Территория
Данные античной литературной традиции позволяют в общих чертах определить территорию королевства Эрманариха и сопоставить ее с ареалом Черняховской культуры (рис. 2). Его современник, Аммиан Марцеллин обратил внимание на то, что подвластные королю гревтунгов области, куда вторглись гунны, были обширны и плодородны «late palenles et uberes pagos» (Amm.
Marc., XXXI.3.1).Анализ немногочисленных географических реалий королевства Эрманариха не даст возможности однозначно определить все его рубежи, хотя Иордан однажды упоминает их в самом общем смысле (Get., 123). Аммиан вполне определенно называет только восточную границу готов- гревтунгов с аланами-танаитами где то в районе Нижнего Дона, «quos Greulhungis confines Tanaitas consuetudo nominauit» (Amm. Marc., XXXI.3.1). Современная археология внесла в решение этого вопроса существенные коррективы. В низовьях Дона в последнее время стала известна серия катакомбных погребений кочевнического облика второй половины III — IV в., обнаруживающих истоки в более ранних аланских могильниках Центрального Кавказа. Но месту, времени и культурной принадлежности они не могут принадлежать никому другому кроме «алан-танаитов» Аммиана б8. Правда, непосредственно к западу от Танаиса-Дона пока неизвестны Черняховские памятники, которые можно было бы связать с гревтунгами. По данным археологии все степное Северо-Западное Приазовье в IV в. не имело какого- либо постоянного населения. Скорее всего, ото была своего рода область «взаимного страха» между владениями готов-гревтунгов и алан-танамтов или, по терминологии М.Е. Левады, своего рода «демилитаризованная зона», через которую аланы-кочевники и попадали в Нижнее Подунавье 69.
Западной границей между владениями Эрманариха и Атанариха принято считать р. Днестр: «castris denique prope Danastrі margines a Greuthungorum aallo longius opportune metatis...» (Amm.
Marc., XXXI.3.5) 70. В переводе Ю. Кулаковского это звучит так: «Он [правитель тервингов Атанарих - И.З.] разбил большой лагерь на берегах Династия [Днестра — И.3.\ в удобной местности поблизости от степей гревтунгов ...» 71. При ознакомлении с этим пассажем в оригинале нам так и осталось не ясно, откуда в этом переводе появились «степи гревтунгов». X. Вольфрам понимает интересующее нас место у Аммиана следующим образом: «на берегу реки на достаточном удалении от долины гревтунгов Атанарих разбил свой лагерь». В «долине гревтунгов» австрийский ученый предлагает видеть нижнее течение Днестра от окончания зоны лесов до устья, где, на его взгляд, по обоим берегам и жили гревтунш 11. М.Б. Щукин также склоняется к тому, что в рукописи «Res Gestae» могло стоять «ас ѵаііет» — «у долины гревтунгов», превратившееся в «а... иаііо» из-за ошибки переписчиков '3.Безуглов С.И. Алэны-танаиты: экскурс Аммиана Марделлина и археологические реалии // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1989 г. Азов, 1990. Вып. 9. С. 80-87; Симоненко А.В. Европейские аланы и аланы-тапаиты// РА. 2001. №4. С. 77-91.
Левада М.Е. Миф о городищах Черняховской культуры // Готы и Рим. К., 2006. С. 65.
,0 Ammianus Marcellinus. Romische Geschichle t Lat. und deul. von W. Seyfartli. B., 1971. Teil 4. S.251.
71 Аммиан Марцеллин. Римская история / пер. Ю. Кулаковского и А. Сонни. СГГб., 1994. С. 495.
Вольфрам X. Указ. соч. С. 130,139, прим. 23.
73 Щукин М.Б. Готский путь... С. 233.
И все же в дошедшей до нас рукописи стоит: «а Greuthungorum иаііо». На наш взгляд, В. Зейфарт дал наиболее правильный перевод этого фрагмента: «Наконец он [Атанарих - КЗ.] приказал разбить лагерь на удобном месте вблизи берега Днестра, на большом расстоянии от укрепленной линии гревтунгов» 7'\ Еще раз заметим, что в оригинале употребляется словосочетание Greuthungorum иаііо, которому в этом районе можно найти достаточно близкие географические соответствия.
Полвека назад известный румынский археолог Р.
