Что йужнее для управления множеством людей: добровольное послушание или страх наказания
Римская республика была взбудоражена борьбой между нобилями и плебеями, однако при наступлении войны снарядили две армии во главе с Квинкцием и Аппием Клавдием. Ап- пия солдаты не любили за жестокость и грубость и плохо подчинялись ему, так что он оказался на грани разгрома и бежал из своей провинции; Квинкция солдаты слушались, ибо он был Доброжелателен и человечен, почему ему и удалось одержать победу.
Отсюда можно сделать вывод, что при управлении Множеством людей лучше быть снисходительным, чем гордым, Милосердным — чем жестоким. Тем не менее Корнелий Тацит, 0 Которым согласны многие другие писатели, приходит в од- нт0й своей фразе к противоположному заключению, когда ait:n niultitudine regenda plus poena quam obsequium valet»*. Пы- *
Чем ГовоРит: «При управлении многими людьми страх наказания действеннее, Ослушание» (лат.).
таясь примирить оба эти мнения, скажу: управлять можно ЛЮДЬМИ, которые В обычных обстоятельствах ЯВЛЯЮТСЯ Тебе равными, или теми, кто подчинен тебе по своему всегдашнему положению. В первом случае ни наказания, ни суровость, 0 которой говорит Корнелий, ДЛЯ тебя В ПОЛНОЙ мере неприем, лемы, а поскольку римский плебс делил бремя власти с нобилями, те из них, что становились на время начальниками плебеев, не МОГЛИ обходиться С НИМИ жестоко И грубо. Можно было наблюдать, что зачастую большего успеха добивались те римские военачальники, которые пользовались любовью и послушанием солдат, по сравнению с теми, что прибегали к крайнему устрашению, за исключением разве таких, кто выделялся из них необыкновенной доблестью, как Манлий Торкват. Но кто командует своими подданными, что и имеет в виду Корнелий, должен рассчитывать больше на страх перед наказанием, чем на послушание, чтобы эти люди не вышли из повиновения и не стали тобой помыкать из-за твоей чрезмерной доступности. Однако и суровость должна быть умеренной, дабы не вызвать ненависти, потому что ненависть подданных никогда еще не была на пользу никому из государей. Способ обезопасить себя от проявлений этого чувства состоит в том, чтобы не покушаться на имущество граждан, ибо ни один государь не желает пролития крови подданных, пока оно не служит предлогом для хищения, побуждает же к этому необходимость, наступающая довольно редко. Но она возникает почти всегда, если на самом деле речь идет о притязаниях на чужое имущество; тогда не бывает недостатка в поводах и желании проливать кровь, как мы подробно говорили об этом в другом нашем сочинении. Таким образом, большей похвалы заслуживают по-ступки Квинкция, а не Аппия, мнение же Корнелия, в известных рамках, также имеет право на одобрение, но не в случай подобных тому, что произошел с Аппием.
Раз уж мы заговорили о наказаниях и о послушании, мне жется нелишним показать, насколько более, чем сила ору*11*' подействовал на фалисков пример человечности.