Ремесленное производство
Вопрос о специализации ремесла и отделении его от земледелия очень важен для социально-экономической характеристики любого общества, так как является объективным показателем уровня общественного разделения труда.
По данным археологии у Черняховских племен в качестве самостоятельных ремесел выделились гончарство, металлообработка и косторезное производство, а также, возможно, и стеклоделие.Гончарство. Для Черняховской культуры главным определяющим показателем выступает гончарная посуда ремесленного производства, исполненная в едином стиле с весьма устойчивым набором форм. Чсрняховское население пользовалось богатым набором посуды. Кроме хозяйственных видов, он включал развитый ассортимент столовых форм, среди которых заметное место занимают сосуды для напитков 125. Лепная посуда была характерна в большей степени для Верхнеднестровского региона и среднеднепровского пограничья с киевской культурой, где она чаще всего является показателем местного этнического субстрата. Но и здесь она встречается вместе с характерной сероглиняной круговой посудой Черняховских типов. Исследователи предполагают, что процентное соотношение гончарной и лепной керамики на поселении в той или иной мере отображает степень вовлеченности данной общины во внутрирыночные отношения.
Следы гончарного производства в виде горнов открыты почти на полусотне Черняховских поселений. Установлено, что они имеют кельтское и провинциалыюримское происхождение, как, впрочем, и ряд ведущих типов ш Магомедов Б.В. Черняховская культура.... С. 59.
Черняховской сероглиняной и кухонной посуды ш. Черняховские горны — весьма совершенные, двухярусные. По заключению специалистов, они свидетельствуют о развитии у черняховцев ремесленного производства вида Р2 (со сбытом продукции на рынках не более одного дня пути) и даже Рз (со сбытом продукции на рынках более одного дня пути) |2\ Во второй половине XX в.
на поселениях Леськи, Лепесовка, Журавка, Глеваха открыты настоящие гончарные мастерские, где мастер мог производить от 30 до 80 сосудов ежедневно. По подсчетам специалистов; он обеспечивал своей продукцией округу в радиусе нескольких десятков километров. Многочисленные находки гончарных горнов являются очень важным археологическим показателем такого уровня разделения и производительности труда в Черняховском обществе, который более свойственен ступени цивилизации, нежели варварства.Все исследователи признают, что производство Черняховской гончарной керамики начинается без каких-либо переходных этапов сразу на высоком уровне, что можно объяснить прямым участием в производственном процессе провинциальных мастеров-профессионалов |28. Важно, что на сероглиняных горшках из поселения Лепесовка имелись греческие граффити, нанесенные по глине еще до их обжига. Последние указывают на то, что гончарная посуда здесь могла изготавливаться грекоязычными мастерами - скорее всего, выходцами из балканских провинций [655] [656] [657] [658]. По общему мнению специалистов, технология гончарного производства, гончарный круг и типы горнов были восприняты Черняховским населением от более развитых обществ римского поіраничья. Отсюда пришли не только технологии и навыки, но и многие устойчивые формы Черняховской керамики, прежде всего, кухонной ш. С другой стороны, Черняховские мастера в некоторых типах кувшинов, кружек и ваз развивали в гончарной технике традиционные формы вельбарских и иных североевропейских образцов ш. Наконец, для местной знати изготавливались особые керамические сосуды (глиняные кубки— подражания стеклянным, сосуды - «сапоги» и др.), которые не имели аналогов, в провинциальноримской или варварских культурах позднеримского времени.
В результате по сравнению с предшествующими, синхронными и последующими восточноевропейскими культурами Черняховский керамический комплекс заметно выделяется по богатству набора кухонной и особенно столовой посуды (горшки, зерновики-пифосы, корчаги, керамические ведра, миски, кувшины, кружки, кубки, а также сосуды редких форм) 1 2.
Помимо своих черняховцами довольно широко использовались привозные античные сосуды: амфоры различных средиземноморских и черноморских центров, красиолаковая «терра сигиллята», античные светильники и пр.В Готской Библии Вульфилы, записанной в IV в., имелись специальные термины для обозначения таких понятий, как гончар (kasja); лепить из глины (digan); глиняные сосуды (kasa digam) (Табл. I).
Металлургия и металлообработка. Уровень развития Черняховского ремесленного производства во многом определяют археологические данные по металлургии и металлообработке 13. Следы местной черной металлургии найдены на большинстве Черняховских поселений. Помимо их открыты остатки нескольких десятков железоделательных горнов, в том числе довольно совершенные сыродутного типа и так называемые встроенные со шлако- выпуском. Последние характерны для среднеевропейской металлургии желе- [659] [660] [661] [662]
за позднелатенского и римского времени [663]. Внушительные масштабы черной металлургии указывают на товарный характер производства железа.
Археологам известны до 60 наименований Черняховских изделий из железа и стали, куда входят орудия труда сельского хозяйства и промыслов, ремесленные инструмен ты, оружие, снаряжение коня и всадника, предметы быта и домашняя утварь, принадлежности костюма и украшения. Следует обратить внимание на то, что этот ассортимент будет превзойден населением Восточноевропейской лесостепи лишь в древнерусское время. Специальные металлографические исследования показали, что Черняховские мастера обладали высоким уровнем кузнечного искусства, при этом правители не упус-' кали возможности иногда привлекать также иноземных кузнецов, изготовлявших оружие и вещи на римском уровне [664] [665] [666]. В частности, они применяли приемы цементации и пакетирования железных изделий и их переработки в стальные |36.
Ювелирное дело. Цветной металл население Черняховской культуры использовало в основном для изготовления ювелирных изделий - украшений и деталей одежды, прежде всего многочисленных Черняховских фибул. Металлографический анализ показал, что значительная'часть вещей изготовлена из различных сплавов с преобладанием меди, определяемых как «бронза».