Вульпе идентифицировал «Greuthungorum tiallum» с Верхним или Северным Траяновым валом в Молдавии. Эти укрепления проходят между реками Прутом и Днестром, протяженность последнего вала составляет 138 км, а высота от 2,5 до 5 м. Он был возведен между зонами степи и лесостепи, и может быть, действительно имел демаркационный характер между владениями гревтунгов и тервингов. По мнению Р. Вульпе, Атанарих неслучайно устроил свой лагерь недалеко от «вала гревтунгов», так как гуннская конница могла перейти р. Днестр только у г. Бендер {«bender» с иранского означает «проход») 75. По заключению Г.Б. Федорова, само название «вал гревтунгов» в равной мере могло обозначать и то, что охрана этого вала была поручена гревтунгам, находившимися на службе Империи, и то, что этот вал был построен против гревтунгов, для защиты от них 7б. «Траяновы валы» вполне могли быть времени Черняховской культуры, так как подобные сооружения хорошо известны и по письменным источникам. Например, тот же Атанарих, спасаясь от гуннов, вынужден был искать убежища в высоких горах, и стал воздвигать высокую стену {mitros altius) от берега Прута до Дуная побли- ;4 Ammianus Marcellinus. Romische Geschichte...S. 251. Следует отметить, что «я ѵаііо» - «ог вала», «vallum» в АЫ. Sing.; «я ѵаі/е» - от долины, «voltes» п ЛЫ. Sing. В данном случае, если точно следовать тексту Аммиана, следует переводить «от вала гревтунгов» или «от укрепленной линии гревтунгов».75 Вульпе Р. Верхний вал Бессарабии и проблема гревтунгов к западу от Днестра // МИА Юго-Запада СССР и РНР. Кишипев, I960. С. 259-270. О проблеме идентификации и датировки Траяновых валов см.: Щукин М.Б. Готский путь... С. 233-234.
16 Федоров Г.Б. Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тыс.н.э. // МИА. 1960. № 89. С. 79-80.
зости от области тайфалов (Amm. Marc., ХХХІ.3.7). Недавно появилась информация о том, что Нижний Бессарабский Траянов вал в Буджаке может быть датирован первыми веками и. э. или даже началом III в. [616], т. е.
он уже существовал до интересующей нас эпохи, но за давностью времен мог быть связан народной молвой с новыми властелинами причерноморских степей — гревтунгами.Впрочем, для уточнения западных рубежей владении гревтунгов главным является не то, какое существительное (vallum или valles) стояло в оригинале «Res Gestae», а определение этого топонима как Greuthungorum. Интересно, что Аммиан под 369 г. сообщает о карательном походе римского императора Валента против Тотов-тервингов, где после переправы через Дунай и продолжительного перехода он напал на «воинственное племя гревтунгов, обитавшее в отдаленных местах» (ХХѴП. 5. 6). Получается, что в то время последние занимали земли где-то поблизости от низовий Дуная и Днестра. Таким образом, в южной степной части остроготам были доступны области к западу от р. Днестра. Недавно А.А. Васильев изучил Черняховские памятники в Буджаке и связал появление здесь Черняховского населения с договором 332 г. между готами и Римом[617].
Но все же, основной пограничный рубеж между королевством' Эрма- нариха и владениями Атанариха к середине IV в. проходил по Днестру. Позже именно к этой пограничной реке отступили, а затем, перешли ее гревтунги под руководством Алатея и Сафрака после разгрома гуннами «державы» Эрманариха (Amm. Marc., XXXI.3.3). Видимо, эта граница между родственными народами тервингов и гревтунгов возникла по каким-то серьезным этнополитическим причинам. Верхнее и Среднее Поднестровье в то время были плотно заселены многочисленными и, скорее всего, иеготс- кими племенами (славянами-венетамп?), оставившими памятники типа Чере- пин19. Поэтому можно предположить, что гревтунги-были вынуждены селится преимущественно к востоку, а тервинги - преимущественно к западу от верхнего и среднего течения Днестра. Это наглядно подтверждает карта памятников Черняховской> культуры, составленная О.А. Гей 8 (рис. 4). На ней отчетливо видна зона археологической пустоты, проходящая, по водоразделу между Южным Бугом и Днестром.
Текст «Гетики» Иордана также не оставляет сомнений- в том, что королевство остроготов было весьма масштабным военно-политическим образованием, включавшем при Эрманарихе значительную часть территории Восточной Европы.
