Сельское хозяйство
Земледелие. Основой процветания Черняховской культуры и быстрого роста ее народонаселения стала весьма продуктивная система пашенного земледелия. Здесь уместно напомнить, что в начале второй четверти I тыс.
в Восточной Европе были еще весьма благоприятные для занятия земледелиемСлавяне Юго-Восточной Европы...С. 154-164,393-398; Славяне и их соседи... С. 161.
природно-климатические условия. Практически весь Черняховский ареал находился в зоне лесостепных и степных черноземов, а ее северная граница совпадала с границей между черноземными и лесными почвами. В' первую очередь черняховцы освоили лесостепные ландшафты, где были свободные от лесов массивы с плодородной черноземной почвой. Следует еще раз указать на то, что земледелие Черняховского населения резко отличалось как от довольно- примитивного подсечного хозяйства их предшественников- зарубинцев, так и их современников, населявших более- северные лесные районы. Безусловно, оно было уже пашенным. Установлено, что у черия- ховцев господствовала довольно развитая залежно-переложная система землепользования. Их тесные экономические и культурные связи с римскими провинциями также в немалой степени- предопределили высокий уровень Черняховской агрикультуры 96. Еще раз обратим внимание на некоторые весьма существенные инновации в сельском хозяйственном производстве, ко торое обусловили взлет Черняховской экономики в IV в.
С этой эпохой связано первое массовое использование в Восточной Европе железных наконечников для упряжных пахотных орудий типа рала 91. Об этом прямо свидетельствуют находки узко- и широколопастных иаралышков (рис. 10, 1) и плужных ножей-чересел (рис. 10, 2-3). Они были составной частью рала с полозом - орудия, способного подрезать дернину и частично разламывать ее. Археологические находки указывают на распространение весьма эффективного пашенного земледелия в плодородных областях Черняховской культуры.
Возможно, использовались не только легкие, но и тяжелые плуги, способные не только разрыхлять, но-и переворачивать верхние пласты почвы 98. Весьма показательно, что на некоторых Черняховских сосудах имеются изображения коня или вола, запряженного в [634] [635] [636] [637] плуг (Черепин, Ромашки) ". Судя по остеологическому материалу, в плуг запрягались в основном волы.Набор черняховских сельскохозяйственных культур более разнообразен, чем в зарубинецкой культуре. В лесостепи в III—IV вв. выращивали зерновые, в первую-очередь пшеницу разных сортов, ячмень, просо, рожь, гречиху, овес, а также бобовые (горох, чечевицу) и технические (лен, конопля) культуры. Отметим, что по сравнению с синхронной древнегермаиской агрикультурой, где преобладал ячмень (до 40%), а доля пшеницы была близка просу (15%) 10°, ассортимент зерновых, встреченных на Черняховских поселениях, выглядит более совершенным. Черняховские земледельцы убирали урожай не только обычными серпами (рис. 10, 7-6’), но и железными косами длиной до 50 см (рис. 10, 5-6), которые впервые в значительном количестве появляются в Восточной Европе именно в Черняховском ареале. Для них характерна довольно высокая культура храпения зерна. Его ссыпали в ямы, нижняя часть которых была специально обожжена, при этом они могли вместить до 5 тонн зерна. Зерно хранили также в специальных больших сосудах-зерновиках (рис. II, Р). Находки на многих черняховских поселениях ям с остатками зерна, сосудов-зерновиков свидетельствуют об изобилии хлеба 1Ш.
Важным нововведением для его переработки стало использование Черняховскими земледельцами ручной мельницы с каменными ротационными жерновами. Весьма показательно, что последние полностью воспроизводят форму и конструкцию солдатских походных жерновов римской армии, 5і> Крайчевсысий МЛО. Изображении коня з с. Черешіна в Средиьому Пороссі // Археологія. 1961. Т. 12. С. 183-184.
100 См.: Lange Е. Botanische Beitrlige zur mitleluropaischen Siedlungsgcschichte. Ergebnisse zur Wirschaft und Kulturlandschaft in frflhgeschichtlicher Zeit // Schriften der Sektion fiir Vor- und Friihgeschichte dcr Dcutschen Akademie der Wissenschaftcn zu Beilin.
B., 1971. Bd. 27; Die Germanen. B., 1986. Bd. 2. S. 101-104, Abb. 17.Ш1 Рпкман Э.А. Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М., 1975. С. 126-127.
хорошо известных по находкам в лагерях лимеса [638]. Но производились они на месте, о- чем речь пойдет ниже. Установлено, что производительность труда на таких жерновах в 3 — 4 раза превышала размол зерна на традиционных каменных зернотерках [639] [640].
