<<
>>

Торговля и денежное обращение

Археологические материалы содержит яркие и массовые свидетельства развития как внешней, так и внутренней торговли в королевстве Эрманариха. [672] [673] [674]

Разнообразные привозные изделия античного производства глубоко вошли в материальную'культуру и быт оседлого населения юга Восточной Европы ІІІ-ІѴ вв..

Торговля с античным миром. В IV в. торговля причерноморских варваров с Античным миром достигает своего наивысшего развития. Ее надежно подтверждают находки античной амфорной и краснолаковой керамики, изделий-из стекла и другие импорты, которые встречаются едва ли не на каждом Черняховском памятнике. Причем, следует напомнить, что римская керамическая тара доходила до самых удаленных уголков Черняховского мира (рис. 7), например, на территорию современной Курской обл. [675] [676] [677].

По наблюдениям Б.В. Магомедова, динамика поступления- амфор и других импортных изделий показывает, что их массовый приток в Черняховский ареал приходится на IV в. Около середины этого века сюда начинаются массовые поставки дешевого синопского вина. Помимо его в Причерноморье начал работать новый специализированный центр виноделия, направленный на сбыт продукции преимущественно среди северных варваров, причем амфорную тару для него изготавливали вывезенные из Синопы гончары ,52. Этим объясняют массовое появление в Черняховском регионе так называемых «псевдосинопских амфор» (старое название «тип Делакеу») при их полном отсутствии в греческих городах.

Из письменных источников, в частности Фемистия, о торговле готов с римлянами на Дунае известно, что варвары получали из Империи вино, соль, оливковое масло, оружие, одежду, украшения ш. Продавали они главным об-

разом рабов, а также скот, кожи, продукты лесных промыслов |54. Среди, советских ученых, получило широкое распространение мнение,, что важнейшей статьей восточноевропейского экспорта1 в- Империю' мог.

быть.хлеб; выращиваемый славянами-черняховцами, чем объяснялся массовый приток римской: монеты, на; Украину |55'. Б.А-. Рыбаков' даже писал об экспортном1 земледелии в;украинской лесостепи: периода «траяновых: веков», как. он образно: называл время черняховской.культуры.15Не менее ради кальную, позицию в.этом вопросе занял М;Ю; Брайчевский: Рассматривая-вопрос о генезисе Черняховской культуры,„он: высказался более: чем определенно: «Можно утверждать,, что Черняховскую культуру породила хлебная: торговля, .с Империей»157. .

Однако в современной науке эти смелые гипотезы не. нашли подтвёрж- дення158' Каких-либо археологических свидетельств товарного производства зерна в черняховское время нс обнаружено, да и'позднеантичные авторы, видимо, не случайно, молчат о вывозе хлеба из областей Черняховской культуры. Наоборот, из письменных источников мы знаем, что в европейском Барбарикуме позднеантичной эпохи, постоянно ощущался дефицит, хлеба, что и было-одной из побудительных причин движения варваров в хлеборобные провинции Римской империи.

Уже Зосим сообщает о присутствии торговцев среди: варваров с эпохи «Готских» («Скифских») войн (ZbS;, 134.1). Об'устойчивом* и развитом-характере внутренней1 торговли у готов свидетельствует наличие в их языке специальных терминов для обозначения соответствующих, понятий: купец (*kaupa-mannz), деньги, серебро (silubr); покупать (bugjctn, грет, ауора^еіѵ); продавать (fra-bugjan, греч. лтрпокыѵ); рьшок (ganins, греч. ауора);

15,1 Кропоткин В.В. Экономические связи Восточной. Европы в 1 тысячелетии нашей эры. М., 1967. Є. 113-114.

155 Греков Б. Д. Киевская Русь. Ml; Л., 1938; БрайчевськиГг М.Ю.. Рпмёська монета на території України. К., 1959. С. 27-34.

15ь Рыбаков Б.Д. Киевская Русь и Русские княжества... С. 37,45. . -

157 Брайчевськпй МЛО. Періодизація історичного розвитку Східної Європи... С. 15.

ISS Там же. G. 112-113.

стоимость (yvairp); прибыль (gawciurki); долг (dulgis); кредитор (dulgahaitija, греч.