По представлениям готского историка, его владения- простирались между Нижним. Доном и Днестром, за которым* начинались земли везиготов-тервингов *!. В этом отношении его сведения существенно не расходятся с данными Аммиана Марцеллина. Но в отличие от римского историка Иордан помимо причерноморского юга включил в «державу» Эрманариха отдаленные северные области восточноевропейского хинтер- ланда, населенные различными лесостепными и лесными- племенами. Среди них он называет и германцев-герулов, обитавших где-то на Меотиде, и эстов в Прибалтике, и многочисленных венетов, живших к северу от домена остроготского короля, и средневолжских Merens и Mordens, а так же другие arctoi gentes (Get, 116-119). Вопросы об их локализации будут специально рассмотрены в V главе.Рубежи основного домена Эрманариха позволяет существенно уточнить археология. Современные исследователи не сомневаются в том, что по месту и времени ему может соответствовать лишь Черняховская культура. Мы исходим из того, что эта очень большая по территории и монолитная по [618] [619] [620] стилю культура могла возникнуть и долгое время сохранять свое единство лишь при наличии, теснейших экономических, культурных и прочих связей между людьми внутри некоей надплемениой (надлокальной) общности. Картографирование Черняховских памятников показало, что в максимальных границах IV в. эта культура охватывала огромную территорию — от Северского Донца и Сейма на северо-востоке до Дуная на юго-западе, от верх'овьев-Буга и притоков Припяти на северо-западе до нижнего Днепра на юго-востоке [621] [622]. Она занимала площадь свыше 400‘ 000 км2. Для сравнения укажем, что площадь территории современной Украины составляет чуть более 600 000 км2. Следует заметить, что более масштабного образования в европейском Барбарикуме мы не знаем вплоть до возникновения Франкского королевства.
Территория расселения Черняховских племен в пределах Украины и России в основном соответствует зоне плодородных почв восточноевропейской лесостепи и лишь отчасти степи (в Северо-Западном Причерноморье) и в Надпорожье (рис.
3). В отличие от зарубиицев их северная граница не заходила далеко в лесную зону с ее песчаными и болотистыми почвами, занятыми племенами киевской культуры (венеты), с которыми воевал Эрманарих. Южный ареал Черняховской культуры ограничен северо- западным побережьем Черного моря и Нижним- Дунаем. Со временем- ее границы существенно менялисьSj.Для IV в. исследователи отмечают в Среднем Поднепровье экспансию черняховцев на север, с чем было связано прекращение жизнедеятельности на ряде поселений киевской культуры [623]. На некоторых из них киевский слой был перекрыт Черняховским. Еще с рубежа III - IV вв. археологами наблюдается расширение ареала Черняховской культуры к северо-востоку, на территорию киевской культуры. Так, например, на правобережном поселении Глеваха киевские объекты второй половины III в. были перекрыты вельбар- ско-черняховским слоем IV в. [624]. Одновременно Черняховские памятники появляются й вдоль левого’ берега Среднего Днепра (Переяслав, Компанийцы). Следующий натиск готов-на восток последовал около второй четверти IV в., т. е. в эпоху войн Эрманариха' с венетами и северными народами. В это время Черняховские памятники массово’распространяются, вдоль северной границы черноземов, до Северского Донца, иногда перекрывая старые киевские поселения. Напомним, что в последние годы не только элементы, но целые комплексы Черняховской культуры, зафиксированы и в Верхнем Подонье (памятники типа Каширки-Седелок) [625]. Их появление в той или иной мере является археологическим отражением относительной перенаселенности в Черняховском ареале в IV в.
Археологи-черняхововеды не раз предпринимали попытки районирования огромного ареала Черняховской культуры. Так, Б.А. Рыбаков выделил в ней две зоны: северную лесостепную и южную прибрежную. По его убеждению, первая (по его терминологии «лесостепная Черняховщина») совпадает с древней прародиной славян, что позволило ему считать всю Черняховскую культуру славянской, точнее антской [626]. Только вторую степную, причерноморскую зону академик считал допустимым связывать, с гревтун- гами-остроготами [627]. Здесь надо заметить, что как раз в этом причерноморском варианте Черняховской культуры менее всего археологически ощутимо присутствие готов при наличии здесь явного сарматского и позднсскпфского этнокультурных компонентов [628]. В некоторых лесостепных Черняховских памятниках, например, в известном биритуальном могильнике Компанийцы, бесспорно, присутствуют характерные «восточногерманские» элементы: трупосожжения в урнах, посуда вельбарских и пшеворских форм, погребение с оружием (согнутый меч, умбон щита) и др. [629].
