<<
>>

Учение Читтаматры и бутстрап - теория адронов Дж. Чу.

Если саутрантики признают истинность внешнего объекта, то читтаматрины не признают внешний объект, но, вместе с тем, признают истинность "взаимозависимости" (зависимый от других "шенванг" ).
Так же как Саутрантика Читтаматра признает пустотность "я" от независимого субстанционального существования (бессамостность индивида в отличие от Вайбхашики). В то же время она утверждает пустотность феноменов - дхарм. Начиная с Читтаматры, буддисты стали серьезно обсуждать взаимозависимое происхождение (или возникновение) феноменов, доведенное ими до своего логического завершения в учении Мадхьямики Прасангики.

В свете сказанного выше рассмотрим так называемую бутстрап- гипотезу Джеффри Чу в русле теории S - матрицы в рамках аналитического подхода к ТЭЧ . Суть бутстрапной теории ("зашнуровки" адронов; Чу и Фраучи, 1961 г.) сводится к следующему: квантовые

объекты взаимодействуют в "упругом" канале посредством сил, природа которых заключается в "обмене" адронами, рождающимися в соответствующем "аннигиляционном" канале. "Так как разным "упругим" каналам соответствуют разные "аннигиляционные" каналы, то для генерации "сильных" сил не существует привилегированных адронов (например, 71-мезонов, как это было в теории ядерных сил Юкавы)" Так как один и тот же адрон может возникать в разных "аннигиляционных" каналах, то состав его неопределен (объекты, рождающиеся в "аннигиляционном" канале, представляют собой "связанные состояния", т.е. составные объекты): он одновременно определяется адронами различных "упругих" каналов . Из сказанного следует, что каждый адрон является "связанным состоянием" всевозможных состояний квантовых объектов, в результате взаимодействия которых может образоваться, так сказать, адрон по заказу. В результате создается иллюзия, что "кавдая частица содержит в себе все остальные частицы". Адрон не столько содержит, сколько состоит из всех других адронов (в "динамическом", вероятностном понимании, характерном для теории S-матрицы) и в то же время как бы сам входит в состав их всех.

При этом ни один из адронов не может считаться более фундаментальным, следовательно, привилегированным, чем все остальные. Такое истолкование "зашнуровки" Дж. Чу назвал "ядерной демократией".

С точки зрения читтаматринов, независимое субстанциональное существование адрона - это не существующий "кунтаг". В действительности адрон в качестве кунтага не существует, т.е. в самом адроне кунтага нет. Значит, по Читтаматре, адрон является шенвангом, т.е. зависимым от других адронов. Если далее рассуждать как читтаматрины, то из-за неведения (авидья), иначе говоря, до возникновения "бутстрап- подхода" к адронам Дж. Чу, мы воспринимали их как самодостаточные субстанциональные феномены. Как уже знаем, такое восприятие адронов оказывается несуществующим кунтагом. В свою очередь, пустотность адронов от несуществующего кунтага читтаматрины назвали бы йондупом (истинно сущим, "окончательно установленным", "конечным существованием", абсолютной истиной, наконец, пустотой - шуньятой). Безусловно, Дж. Чу не "дошел" до пустотности (йондупа) адронов, до взаимозависимости их друг от друга (шенванга) несомненно он дошел. Даже, как считает Фр. Капра, Дж. Чу перевалил через "хребет" Читтаматры и оказался в "долине" Мадхьямики. Вот что он пишет: "В

адронном бутстрапе все частицы динамическим образом состоят друг из друга, и отношения между ними характеризуются внутренней последовательностью и самосогласованностью, что позволяет нам говорить, что адроны "содержат" друг друга. В буддизме Махаяны очень похожее понятие используется по отношению ко всей Вселенной в целом" . "Бутстрап-теория" Дж.Чу, представляющая видение мира как единой взаимосвязанной сети событий, где каждое явление связано со всеми другими, и не может существовать само по себе, сопоставляется Фр. Капрой с космической метафорой сети Индры из драгоценных жемчужин, нависающей над дворцом бога Индры . В этой сети из жемчужин каждая жемчужина отражает все остальные жемчужины подобно тому как "во всякой пылинке - бесчисленное множество Будд".

"Сходство этого образа с адронным бутстрапом не может не поражать нас. Метафора сети Индры, - восторженно пишет Капра, - должна по праву быть признана первой бутстрап - моделью, разработанной восточными мудрецами примерно за два с половиной тысячелетия до возникновения физики частиц" .

Вообще говоря, в современной физике развиваются идеи органицизма, целостности (холизм) в противовес демокритовской традиции объединения сложных структур посредством их разбиения на более простые элементы. Эти идеи способствуют поиску единого взаимодействия и его теории (TOE - «Теория всего на свете») в духе Эйнштейна и позволяет воспринимать формирующуюся Вселенную как процесс. В русле этих идей находится и идея "глобального бутстрапа", чуждая "и античному, и классическому атомизму, а в известном смысле- самому способу освоения действительности, которым пользовалась Европейская наука" . Согласно теории бутстрапа природные явления не сводятся ни к частицам, ни к полям. При так называемом "событийном" подходе к ним исчезает различие между их составными частями и их

взаимодействием. "Буддисты воспринимают объект как событие, - пишет Д.Т. Судзуки, - а не как вещь или материальную субстанцию" . Буддист в частности, и восточный мистик вообще у Фр. Капры превращаются в последователя «бутстрап - философии - бутстраппера" (Дж. Чу). На наш взгляд, это очень сильное преувеличение значения теории бутстрапа, являющейся своеобразной функциональной моделью адронов (или сильных взаимодействий). Позже мы еще вернемся к анализу последней.

<< | >>
Источник: Очиров Д.Э.. Методологическая физика. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004- 346 с.. 2004

Еще по теме Учение Читтаматры и бутстрап - теория адронов Дж. Чу.:

  1. Учение Читтаматры и бутстрап - теория адронов Дж. Чу.
  2. Суперполевой подход к физическому вакууму и буддийское учение о пустоте (Читтаматра и Мадхьямика).