Saveumjg); должник (faihtiskula); жадный к деньгам (geldgierig); обогащаться (fciihon). Из эпической традиции мы знаем, что больше всего готы ценили кубки, затем скот и сокровища (Hlodskvida, 10). Интересно, что Вульфила при переводе іреч. брубрюѵ — «серебро», «деньги» использовал гот. faihu — «скот», «состояние», букв, «передвигающееся богатство» [678] [679]. X. Вольфрам отметил, что гот. каироп - «торговать» произошло от лат. сайро, что объективно свидетельствует о наличии торговых отношений, которые сначала завязывались именно с римлянами. При этом лат. «торговец» играло в готском языке такую же роль, какая соответствовала в других германских идиомах работорговцам - nmngones ,б°.

Судя по письменным источникам и археологии, приграничная торговля была уже не меновой, а денежной [680] [681]. Археологические данные свидетельствуют о большом объеме римского импорта вина и масла в амфорах, а также украшений. Из других видов товаров большое значение имел ввоз разнообразной стеклянной столовой посуды |б2, наборов стеклянных игральных жетонов-calculi для игры типа шахмат [682], а также разнообразных бус [683] и предметов роскоши, в том числе, золотой парчи из Константинополя, известной по находке из «княжеского» погр. 5 в Переяславле-Хмельницком |б5.

В мирное время готские купцы свободно торговали на всей территории приграничной провинции Фракия, посещали любые города и торговые пункты. В годы римско-готской войны 366—369 гг. «запрет всяких торговых отношений ввергал варваров в крайний недостаток в самом необходимом» (Amm. Marc., ХХѴІІ.5.7). Поэтому в договор между королем Атанарихом и императором Валентом в 369 г. было включено специальное условие об эмпориях на Дунае, где готы могли бы торговать с римлянами ш.

Исследователи наиболее вероятным признают передвижение товаров в Восточной Европы по морю, а далее по рекам, прежде всего, вверх по Днепру и Днестру І67. Особенно большое значение имел старый торговый путь по Днестру, верховья которого связывались с Прибалтикой.

Па это прямо указывает Псевдо-Арриан: «Река Тира [Днестр — ИЗ.] безопасна для плавания грузовых судов» (Ps.-Arrian., 88). Важными торговыми центрами оставались позднеантичиые города Ольвия, Тира, Танаис, из которых продукция восточноримских городов расходилась по бассейнам ближних рек, доходя до Скандинавии. Внутри Черняховской территории в удобных местах возникали торжища и постоянные торговые пункты. О. существовании в готском обществе торговцев прямо свидетельствует находка весов римского типа на поселении Лепесовка І0*. Подобные весы неоднократно находили на территории Свободной Германии, их находки связывают с бродячими торговцами 169. Развитие Черняховского общества достигло той стадии, которая уже требовала всеобщего торгового эквивалента. Судя по массовым находкам, таковым служили, прежде всего, римские монеты.

Торговля с северными соседями. Объектами внутренней торговли была, прежде всего, гончарная керамика, изделия из металлов, кости и рога, в частности гребни, каменные жернова, производство которых было налажено в районе Умани, а также янтарные украшения. Для отдаленных

166 Корсунский Д-Р. Указ. соч. С. 58.

167 Кропоткин Д.В., Кропоткин В.В. Указ. соч. С. 176.

ш Тихонова М.А. О находке римских весов на Южной Волыни И Проблемы археологии. Л.. 1978. С. 97-101.

165 Die Gormanon. Bd.II... S. 161-162, Abb.34.

восточноевропейских областей подданные короля Эрманариха выступали, прежде всего, в роли производителей ремесленной продукции. Значительное число предметов Черняховского импорта (гончарная посуда, бронзовые фибулы и[684] пряжки, гребни и даже каменные жернова) найдено на памятниках киевской культуры ь0. В обмен население киевской культуры и более отдаленных районов Восточной Европы могло поставлять пушнину, воск, мед и, конечно, янтарь.

Картографирование вещей Черняховского и римского происхождения в глубинных районах Восточной Европы выявило еще два направления экономических связей черняховцев с народами лесной-зоны — в Восточную Прибалтику и в-финно-угорские области ©ки-Волги 171.

Археологическими-свидетельствами торговли с населением Прибалтики служат многочисленные находки изделий из янтаря, прежде всего буе. Судя по рассказу Иордана о покорении «северных народов» (Get., 116) Эрманарих стремился установить контроль над торговыми путями по Волге. Иордан также сообщает, что «племя это [готы - КЗ.] ...без страха держало огромные пространства земель и столько морских заливов, столько течений рек» (Get., 89). В то же время археология не подтверждает весьма популярную гипотезу Г. Шрамма — X. Вольфрама о «золотых народах» Приуралья, от которых готы Эрманариха якобы получали золото 1 '[685]. Находки изделий из этого металла на памятниках Черняховской культуры минимальны. Основным благородным металлом у готов, как и у других германцев позднеантичной эпохи было серебро.