Археологи нашли не только каменные детали отдельных жерновов, но- также остатки целых мукомолен (Иванковцы, Синицивка-Сабатиповка) 10+. Широкое использование ручных мелышц указывает на возросшее значение выпеченного хлеба в рационе питания черияховцев по сравнению с населением предшествующего времени: По оценке специалистов, техника Черняховского земледелия и технология переработки его продукции практически не отличалась существенно-от агрикультуры дунайских провинций Панно- нии, Мезии и Дакии, откуда вывозилось зерно [641] [642]. Некоторые исследователи даже допускают экспорт Черняховского зерна в Римскую империю ,06.
Помимо археологии ценные данные по готской агрикультуре дает лексика Готской Библии (Табл. /). А.Р. Корсунский и Р. Гюнтер справедливо отметили, что при переводе Библии на готский язык Вулъфила не нуждался в использовании греческих терминов для обозначения важнейших понятий, относящихся к земледелию, так как соответствующие слова уже имелись в готской лексике [643]. Приведем некоторые из них: поле (hugs); невозделанное поле, пашня (Иаірі), плуг, coxa (hoha, греч. аротроѵ); пахать (arjan); серп (gilpa); собирать, урожай (hahjan); пшеница (ioaiteis); зерно (каит);
мельница с ослом (asiluqaimus, греч. pu?„ot;); виноград (weinabasi);
виноградник (weinagards), садовник, виноградарь (aurtjd). Недавно готская аграрная терминология была проанализирована Т.Ю. Казанцевой 10S.
Животноводство. Основным источником для изучения животноводства Черняховской культуры является анализ массовых костных остатков из культурного слоя, жилищ и хозяйственных ям поселений.
Он показал, что в разных природно-климатических зонах скотоводство имело свои особенности. В южных степных районах Черняховской культуры эта отрасль сельского хозяйства, естественно, была развита сильнее, чем в лесостепи. Так, в Причерноморье большая роль традиционно отводилась коневодству, зато в Правобережной Украине доминировало разведение крупного рогатого скота и свиноводство. В целом, по остеологическим материалам лесостепных поселений отмечено преобладание в стаде крупного рогатого скота (35 - 40%), потом идет мелкий рогатый скот (25 - 30%), затем; свиньи (15 - 20%) и лошади (10%) [644] [645] [646]. Причем, свиней продолжали разводить даже на самых южных степных поселениях. При этом доля свиней в поголовье особенно заметно увеличивается на памятниках с ярко выраженной вельбарской традицией (Коблево и др.).Близкое соотношение домашних животных было; в стаде зарубин- цев по. Не менее интересно сравнить эти данные с составом стада у населения Свободной Германии позднеримского времени 1П. Здесь также преобладало разведение крупного рогатого скота, но на втором месте у них шли свиньи (20 - 30 %), причем значение свиноводства возросло в эпоху Великого переселения народов, на третьем месте — мелкий рогатый скот, четвертое место занимали лошади — (от 5 до 15%).
Безусловно, черняховское животноводство носило оседлый, придом- ный характер, на что прямо указывает высокий удельный вес свиньи — животного, неспособного к длительным перегонам [647]. Еще более важным археологическим свидетельством именно такого типа придомного скотоводства являются Черняховские «длинные» дома. Кроме помещения с очагом для- жилья они всегда имели вторую половину, где часто находились хлев и стойла для скота.
Об уровне развития скотоводства у готов свидетельствует весьма- развитая животноводческая лексика. Приведем основные готские названия, связанные с животноводством: скот/богатство/серебро/деньги (faihu); свинья (seiri); жеребенок (fula); стадо (hairdo); стадо овец (awe[h); овчарня (awistr); плетень/загон для скота (garda); собака (hands); пастбище (winja); пастух (hairdeis); мясник (skilja).
Среди материальных ценностей-готов эпическая традиция ставит скот на второе место после злата (Hlodskvida, 10). Помішо домашних животных черняховцы держали также кур, гусей, уток, что полностью соответствует видовому составу домашней птицы у германцев [648] [649]. Как и у последних, кости птицы и яичная скорлупа являются нередкой находкой и в Черняховских погребениях.Судя по остеологическому материалу, продукция охоты не играла заметной роли в системе питания Черняховского населения. На поселениях Правобережной Украины к диким животным относят не более 3,5 % определенных но костным остаткам особей животных П4. Заметим, что такая же картина наблюдается в соотношении скотоводства и охоты у населения Свободной Германии — в слоях германских поселений позднеримского времеіш находки костей диких животных составляют от 1-2 до 10 % [650]. Для сравнения следует напомнить, что в Восточной Европы столь низкий уровень значения охоты не зафиксирован вплоть до времени позднего Средневековья и6. Кажется, этому можно найти объяснение в античных источниках. По свидетельствам римских авторов, у древних германцев охотой занимались преимущественно дружинники, заполняя свой, досуг между войнами (Caesar, IV. 1; Tacitus, 15). Она была одним из проявлений их праздного образа жизни, «благородным занятием», а не представляла собой- способа добывания средств к существованию 111.