Установлено, что Черняховский комплекс сплавов является продуктом взаимодействия двух больших зон металлообработки — прибалтийской и причерноморской |37. Возможно, это указывает не просто на главные напра- ления торговых связей черняховцев, а отражает глубинные истоки их культуры (соответственно на прибалтийской прародине и в Причерноморье).Исследователи довольно давно обратили внимание на то, что в готском языке IV в. имелась довольно развитая кузнечная терминология: кузнец (aizasmipa); ковать (gasmipon); руда (aiz)\ железо (eisarn)-, серебро (silbw% золото (gulp) bS и др.
Косторезное производство стоит среди наиболее развитых ремесел в Черняховском обществе. Едва'ли не главной его отраслью было производство наборных гребней, составленных из нескольких подогнанных друг к другу пластинок из рога благородного оленя или кости. Такие гребни были характерным предметом личного обихода в германском мире и по этому показателю Черняховская культурам этот мир вписывается 139 Выделению их производства в отдельную ремесленную отрасль способствовал как массовый спрос на эти изделия (их находки исчисляются сотнями), так и сложность изготовления. Крупным ремесленным центром по производству гребней в Среднем Поднеровье, работавшим-явно на рынок, было поселение Великая Снитинка. Здесь исследовано сразу 5 ремесленных косторезных мастерских, в которых найдено 550 изделий из оленьего рога |40. Эти мастерские работали не позднее середины IV в. Напомним, что в почти обязательных находках гребней в могилах М.Б. Щукин видел не только показатель высокого профессионализма Черняховских костерезов, но и определенное свидетельство «цивилизованности» всего Черняховского населения.
Стеклоделие. Черняховцы не только широко пользовались привозными стеклянными изделиями, но, скорее всего, знали и стеклоделие. В.ареале черняховской культуры остатки стеклодельной мастерской открыты лишь однажды — у с. Комаров в Верхнем Поднестровье 141. Здесь с Ш в. производилось стекло, аналогичное римскому.
А вот следов производства стеклянных изделий, довольно часто встречающихся в Черняховских погребениях, пока неизвестно. М.Б. Щукин допускает, что в то время стеклоделием занимались бродячие артели мастеров, переходившее от,3S Корсунский А.Р. О социальном строе вестготов// ВДИ. 1965. №3. С. 57.
,39 Щукин М.Б. Готский путь... С.173-175.
140 Магомедов Б.В. Велика Снітинка 2 - поселення гребінників III - ГѴ ст. и. е. // Стародавнее виробництво на території України. К., 1992. С. 94-116.
141 Смішко М.ІО. Поселения III - ІѴст. н. е. із слідами скляного виробництва біля с. Комарів в Чернівецької обл. // МДАПВ. 1964. Вип. 5. С. 67-80.
одного поселка к другому. Следы работы со стеклом выявлены лишь в одной из хозяйственных построек Лепесовки 142.
Камнерезное дело. В последнее время стало известно еще одно занятие черняховцев, безусловно, достигшее уровня товарного ремесленного производства. Это изготовление каменных жерновов из редкой породы - вулканического туфа, центр которого открыт П.И. Хавлюком у с. Лугового Винницкой области 14\ Скорее всего их массовое производство было налажено благодаря участию мастеров-каменотесов, выходцев из римских провинций. Отсюда они расходились по огромной территории Черняховской культуры, а некоторые попали даже на поселения киевской культуры.
Прядение и ткачество. В отличие от вышеперечисленных ремесел прядение и ткачество не вышло у черняховцев за уровень домашнего производства. Это были традиционные занятия женщин независимо от их социального положення. В женских погребениях находят детали веретен — пряслица и крюковидные булавки. Пряслице из богатого погребения 36 Лецкан имеет готскую руническую надпись с именем хозяйки Ы4. В позднеримское время появляется более совершенный вертикальный ткацкий станок, свидетельством чего являются находки скоплений глиняных грузил на месте станка у одной из стен дома. Ткани изготавливались изо льна, конопли и шерсти 115.
В готском языке имелись специальные термины для обозначения: полотна (Іеігі); плаща {habits, snaga); шерсти (wulia, занмств.
из лат. Julio); валяльщика шерсти (wullareis); кожаных башмаков (skohs) и др. Иб. [667] [668] [669] [670] [671]У современных исследователей нет сомнения, что единообразие массовых ремесленных изделий «Черняховского типа» являлось результатом цельной экономической системы, которая формировалась на основе общего внутреннего рынка. Такой рынок может сложиться только при регулярном общении населения1 внутри некоей устойчивой общности ь . Высокоразвитое чсрняховское ремесленное производство способствовало формированию внутреннего рынка. Местные мастера-ремесленники работали, как правило, на заказ в пределах общины, получая за свой труд продукты сельского хозяйства. Однако наличие крупных специализированных мастерских — кузнечных, ювелирных, гончарных, косторезных — свидетельствует о наличии товарного производства, т. е. изготовлении продукции на рынок. Поэтому есть все основания говоритъ о том, что черняховское общество достигло стадии второго общественного разделения труда, когда ремесло отделялось от сельского хозяйства |48.
Еще раз отметим, что на развитие Черняховского ремесла позитивно повлияло постоянное общение готов с античными городами Северного Причерноморья и населением Империи, а также захват ими большого количества пленных мастеров из римских провинций и Боспорского царства 119. Развитие различных видов производства у Черняховских племен стимулировало рост внутреннего и внешнего обмена, что отразилось на всех сторонах жизни общества. В этом смысле во многом справедливым остается мнение П.Н. Третьякова, что Черняховская культура «являлась продуктом ремесла и торговли» ,50.
4.3.3.