Денежное обращение. Важным показателем уровня экономического развития того или иного общества является наличие (или отсутствие) в нем монеты и денежного обращения. По количеству монетных находок черня-

ховская культура резко выделяется из всех предшествующих и последующих археологических культур Восточной Европы (рис. 6). На ее территории по подсчетам К.В. Мызгина известен 1171 пункт находок римских монет |73. Из них 988 (84,7%) приходятся на единичные находки и 183 (15,3 %) на клады. Последние содержали в целом не менее 23 000 монет. Напомним, что некоторые клады отличались огромными размерами. Например, известный Боро- чнцкий клад содержал около 2000 монет общим весом до 9 кг, а также наградной золотой медальон с изображением императора Иовиана (363 — 364) . Если формально брать эти количественные показатели, то по ним

Черняховская культура не имеет себе равных среди восточноевропейских культур I тыс. н. э. По числу монетных находок она намного превосходит даже Киевскую Русь.

Установлено, что подавляющее число монет, найденных на территории Черняховской культуры — римские денарии с высоким содержанием серебра, и лишь единичными экземплярами представлень! золотые и бронзовые монеты.

При этом их находки встречались как в слоях поселений, так и в погребениях, где их иногда находили в поясных сумках. Отмечено спорадическое использование монет в могилах в качестве «оболов Харона». Хотя собственного монетного чекана у черияховцев не было, с занятой ими территории происходят так называемые «варварские» подражания римским монетам (48 находок). Известно, что недостаток римских денариев заставлял варваров чеканить свою собственную монету по римским образцам 175. Варварские подражания известны на Азиатском Боспоре времени «Скифских» войн. Их чеканку связывают с появлением здесь готов и боранов |76. Наконец, помимо римских с памятников Черняховской культуры происходит [686] немногочисленная-- серия, боспорских монет, указывающая, на прямую , торговл ю с городами* Боспора-.177.

Соотношение- между количеством серебряных: римских-, денариев: И; «варварских», подражании' им> как, . 110:1' объективно, показывает,, что: черняховское- население не: испытывало: недостатка*, в,. . серебряной римской монете для».использования-ее во внутриторговых операциях':178. Их*, картографирование показало, что зоны концентрации римских, монет' совпадают-с зонам№к6нцен ірацииїчерняховских;гіамятникові Естественно; римские монет • ты.чаще встречались на памятниках, расположенных ближе.-к.лимесу. Здесь в:

. ходу.были:и: мелкие медньіе монеты,.что является:надежным свидетельством; их-, использованиям в. качестве: средства*, денежного: обращения:. Но • и. в. самых отдаленных, уголках, Черняховского мира отмечено: массовое поступление- римской:монеты. Так.в-.Днепро-Донецкой лесостепи ІСВ: Мызгиным учтёньг находки 3800 монет -179., Весьма показательно;; что не-только отдельные: находки,: но* и клады римских монет известны на*,далекой- северо-восточной- периферии* Черняховской, культуры, в: частности; на Верхнем Дону в. окрестностях г. Ельца^Липецкая-.обл.):180. .

Исследователи указывают различные.пути.проиикновения-римскошмо- неты к варварам-черняховцам. Значительная;, если-, не. большая- часть серебряных римских денариев* (до 80' %)- попала к- ним; еще во время. «Готских» войн, середины-Ш в. в-качестве:трофеев*и выкупа (Set, .91 :):.Зосим сообщает:. «Успех варваров значительно возрос, так как Галл [император 251-253' гг. — И.З.] не только позволил им возвратиться домой с. их добычей, но и.обещал выплачивать им определенную сумму в деньгах ежегодно» (Zos1., 1:24.1-2). «Так как горд [Трапезунд — ИЗ:] был захвачен, варвары нашли в нем

177 Мйзгін К.В. Антштіімопсти....С. .9-10..