Сравнение археологических данных о сельском хозяйстве черняховцев с синхронными германскими материалами показывает существенное различие. Если в жизни германцев к северу от римского лимеса важную, а в ряде областей определяющую роль играло скотоводство ||8, то основой экономики Черняховского общества, несомненно, было весьма развитое хлебопашество. Не в последнюю очередь это было обусловлено особенностями природных условий юга Восточной Европы с ее плодородными черноземными почвами и соседством с дунайскими провинциями, где уже несколько веков развивалась весьма продуктивная римская агрикультура.
По ряду базовых показателей, особенно в земледелии черняховцы не только не уступали другим народам центральноевропейского Барбарикума, но кое в чем даже их превосходили.
По уровню агрикультуры они явно превосходили и последующее восточнославянское население украинской лесостепи вплоть до времени образования Древнерусского государства.Именно высокопродуктивное сельское хозяйство было той производственной базой, которая обеспечила относительное экономическое процветание Черняховского населения, а также настоящий демографический взрыв в IV в. По оценке современных ученых плотность Черняховского населения тогда составляла не менее 10 чел./1 кв. км |19. Для сравнения укажем, что плотность населения Южной Руси к XII в. не превышала 6 чел./кв. км. По [651] [652] [653] [654] подсчетам В.И. Довженка, на среднюю статистическую семью приходилось 10-12 га ежегодной запашки І20. Для аграрного общества, каким было черня- ховское, эта цифра, очевидно, отражает критическое состояние этноса в сфере народонаселения. Судя по огромному количеству Черняховских поселений, фонд свободных пахотных земель был уже исчерпан. Дальнейший рост населения обуславливал, с одной стороны, неизбежное в такой ситуации обезземеливание части семей, а с другой стороны, уход избыточного населения на сторону 121.
На наш взгляд, последнее явление во многом объясняет многочисленность варваров, покинувших причерноморскую родину в результате гуннского натиска 122. Переправившихся через Дунай в 376 г. везиготов было так много, что, по свидетельству Аммиана Марцеллина, организаторы переправы безуспешно пытались определить число переселенцев (ХХХІ.4.2). Евнапий указывает, что только способных к войне насчитывалось 200 000 (Eunap., 42). Следовательно, общее число готов-тервингов, переправившихся в 376 г. в дунайские провинции под руководством Алавива и Фритигерна, могло достигать одного миллиона |23. Однако еще до этого времени особенно после гуннского натиска за Дунай переселялись и другие везиготские и остроготские группировки: Алатея и Сафрака вскоре после переправы тервингов в 376 г. (Amm. Marc., ХХХІ.5.1), отряд Фарнобия (Amm. Marc., ХХХІ.4.12), в 381 г. — дружина Атанариха (Zosim., IV.34), в 386 г. — гревтунги Одотея и др. (Zosim., IV.35). К тому же, как уже указывалось, по свидетельству Иордана, значительная часть остроготов вошла в состав гуннской «державы» (так называемы «гуннские готы») |24. Даже если признать конкретные цифры в |20Довжснок В.Й. Землеробство древньої Русі. К., 1961. С. 183-186.
121 Брайчевський М. Ю. Утверждение христианства на Руси. К., 1989. С. 7.
122 В Европейском Барбарпкуме, начиная со II—111 вв. вплоть до заверше-ния Великого переселения народов, наблюдается постепенное сокращение населения, выз-ванное эпидемиями, миграциями, неблагоприятными переменами климата. См.: Abel W. Gcschichte der dcutschcn Landwirschaft vom friihen Mittelalter bis zum 19. Jahrhundert. Stuttgart, 1967. S.12-15; Гуревич А.Я. Древние германцы... С. 42.
123 Сиротенко В.И. Указ. соч. С. 24.
121 Вольфрам X. Указ. соч. С. 194.
сообщениях античных авторов существенно завышенными, то и в этом случае они свидетельствует о многочисленности готского населения — подданных короля Эрманариха и «судьи» Лтанариха.
4.3.2.