М.Б. Щукин также предлагает разделить Черняховскую культуру на два больших ареала, отделенных зоной пустоты: степных остроготов-гревтупгов и лесных везнготов-тервингов[630]. Это широтное разделение в чем-то напоминает идею Б.А. Рыбакова о выделении памятников собственно Черняховской культуры в лесостепи и «черияхоидных» памятников в степной зоне Причерноморья, но с одним существенным различием - оба ареала санкт-петербургский исследователь связывал с готами. На наш взгляд, обе искусственные попытки районирования Черняховской культуры по зональному принципу представляются не очень удачными, особенно для выявления внутренней структуры Черняховского социума, так как не обладают необходимой «разрешающей» способностью для выполнения интересующей нас задачи.
Исходя из особенностей археологических памятников, В.Д. Баран разделил территорию чсрняховской культуры на три крупных региона: лесостепную зону Украины, Северо-Западное Причерноморье, междуречье Днестра, Прута и Дуная [631]". Еще дальше пошел Б.В. Магомедов, выделивший внутри массива Черняховских памятников девять регионов, отличающихся некоторыми особенностями в домостроении, погребальном обряде и керамическом комплексе [632]:
1. Западная Украина - памятники Западной Подолии и юга Волыни, включая север Винницкой обл. и Житомирскую обл. с Черняховскими древностями «типа Пряжев» и «вольгнекой группы полей погребений».
2. Верхний Днестр - «верхпеднестровская группа памятников». К северу и западу от него располагаются памятники вельбарской и пшеворской культур, на правом берегу Днестра - культуры карпатских курганов.
3. Центральная Украина - Правобережье Днепра до Западной Подолии. На Волыни она непосредственно соприкасается с юго-восточной областью вельбарской культуры. На востоке включает памятники вдоль левого берега Днепра; на юге граничит с соседними регионами «Нижний Днепр» и «Северное Причерноморье».
4. Восточная Украина — включает все остальные памятники Левобережья, а также- пункты, расположенные в Курской и Белгородской обл. России. Северная граница Черняховской культуры фиксируется здесь по линии между городами Нежин - Конотоп и далее по левому берегу Сейма, а восточная - по линии Льгов-Белгород и далее по реке Северский Донец. Соседние области к северу заняты поселениями киевской культуры.
5. Регион Нижний Днепр - небольшая область Днепровских порогов. Восточнее и южнее расстилается Приазовская степь, остававшаяся во владении кочевых племен.
6. Регион Северное Причерноморье - побережье между устьями Дуная и Днепра, где расположены так называемого памятники «причерноморского типа». Остальные три региона (Молдова, Мунтения (Валахия), Трансильва- ния (Семиградье) географически выходят за пределы владений гревтунгов.
По мнению Б.В. Магомедова, гревтунги-остроготы первоначально заняли Западную Украину н Южное Побужье. В дальнейшем они заселили практически всю территорию современной Украины от Днестра до Дона и часть юго-западных областей современной России (регионы 1-6) [633]. В результате наложения на местные субстраты получилась та весьма сложная этнокультурная ситуация, которая в известной мере находит отражение в локальных группах черняховской культуры. Хотя их выделение еще далеко от завершения, тем нс менее, они, видимо, отражают сложный, изначально полиэтничный характер Черняховской культуры, которая, несмотря на все нивелирующее воздействие позднеантичной цивилизации, так и не стала культурой единого народа.
4.3. Уровень экономического развития
Без рассмотрения экономического базиса населения, вошедшего в IV в. в состав королевства Эрманариха, невозможно понять расцвет его «державы». Археологические материалы позволяют в основных чертах реконструировать палеодемографическую структуру и связанную с ней профессиональную стратификацию, позволяющую оценить степень разделения труда в Черняховском обществе. Как известно, последний показатель является очень важным при исторической оценке уровня развития того или иного общества.
В хозяйственном отношении население, оказавшееся в составе «державы» короля Эрманариха и владений судьи Атанариха, заметно отличалось от соседних варварских народов. На это обращали внимание практически все специалисты, изучавшие Черняховскую культуру. Главным достоянием Черняховского общества, выделяющем его в кругу синхронных восточноевропейских культур, явились три важнейших производственных достижения: плуг с железным наральником и череслом, указывающий на агрикультуру пашенного земледелия, ручные мельницы, представленные находками ротационных каменных жерновов, а также гончарный круг, свидетельствующий о проірессе в ремесленном производстве .
4.3.1.