178 Мызгип К. В. «Варварские» подражания;римским монетам... Є..94. '

175 Мызгин К.В: Некоторые аспекты политической и экономической истории населения Диепро-ДЬнещсой лесостепи но второй четверти I тыс. н;э.' по нумизматическим--данным //.Древности Центральной и Восточной Европы эпохи римского-влияния и. переселения народов («Germaiiia-Sarmatia»); Калининград, 2008'; С. 73;

■ 180 Разуваев ІО;Д. Клад римских денариев из с. Казаки Липецкой области// РА. 2002. Хи 2. С. 165-171.

огромное количество денег и несметное число рабов» (Zos., 1.33.3) И далее: «Вследствие этого варвары немедленно пересекли пролив и захватили Халкидон без сопротивления, получив во владение множество денег, оружия и другого добра в изобилии» (Zos., 1.34.3). Свидетельствами такого рода пестрят сочинения авторов эпохи «Готских» войн.

Впоследствии часть награбленных денег была спрятана в виде сокровищ (кладов) ш. Безусловно, свой вклад внесли и денежные выплаты варварам за военную службу |82. Иордан сообщает о готах, что после того как у них императором была отнята стипендия, они «из друзей стали врагами» (Get., 89). По мнению М.Б. Щукина, серебряные монеты, чеканенные во II в., — это часть выплат готам-федератам из запасов императорской казны, в которой осели вышедшие из обращения номиналы. Они предпочитали именно их как более удобные при расчетах — для варваров было важно большое содержание чистого серебра, а не портрет того или иного императора |!і3. Эту гипотезу подтверждает известное свидетельство Тацита о том, что германцы принимают в уплату лишь известные с давних пор деньги старинной чеканки (Germ., 5. Ср.: Dio Cass., LXXXII. 14). Какая-то часть монет попала в Восточную Европу благодаря торговле с Империей, а также как выкуп за пленных и в качестве военных контрибуций. Недавно К.В. Мызгин пришел к выводу, что основу поступления римских монет ранних выпусков и монет ИТ в. составляла военная добыча периода «Г отских войн», а основу поступления монет IV — начала V вв. активная торговля местного населения с римскими провинциями. Находки боспорских монет на черпяховскнх памятниках и их проникновение в Черняховскую среду связаны с боспорской торговлей |Я4.

Встает вопрос, как оценить уровень товарно-денежных отношений в готском обществе по нумизматическим источникам. В свое время М.А. Ти- ханова полностью отрицала функцию римской монеты в качестве денежного [687] [688] [689] сродства, настаивая лишь на развитии меновой торговли у черняховцев 1 . Противоположную точку зрения высказал M.IO. Брайчевский, настаивавший на повсеместном обращении римских монет в Черняховском обществе [690] [691] [692] [693] [694]. Это мнение было аргументированно оспорено В.В. Кропоткиным. Ои допускал использование монет в качестве денег лишь во внешней торговле, в основном в западных пограничных областях. На его взгляд, у черняховцев денежное обращение находилось на первоначальной стадии развития, когда функция средства обращения еще не имела необходимых предпосылок для развития |87. Это замечание нам представляется важным для понимания социально-экономических основ готского общества, в котором наблюдалось сочетание, с одной стороны, еще довольно архаических структур, а, с другой стороны, весьма прогрессивных тенденций экономического развития.

В последнее время весьма острожную позицию в решении этого вопроса занял М.В. Мызгин. На основании анализа практически всего Черняховского нумизматического материала он пришел к выводу, что во внутренней жизни местного Черняховского общества монеты играли довольно активную роль и лишь какая-то их часть (клады) оседала в руках племенной верхушки |88. Исследователь утверждает, что в Черняховском обществе римская монета еще не выполняла функций денег, так как она принималась не по фактическому номиналу, а на счет. Это доказывается отсутствием мелкой разменной монеты — обязательного условия при существовании денежного обращения. Таким образом, по мнению харьковского ученого, следует говорить не о денежном обращении, а только о неких его зачатках |89.

