2.1 Легальность и легитимность власти.
В понятие ресурсов власти входит и то, что называют легальностью и легитимностью власти.
Легальность власти – это её законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е.
ее юридически нормативная узаконенность. Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. Причём одна может переходить в другую.Легитимность – это та власть, которая одобрена народом (разработал М. Вебер).
Из сказанного можно сделать вывод:
- власть может быть легальной и легитимной – это крепкая власть;
- власть может бить легальной, но нелегитимной – это шаткая власть;
Всякая уважающая себя власть стремится стать и быть и легальной, и легитимной. Легальность и легитимность – качественно разные ресурсы власти, обладающие разным потенциалом функционирования.
Макс Вебер различал три главных типа легитимности власти:
Традиционная легитимность – основана на авторитете нравов и обычаев, привычке ориентироваться на их соблюдение. Обычаи и традиции выполняют на только регулирующую роль в обществе, они обеспечивают преемственность поколений, непрерывность исторического процесса. Другими словами это правление династий.
Харизматическая легитимность – особая, исключительная одаренность, наделённость государственного деятеля, политического лидера такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политических «верхов». Харизматическая власть – это власть, основанная на слепой преданности лидеру, которому приписывают некие высшие качества и почти мистические свойства. Харизматическая власть живёт столько, сколько живёт её носитель.
Рационально-правовая легитимность – согласно Веберу, характерна для власти демократической. Её отличает понимание обязательности выполнения своих обязанностей всеми «государственными служащими» – от рядовых до носителей власти. Граждане доверяют не отдельной личности или группе лиц, находящихся у власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.
Вебер называет эти типы легитимности «идеальными типами», понимая, что в реальной политической жизни они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации идеальных типов, переходы от одного к другому.