растворяет их в свете.
Так завершается путь от материи через разум к Духу. В каждом случае сознание, или наблюдающее „Я“, перестает отождествляться с неглубокими и более обширными измерениями и открывается навстречу более глубоким, пока, наконец, оно не достигает своего собственного окончательного обоснования в самом Духе.
И стадии трансперсонального роста и развития являются стадиями движения этого наблюдающего „Я“ к его подлинному месту обитания – к пространству чистого Духа, или чистой Пустоты, основанию, пути и цели всего сущего.


<< | >>
Источник: Кен Уилбер. Краткая история всего. Вопросы и ответы. 2007
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Там, где кончается разум:

  1. Учение о Христе-Логосе в связи с антропологией.
  2. Там, где кончается... журналистика
  3. ЭПИКУР 
  4.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  5.   О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО РЕЛИГИЯ МОЖЕТ УКРЕПИТЬ НАШУ ВЕРУ В ПРИРОДУ РАЗУМНОЙ ДУШИ 
  6. 1. ХРИСТИАНСКАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ И НЕОПЛАТОНИЗМ: КАППАДОКИЙЦЫ  
  7.   3. РАЗУМ  
  8.   3. Каким путем ведет охоту разум 
  9. эпикур
  10. I. Творение мира невидимого или ангельского § 41. Понятие об ангелах. Бытие сотворенных духов или ангелов. Всеобщность веры в их бытие и оправдание ее соображениями разума.