Однако еще раньше Э.А. Рикман привел важные доводы в пользу внутреннего денежного обращения в среде Черняховского общества:

- «варварские подражания», встречающиеся среди прочих монет;

- сильная потертость большинства монет;

- наличие некоторого количества бронзовых (медных) монет, которые

190

применялись для розничных покупок на внутренних рынках

Как следует из письменных источников, гревтунги обладали немалыми деньгами и использовали их в зависимости от обстоятельств. Так, по сообщению Аммиана, Витимир, избранный королем сразу после смерти Эрманариха, «за деньги привлек в союз с собой» другое племя гуннов (Amm. Маїс., XXXL3.3). Сообщая о переправе гревтунгов через Дунай, Зосим пишет, что лжеизменники, нанятые полководцем Промотом, «запросили непомерно большую сумму за предательство магистра и его армии, варвары сказали, что не смогут собрать такую сумму. Чтобы утвердить доверие к себе, шпионы магистра, однако не соглашались снизить цену. Наконец, стороны договорились о цене и втайне организовали измену; предатели должны были взять часть денег сразу же, а остальное - после победы...» (Zos., ІѴ.38.3-4). Наконец, в «Страстях св. Саввы Готского» о мученике говориться, что «не стремился он ни к деньгам, ни к богатству, довольствуясь лишь самым необходимым» (Passio, П.2). Здесь христианская риторика мартиролога явно противопоставляет образ святого его соплеменникам, которым были свойственны эти пороки.

О наличие денежного обращения и его последствиях прямо свидетельствует лексика Готской Библии: драхма {Факта, из лат. drachma)', деньги, монета (skalts); сокровище (huzd); богатство (gabei); быть богатым (gabignan); платить (us-giban); оплачивать (us-gildan); заработок (faihugawaurki) и др. (Табл. 1).

Довольно богатая готская «торгово-денежная» лексика не подтверждает недавно высказанное К.В. Мызгиным мнение, что германцам было не

Рикман Э.А. Этническая история населения Под пестро пья... С. 229,237.

знакомо само понятие денег [695]. Оно было знакомо готам, в том числе и в архаической форме faihu — «скот» = «богатство», но также «серебро», «деньги». Это СЛОВО, безусловно, является пережитком тех времен, когда СКОТ у ГОТОВ' выполнял функцию денег. Но, наш взгляд, на этом основании нс стоит архаизировать уровень обмена в готском’ обществе- если вспомнить латинское слово ресипіа (отpecus — букв, «скот»), которое в Риме веками применялось к звонкой монете (ресипіа signata). Тем более, что в Готской Библии словом faihu часто переводится греч. аруирюѵ - «серебро» и хртрата ~ «деньги» |92.

Показателем весьма высокого уровня экономического развития готского общества IV в., далеко ушедшего от первобытной экономики, служит то, что в готском языке существовали уже такие понятия, как: жадный до денег (faihufriks); долг (dulgs — займеш, из кельтского); должник {faihuskula); кредитор (dulgahaiiija, греч. баѵещттц;); долговое обязательство (wadjabokos); залог (wadi); проценты (wokra); налог (gild — изнач. «ответная дань», «взнос»); сборщик податей (motareis); собственность (aigin) и др.

Таким образом, распространение римских монет является[696] свидетельством существования в среде Черняховского населения денежного обращения, а наличие многочисленных и богатых .кладов — показателем глубоко зашедшей имущественной дифференциации Черняховского общества [697]. Привозные монеты создавали основу местной весовой и денежной систем. Они уже были важным платежным средством, хотя еще и не стали всеобщим эквивалентом. Такой уровень денежного обращения характерен для обществ, находящихся на стадии классообразования, формирования государственности и цивилизации. В то же время функция монет как средства обращения еще не имела необходимых внутренних предпосылок для развития, так как основная их масса попадала к черняховцам внеэкономическим путем. Возможно, по этой причине лексика готского языка была довольно плохо дифференцирована в части денежных отношений, когда надо было обозначать ссуду или заем [698].

Итак, высокопродуктивное пашенное земледелие и животноводство, развитые ремесленные и домашние производства во многом обеспечивали черняховское население питанием и основными видами бытовых вещей. По данным археологии, уровень его агрикультуры был близок таковой у восточных славян накануне образования Киевской Руси. Массовый приток античного импорта и особенно римской монеты трудно объяснить регулярным экспортом- Черняховского зерна или другой продукции в римские провинции. Скорее всего, большая часть монет попала на Черняховскую территорию внеэкономическим путем: в виде выплат варварам-федератам, «даров» готским королям, а также в качестве трофеев. Лишь небольшая часть монет поступала в глубинные Черняховские районы в результате торговли с римским миром. Скорее всего, эта торговля для черняховцев была дефицитной, что покрывалось за счет средств, полученных извне внеэкономическим путем.

4.4.

<< | >>
Источник: Зиньковскаи И.В.. КОРОЛЕВСТВО ЭРМАНАРИХА В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IV ВЕКА. 2010

Еще по теме Торговля и денежное обращение:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -