<<
>>

  ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПРЕДФИЛОСОФИИ

  Героический род завершает собой развитие родовой организации в рамках первобытно-общинной формации. Родовой строи проходит стадию матриархата, переходную стадию от матриархата к патриархату и стадию патриархата.
Героический космос завершает собой телесное и духовное развертывание истории и логики развития рода. Наличие исторических стадий розового строя, структурное и функциональное сходство индийского и китайского космосов позволяют судить об общих закономерностях развития предфилософского сознания древних индийцев и китайцев в эпоху родовой формации.

Во-первых, в условиях биосоциального тождества природы и рода самосознание древних индийцев и китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей и замыкается под образами первопредков на тело природы и рода и их естественные циклы. Вследствие этого субъектно-объектные отношения в сознании не дифференцируются: род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. По сути дела це- леподоженного процесса объективации здесь нет, род изначально един с природой. Такое соотношение природы, человека и сознания в первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы (веданта, миманса, даосизм, конфуцианство). Подобную параллель можно провести и с греческой предфи- лософией и философией [53].

Во-вторых, движущим основанием структурно-функциоиаль- ных трансформаций родового сознания выступает род. Объективное развитие рода, его биосоциальные горизонтальные и вертикальные изменения становятся системообразующим принципом построения природного мироздания и фиксируемого в нем и отраженного в духе родового сознания. Точечно-линейные (спиральные), плоскостные (округлые, квадратные), объемные (ша- рообразные; кубические) структуры и их пространственно-временные свойства передаются идеям сознания, отчего все оно пропитывается чувственными измерениями и интуициями. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем появляется в философских учениях.

Аналогия индийского и китайского космосов говорит об общих законах развития формальной и содержательной сторон предфилософского (родового) сознания индийцев и китайцев.

В-третьих, на заключительных этапах развития родовой организации у древних индийцев и китайцев складывается сходная гносео-онтологическая структура предфилософского сознания. Телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии — в философской антропологии, социологии, космологии и гносеологии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания — мифа, ритуала или табу в качестве исходной основы философского сознания определяет мировоззренческий стиль и специфику того или иного философского направления, тип философствующего мудреца и характер применения диалектики мышления. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство — ритуал, легнзм — табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса — ритуал; у греков элейцы избирают миф, пифагорейцы — ритуал и т. д. Такой выбор диктуется не произволом мудреца-философа, хотя он на этом может и настаивать в своей свободной любви к мудрости, а социальными условиями и классовыми интересами философа.

Несомненно, что индийская и китайская предфилософия в рамках рода имеет и свою специфику. Она складывается из общего культурного фона жизни индийского и китайского родов и различия в языках. Однако в целом она только конкретизирует в мировоззрении общие закономерности формационного способа общения людей.

 

<< | >>
Источник: Лукьянов А. Е.. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. —М.: Изд-во УДН,1989.— 188 с.. 1989

Еще по теме   ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПРЕДФИЛОСОФИИ:

  1.   ВВЕДЕНИЕ 
  2.   ПЯТИЧАСТНЫЙ АРХЕТИП КАНОНА-КНИГИ
  3.   ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ И ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПРЕДФИЛОСОФИИ
  4.   ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
  5. ОТ АВТОРА
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